Рекомендации составлены преподавателем методики музыкального воспитания в школе Шевченко С.В

предназначены студентам школьного и музыкального отделения педагогического училища 

 

 

 

 


  Проблема развития мышления ребёнка во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление.

        

    Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приёмам мыслительной деятельности, которые помогают достигать новых уровней знаний.

    Если ученик умеет анализировать, выделят главное, это значит, что он сможет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления – это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности ученика. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления: 1. Практически-действенное; 2. Наглядно-образное; 3. Словесно-логическое.

    Самым ранним (у ребёнка до 3 лет) является практически-действенное. В 4 – 7 лет развивается наглядно-образное. В первые годы обучения в школе происходит развитие словесно-логического (понятийного) мышления. У школьников среднего и старшего возраста этот вид мышления становится особенно важным: задача решается в словесной форме, образуются и используются наиболее отвлечённые понятия, создаются различные алгоритмы решений и т.д.

    В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид продолжает и дальше развиваться и совершенствоваться.

    При этом утверждается, что формирование определённых качеств мышления на одном предмете в известной мере способствует общему развитию мышления обучаемых.

    Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитие мышления уч-ся при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрии формирует все те качества мышления, которые необходимы для усвоения музыки или истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования определённый вклад. На различных ступенях развития школьников существенно меняется значение предметов для формирования их мышления. Также очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметов, если ведётся целенаправленная работа, когда учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала.

    Основным путём успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить её значимость в данной ситуации.

    Одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.

Развивать мышление – это значит:

1. Развивать все виды и формы мышления – практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое, разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное – и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие

2. Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.).

3. Развивать умения отделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определённо, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приёмов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы. Большое значение в развитии мышления уч-ся имеет ориентация их на логические правильные ответы.

 

* * *

Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания (письменные и устные).

    Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.

 

1. Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику (духовой, ударный,     струнный, смычковый).

 

2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:

1) духовые;

2) струнные;

3) ударные;

4) русские народные инструменты и т.д.

 

3. Сравнить по рисунку:

ü Скрипка – балалайка, установив

1) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)                

2) различие (балалайка – струнный щипковый, скрипка – струнный смычковый; у       каждого инструмента – свой тембр; внешние признаки – форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры);

1) арфа – гусли;

2) труба – рожок;

3) ложки – барабан и т.д. (в дальнейшем рисунки заменять словами);

4) песня – пьеса;

5) песня – романс;

6) концерт – симфония;

7) куплет – припев;

8) колыбельная – частушки;

    В звучащем варианте: «Вальс» Штрауса – «Вальс» Шопена; «Рондо» Моцарта – «Лакримоза» Моцарта.

 

4. «Лишнее слово»:

1) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон;

2) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано;

3) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист;

4) вальс, полька шимми, фокстрот, танго, марш;

5) симфония, песня, пьеса, соната.     

 

5. Соотнести с именем композитора –

1) портрет;

2) фрагмент его биографии;

3) фрагмент истории создания произведения;

4) фрагмент литературно произведения, положенного в     основу музыкального. 

 

5. Диктант (письменно):

     Композитор, дирижёр, пианист, опера, рапсодия,   прелюдия, фагот, болеро,   балет,   арфа.

    Задание к диктанту:

   а) объяснить значение подчёркнутого слова;

   б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет     каждое слово, не называя его).

7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

1) Зимний пейзаж – (Концерт для скрипки с оркестром «Времена года» Вивальди). 

2) Одинокая фигура молящегося – («Аве Мария» Шуберта).

3) Изображение гнома Бабы – Яги – («Гном», «Баба –   Яга» Мусоргского).

4) «Царевна Лебедь» Врубеля – (опера Римского-Корсакова  «Сказка о царе Салтане»).

 

8. Продолжить ряд:

1) Органист, трубач … (профессии музыкантов – исполнителей).                             

2) Виолончель, гусли … (струнные инструменты без деления на струнные и струнные смычковые).    

3) Моцарт, Чайковский … (фамилии композиторов без деления на отечественных и зарубежных).

 

9. Сгруппировать:                    

1) Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра;                              

2) фасад, трубы, органист, оркестры, ложки, песня, соната (признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики).

 

10. Составит логическую пару слов:

1) гармонь – баян («родственники»),  гармонь – балалайка (русские народные инструменты);

2) песня – куплет (часть песни), песня – хор (хоровое исполнение песни);

3) дирижёр – оркестр (руководитель);

4) Бах – орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д.

 

11. «Базовое слово»: Мусоргский М.П.

· 19 век;

· русский композитор;

· пьеса «Гном»;

· пьеса «Богатырские ворота»;

· цикл «Картинки с выставки» и т.д. (закрепление пройденного материала).

 

12. Поставить слова, определяющие жанр:

1) …… «Щелкунчик» (балет);

2) …… «Снегурочка» (опера);

3) …… «Ёлочка» (песня);

4) …… «Медведь» (пьеса).

 

 

13. Доказать:

             а) Песня = полифоническое произведение (при каких условиях может существовать это утверждение? – В том случае, если песня будет многоголосной, а значит не сольной – в хоровом варианте звучания);

             б) песня - …… = пьеса (привести пример).

                         

                 

14. Допишите слово:

             Бар ……… Баритон.

             Фа ………. Фагот.

                 Ро ………. Рожок.

              Ор ……… Оркестр. И т.д.

 

15. «Звучащая викторина»: определить по фрагменту –

1) тип оркестра;

2) тип хора;

3) инструмент;

4) солирующий инструмент;

5) жанр – назвать произведение и автора.

16. Ассоциативная форма мышления (при повторении пройденного материала). Назвать (записать) 5 – 6 слов. Орган …… (трубы, день рождения, Бах, полифония, кафедра, «король инструментов»).

Песня: ……. Соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль.

 

17. «Свернуть»:

Колыбельная, частушки, солдатские, трудовые, обрядовые – виды русских народных песен.

 

 

18. «Развернуть»:

Музыкальные инструменты: духовые, ударные, струнные, народные.

 

 

19. Анализ музыкального произведения по предложенному учителем плану:

· характер;

· жанр;

· музыкальный образ;

· исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение – оркестр.

 

 

20. Различные головоломки, ребусы, шарады, софизмы (гибкость, критичность мышления):

   Бокал – вокал.

   Репетиция симфонического оркестра. Входит опоздавший балалаечник…Как поведёт себя дирижёр? Сделает замечание? Сделает вид, что не заметил? (Нереальная ситуация…В составе симфонического оркестра нет группы балалаек).

 

   21. Вопросы, которые можно использовать в устной или письменной работе:

 

· В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырёх исполнителей?

· Кого из композиторов называли «королём» вальса?

· Правильно ли это утверждение: «Мне музыка не понравилась – значит, это плохое музыкальное произведение»?

· Мода на Баха, мода на Моцарта ……… Возможно ли это?

· Опера – спектакль, где заняты ……. (певцы, музыканты, художники, гримёры, осветители ……)

· Назовите инструменты, изображающие удары грома, звучание пастушьего рожка в песне Леля? (опера Римского-Корсакова «Снегурочка»).

· Кто из выдающихся русских композиторов был – морским офицером? Учёным химиком?

· В каких операх героями стали реальные исторические лица?

· Кто из друзей А.С. Пушкина был композитором?

· Перечислите: какие пьесы входят в цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»?

· В музыке какого из «трёх чудес» (Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») звучит мелодия русской народной песни?

· Перечислить жанры вокальной музыки……….

· Создатель оркестра русских народных инструментов……..

· Чем отличается в любой песне куплет от припева?

· Сочинять в момент исполнения, это значит ………

· Симфоническое произведение, посвящённое защитникам Ленинграда?

· Танец, предшественник вальса?

· А.Хачатурян и М.Лермонтов. Что объединяет эти два имени?

· В каких литературных произведениях запечатлены сцены бала?

· Назовите джазовые танцы.

 

 

Музыкальная олимпиада. Она состоит из трёх блоков, каждый из которых направлен на выявление тех или иных признаков успешной деятельности по музыке:

1. Музыкальная викторина.

2. Комплексный анализ средств музыкальной выразительности и их значения для создания художественного образа музыкального произведения.

3. Ответы на вопросы.

 

Музыкальная викторина проводится в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается узнать на слух 5 произведений, звучание которых им знакомо по школьной программе. Могут быть представлены фрагменты из популярных классических произведений, например: «Шутка» И.С. Баха, «Rondo alla turka» В.А. Моцарта, 1-я часть «Лунной сонаты» Л.ван Бетховена, «Утро» Э. Грига, 1-й концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и др. Учащиеся записывают автора и название произведения, если они узнали его на слух, желательно точно и полностью. Важно, чтобы прозвучала музыка, с которой дети знакомились задолго до олимпиады.

 

Задания предполагает четыре уровня его выполнения:

1. ученик не узнал музыку – 0 баллов

2. ученик правильно указал либо краткое название, либо автора произведения – 1 балл

3. ученик правильно указал автора и краткое название произведения (например Э.Григ «Утро») – 2 балла

4. ученик правильно указал автора и полное название произведения (например Э.Григ «Утро» из сюиты к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт») – 3 балла.

По каждому номеру музыкальной викторины, таким образом, выставляется определённый балл, затем количество баллов суммируется.

Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память уч-ся, знание хрестоматийных классических произведений. С другой стороны, оно показывает уровень владения терминологией, ориентации в музыкальном материале.

На втором этапе музыкальной викторины ученикам предлагается прослушать 3 незнакомых произведения и указать, перу какого композитора они могут принадлежать. Если ученик затрудняется указать тонную принадлежность музыки, он может назвать примерно век и страну, или хотя бы указать к какой музыке – русской ли европейской – относится данный фрагмент.

Выбирая конкретные примеры для этого задания необходимо следить, чтобы в них действительно ярко проявлялись черты композиторского стиля. В зависимости от уровня подготовки и возраста уч-ся могут быть использованы ак достаточно простые, так и весьма сложные варианты.

В качестве простого варианта могут выступать:

· Концерт для двух скрипок, бранденбургские концерты И.С. Баха

· Фортепианные сонаты В.А. Моцарта

· Мазурки и вальсы Ф. Шопена

· Фортепианные и скрипичные миниатюры П.И.Чайковского

Более сложными вариантами могут быть:

· Каприсы Н. Паганини

· Симфонии Л.ван Бетховена

· Прелюдии и этюды-картины С.С. Прокофьева

 

Задание также предполагает четыре уровня выполнения:

 

1. Ученик не узнал музыку – 0 баллов

2. Ученик правильно указал принадлежность музыкального фрагмента как русского или зарубежного – 1 балл

3. Ученик правильно указал время и страну создания музыки – 2 балла

4. Ученик правильно указал автора музыки – 3 балла

 

    По каждому номеру второго этапа музыкальной викторины также выставляется определённый балл, затем количество баллов суммируется.

    Задание позволяет выявить чувство стиля, объём и системность интонационно-слухового опыта учащихся.

    Комплексный анализ музыкального произведений проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы в двухчастной, трёхчастной, трёхчастной репризной форме или форме рондо с контрастными частями.

    Уч-ся слушают музыку несколько раз. Перед первым прослушиванием им предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать её основное настроение, характер, услышать, меняется ли она на протяжении пьесы.

    Перед вторым прослушиванием уч-ся предлагается определить музыкальную форму, в которой написано данное произведение. После этого прослушивания им предлагается начертить таблицу. В верхнюю строку таблицы они должны вписать буквенное обозначение частей в соответствии с музыкальной формой, а строки заготовить пустыми:

 

 

  А В С
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

    Перед третьим прослушиванием уч-ся предлагается определить, какие средства музыкальной выразительности использованы композитором для создания характера, настроения музыки, и вписать их в левую колонку, например:

        

  А В С
ТЕМП      
РЕГИСТР      
ДИНАМИКА      
МЕЛОДИЯ      
АККОМПАНЕМЕНТ      
ЛАД      
РАЗМЕР      
РИТМ      
ШТРИХИ      
ТЕМБР      

 

    Во время четвёртого и пятого прослушивания уч-ся заполняют таблицу целиком в соответствии с изменениями средств музыкальной выразительности от одной части к другой.

    Перед заключительным шестым прослушиванием учитель обращается к детям:

    – Ребята, вы уже, наверное, неплохо ориентируетесь в этой музыке, знаете все изменения характера, средств музыкальной выразительности… попробуйте теперь, опираясь на полученные знания, описать, как развиваются в этой пьесе музыкальные образы.

    Задание позволяет выявить многое: знание учащимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное – это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа. Если ребёнок справляется с поставленными задачами, можно говорить о том, что он обладает целостным структурным музыкальным мышлением. И это свидетельствует об очень высоком уровне его музыкального развития. Поэтому выполнение задания, в отличие от музыкальной викторины, оценивается в других градациях:

1. если ученик не справился с заданием – 0 баллов;

2. если ученик в целом правильно определил форму и записал основные изменения средств музыкальной выразительности – 5 баллов;

3. если ученик полностью и точно составил таблицу – 10 баллов;

4. если ученик неточно составил таблицу, но глубоко и полно описал художественный образ – 15 баллов;

5. если ученик полностью составил таблицу и глубоко отразил эти изменения в описании художественного музыкального образа – 25 баллов.

    Ответы на вопросы завершают олимпиаду. Они не требуют привязки к музыкальному звучанию и даются отдельными учащимися в перерывах между музыкальными номерами викторины (но ни в коем случае не между прослушиваниями предыдущего задания!). Этот раздел олимпиады позволяет выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки. Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определённой смекалки.

    Система оценивания здесь предполагает учёт не только количества правильных ответов, но и сложности вопросов. За ответ на каждый вопрос ученик получает 1, 2 или 3 балла. Затем баллы тоже суммируются.

    Ответы на вопросы достоинством 3 балла предполагают либо точный ответ, либо развёрнутую формулировку. Так, например, если при ответе на вопрос «что такое либретто» ученик укажет, что в переводе «либретто» значит «книжечка», - то такой ответ не засчитывается.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: