Социализация. Инкультурация, ее стадии и средства

Сущность межкультурной коммуникации

Культура - это система воззрений, ценностей, норм, верований, обычаев, традиций и знаний, присущих некоему обществу.

Коммуникация - это процесс обмена информацией.

Итак, межкультурная коммуникация - это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур, причем то, что коммуниканты являются носителями разных культур, значительнейшим образом влияет на их коммуникацию и в некоторой степени определяет ее ход.

Теория МКК - дисциплина, изучающая такое взаимодействие.

Цели межкультурной коммуникации:

- Систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;

- Развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;

- Формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Субъект межкультурной коммуникации

Конечным субъек­том межкультурного общения выступает сам человек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В то же время, добровольно или нет, эти люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Поведение каждого человека определяется системой общественных отношений и культурой, в которые он включен. Каждый участник культурного контакта располагает своей собст­венной системой правил, но эти правила обусловлены его социо-культурной принадлежностью.

Структура и уровни межкультурной коммуникации

Структура определяется следующими критериями:

- Отношение к природе;
- Отношение к времени;
- Отношение к пространству;
- Отношение к общению;
- Отношение к личной свободе;
- Отношение к природе человека.

Уровни:

Этнический уровень наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми и другими общностями. В современной этно­логии этносом считается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, характеризуемая общими особенностями культуры, самосознанием и совместно осуществляемой хозяйственной дея­тельностью.

Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтничес­кой основе через общую хозяйственную деятельность и государст­венно-политическое объединение.






Культура и культурная коммуникация

Определений культуры существует множество. Ее изучают в разных гуманитарных науках: антропологии, культурологии, социологии, психологии и т.д., а также во множестве смежных дисциплин, в том числе в теории МКК. Ни в одной из этих наук нет устоявшегося понимания культуры. В широком смысле культуру определяют как все то, что создано и создается в результате человеческой деятельности.

Межкультурная коммуникация -- это коммуникация между представителями разных культур. Именно поэтому для понимания МКК нужно осознавать, что представляет собой культура и какова её роль в процессе коммуникации.

Язык как явление культуры. Языковая картина мира.

В современной лингвистике признано, что каждый язык отражает свою собственную картину мира, которая отражается в языке. Поэтому в лингвистике мы говорим о языковой картине мира. В словах языка каждого народа отражается, как был увиден и понят мир. В языке есть слова-названия для падающего снега, для падающего снега, для снега из которого можно строить иглу – делать блоки для жилища и т.д. А для нас такие детальные обозначения снега не нужны. А у африканцев его нет вообще – значит, нет и слова-наименования.

Действительность «проецируется» в естественный язык, и, прежде всего, в его семантику. Поэтому языковая картина мира отличается от мира действительности. Это объясняется:

 

Во-первых, специфическими особенностями человеческого организма.

Во-вторых, языковая картина мира отличается от мира действительности в силу специфики конкретных культур, стоящих за каждым языком.

 

Например: русское «берег» реки, моря, озера и английское bank – берег реки, но shore – берег моря или большого озера. Или – принятое в разных культурах деление суток на периоды, которое мы подробно рассмотрели в прошлый раз.В конкретном языке происходит негласное коллективное соглашение (или конвенционализация) говорящих выражать свои мысли определенным образом.

 

Поэтому картина мира разных народов может по-разному категоризировать одни и те же предметные ситуации.

 

Культурная картина мира. Менталитет культуры.

Культурная картина мира – это целостная система представлений об устройстве мира и месте человека в нем.

Мировоззренческие, мифологические, религиозные, философские, художественные, научные установки оказывают влияние на формирование уникальной культурной картины мира. Культурная картина мира формируется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предыдущих поколений.

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство, время, причина, движение, судьба, а ее ядром – менталитет. Культурная картина мира проявляется в различных отношениях человека к ценностям, явлениям культуры, личности, семье, проявлениям добра и зла.

 

Социализация. Инкультурация, ее стадии и средства.

Термин инкультурация понимается как постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.

 

Социализацию же сторонники данной точки зрения рассматривают как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой, – активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности, процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

 

Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым считается человек, обладающий рядом важных качеств, среди которых:

· Достижение организмом физической зрелости, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

· Овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

· Овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: