Стратегии разрешения межкультурных конфликтов

Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:

- Соревнование. Эта активная стратегия предполагает, что обе стороны идут на открытое противостояние, при этом победителем конфликта признается тот, кто проявляет большую настойчивость, стойкость, рвение, хитрость и пр

- Сотрудничество. При этой стратегии обе стороны стремятся договориться, причем договориться так, чтобы решение позволило обеим сторонам достичь определенной выгоды.

- Уход от конфликта. Это пассивная стратегия разрешения конфликта, которая заключается в том, что стороны идут на взаимные уступки, стремясь избежать конфликта, сделать вид, что конфликта не существует, в этом случае потери от пассивного поведения воспринимаются ими как меньшие, нежели, например, репутационные потери или какие-либо риски, которые могут возникнуть при переходе конфликта в открытую стадию.

- Уступчивость. Эта стратегия предполагает, что одна из сторон пойдет на уступки другой стороне, т. е. по каким-то причинам предпочтет поставить интересы оппонента выше своих интересов. В одних случаях такая стратегия будет восприниматься как проявление силы, в других - как проявление слабости. Независимо от этого важно, что конфликт имеет конструктивное разрешение.

- Компромисс. В отличие от односторонней уступчивости, эта стратегия предполагает, что уступки будут делать обе стороны. Двусторонняя уступчивость может быть обусловлена взаимным стремлением прекратить конфликт (например, в тех случаях, когда возникают некоторые новые обстоятельства, требующие от сторон сотрудничества, причем потребность в сотрудничестве перевешивает возможные потери от уступок при разрешении конфликтной ситуации) или давлением третьей стороны.

Межкультурная компетенция

Межкультурная компетенция - это компетенция в общении с представителями других культур.

Иначе говоря, межкультурная компетенция - это способность эффективно общаться с представителями разных культур и национальностей.

Эта способность может появиться с молодых лет или быть развитой тренировками.

В межкультурные компетенции входят:

1. Общие культурологические и культурно-специфические знания.

2. Практическое общение.

3. Межкультурная психологическая восприимчивость.

Толерантность как результат межкультурной коммуникации

Большинство научных направлений рассматривают «толерантность» как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, готовность принять дру­гих такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но без ущемления собственных интересов.

В основе – позитивный образ своей культурной группе с пози­тивным ценностным отношением к другим этническим группам.Толерантность допускает право человека делать то, что он хочет, но не во вред другим.

Толерантность в широком смысле присуща разным народам, но в разной степени. Русское «терпение» не является адекватным синонимом – способность безропотно переносить жизненные трудности. Американцы считаются более терпимыми. Основы их толерантно­сти заключаются в том, что большому числу эмигрантов с разными культурными традициями, привычками, религиозными верованиями приходилось уживаться в мире и согласии. Часто кажущаяся - равнодушие.

Толерантность не является врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступ­чивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодейст­вующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценно­сти другой личности.

Проявления толерантности в межкультурной коммуникации но­сят относительный характер. Например, американцы никак не мо­гут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нару­шение прав потребителей, невыполнение законов со стороны долж­ностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Рус­ские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляю­щие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают аль­тернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.

Деловая этика и ее значение в межкультурной коммуникации

Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:

- этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом;

- моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль;

- моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета

- ритуализированные внешние нормы поведения

 

Список литературы:

1. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю., учебное пособие «Основы теории межкультурной коммуникации» // Издательство Уральского университета, Уч.-изд. л. 6,2. Усл. печ. л. 7,2., 2015 год.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. «Язык и культура» // М., 1990 год.

3. Мармилова М.А., статья «Проблемы культурной идентификации личности в современном мире» // Журнал «Актуальные проблем гуманитарных и естественных наук», №7(2), научное издательство «Институт стратегических исследований», 2014 год.

4. Цветкова С.Е., «Сущность, структура и уровни межкультурной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей» // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева, «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии», УДК 378.147.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: