Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:
- Соревнование. Эта активная стратегия предполагает, что обе стороны идут на открытое противостояние, при этом победителем конфликта признается тот, кто проявляет большую настойчивость, стойкость, рвение, хитрость и пр
- Сотрудничество. При этой стратегии обе стороны стремятся договориться, причем договориться так, чтобы решение позволило обеим сторонам достичь определенной выгоды.
- Уход от конфликта. Это пассивная стратегия разрешения конфликта, которая заключается в том, что стороны идут на взаимные уступки, стремясь избежать конфликта, сделать вид, что конфликта не существует, в этом случае потери от пассивного поведения воспринимаются ими как меньшие, нежели, например, репутационные потери или какие-либо риски, которые могут возникнуть при переходе конфликта в открытую стадию.
- Уступчивость. Эта стратегия предполагает, что одна из сторон пойдет на уступки другой стороне, т. е. по каким-то причинам предпочтет поставить интересы оппонента выше своих интересов. В одних случаях такая стратегия будет восприниматься как проявление силы, в других - как проявление слабости. Независимо от этого важно, что конфликт имеет конструктивное разрешение.
|
|
- Компромисс. В отличие от односторонней уступчивости, эта стратегия предполагает, что уступки будут делать обе стороны. Двусторонняя уступчивость может быть обусловлена взаимным стремлением прекратить конфликт (например, в тех случаях, когда возникают некоторые новые обстоятельства, требующие от сторон сотрудничества, причем потребность в сотрудничестве перевешивает возможные потери от уступок при разрешении конфликтной ситуации) или давлением третьей стороны.
Межкультурная компетенция
Межкультурная компетенция - это компетенция в общении с представителями других культур.
Иначе говоря, межкультурная компетенция - это способность эффективно общаться с представителями разных культур и национальностей.
Эта способность может появиться с молодых лет или быть развитой тренировками.
В межкультурные компетенции входят:
1. Общие культурологические и культурно-специфические знания.
2. Практическое общение.
3. Межкультурная психологическая восприимчивость.
Толерантность как результат межкультурной коммуникации
Большинство научных направлений рассматривают «толерантность» как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но без ущемления собственных интересов.
|
|
В основе – позитивный образ своей культурной группе с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.Толерантность допускает право человека делать то, что он хочет, но не во вред другим.
Толерантность в широком смысле присуща разным народам, но в разной степени. Русское «терпение» не является адекватным синонимом – способность безропотно переносить жизненные трудности. Американцы считаются более терпимыми. Основы их толерантности заключаются в том, что большому числу эмигрантов с разными культурными традициями, привычками, религиозными верованиями приходилось уживаться в мире и согласии. Часто кажущаяся - равнодушие.
Толерантность не является врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступчивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодействующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценности другой личности.
Проявления толерантности в межкультурной коммуникации носят относительный характер. Например, американцы никак не могут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нарушение прав потребителей, невыполнение законов со стороны должностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Русские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляющие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают альтернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.
Деловая этика и ее значение в межкультурной коммуникации
Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:
- этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом;
- моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль;
- моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета
- ритуализированные внешние нормы поведения
Список литературы:
1. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю., учебное пособие «Основы теории межкультурной коммуникации» // Издательство Уральского университета, Уч.-изд. л. 6,2. Усл. печ. л. 7,2., 2015 год.
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. «Язык и культура» // М., 1990 год.
3. Мармилова М.А., статья «Проблемы культурной идентификации личности в современном мире» // Журнал «Актуальные проблем гуманитарных и естественных наук», №7(2), научное издательство «Институт стратегических исследований», 2014 год.
4. Цветкова С.Е., «Сущность, структура и уровни межкультурной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей» // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева, «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии», УДК 378.147.