Сущность и характеристики культурной идентичности

Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путём самоотождествления с её культурными образцами. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек. Если культурные влияния не вступают в противоречия, то происходит полная идентификация личности со сложившейся вокруг него культурой.

Существуют разные точки зрения на роль культурной идентичности: одни исследователи считают её главным образующим элементом идентичности личности (И. С. Кон, О. Пахлёвская), в то время как другие (Н. Ф. Герман, М. С. Школовая, Е. А. Селиванова) рассматривают её как один из аспектов социальной идентичности.

Сущность культурной идентичности заключается в самоотождествлении человека с определенными культурными образцами той или иной культурной общности.

В научной литературе не существует единого подхода к изучению культурной идентичности. Многообразие концепций можно условно свести к трём подходам: цивилизационному, личностному и социологическому.

· Цивилизационный подход исследует культурную идентичность цивилизаций как социокультурных исторических субъектов. Первостепенное значение в цивилизационном подходе имеет установление культурных признаков общности.

· Личностный подход рассматривает процессы индивидуальной культурной идентификации, результатом которой становится культурная идентичность. В данном подходе исследуются процесс принятия конкретной личностью культурных норм и образцов, отношение личности к объективным общественным формам сознания.

· Социологический подход концентрируется на отношениях между личной и групповой идентичностями, обусловленных идеологическими процессами. В рамках этого подхода изучаются взаимоотношения личностной и коллективной идентичности, определяется эффективность воздействия общественности и государства на личность, анализируется личностные реакции на это воздействие.

Культурная идентичность носит многоаспектный характер и состоит из широкого ряда элементов. Оценка культурной идентичности проводится по следующим параметрам:

Этническая принадлежность;                                                                                                 Язык;                                                                                                                             Место проживания;                                                                                     Гендерная идентичность;                                                                            Сексуальная ориентация;                                                                            Религиозная идентичность;                                                                                         Социальный класс.

Проблемы культурной идентификации личности в современном мире.

Проблема идентичности представляется ключевой в современном общественном сознании по причине фиксации важного элемента субъективной реальности - социально детерминированных представлений индивидов о своем «Я», складывающихся в результате соотнесения с некоторыми «Мы». Складываясь в сравнении «своих» и «чужих», идентичность становится мощным фактором мобилизации и ориентации личности в обществе, ведь вопрос о разного рода типах идентичности - национальной, культурной, религиозной - по существу представляет собой вопрос о границах.

Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он добровольно принимает господствующие в определенном сообществе нормы и ценности. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а главное - делает его причастным к конкретной культуре. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

В настоящее время в массовом сознании существуют различные, часто противоречащие друг другу образы идентичности. Наиболее значимые линии размежевания: «западная -восточная», «современная - традиционалистская», «европейская - азиатская» и, даже, «советская - российская». Интенсивное развитие глобализационных процессов и межкультурных контактов делает проблему культурной идентичности особенно актуальной.

Страны и народы представляют собой точки пересечения многих идентичностей, будучи одновременно включенными в десятки групп идентичностей, претендующих на самостоятельность и публичность. В новых условиях многие сталкиваются с дилеммой: либо сохранять всеми мерами избранную идентичность, либо сделать новый выбор, связанный с поиском своего «Я» или «Мы». Поэтому крайне важно во всей этой совокупности распознать цивилизационный уровень измерения идентичности.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает наличие определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого выбирается соответствующий тип, манера и форма общения.

Согласно современным исследованиям, идентичность - «транформирующаяся структура, развивающаяся на протяжении всей жизни, проходя через преодоление кризисов, и она может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, то есть быть «успешно» (позитивной) или «негативной» (индивид отклоняет любые взаимодействия)». Ученые едины в признании социальности идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: