Концепция «большого плюралистического общества» и ее критика

В 2001 г. Дж. Берри определил, что Стратегии Аккультурации имеют своеобразную «перекличку» между стратегиями отдельной этнокультурной группы и стратегиями так называемого большого плюралистического общества.
       Он выделил два основания, по которому вообще можно разделять стратегии Аккультурации: сохранение своего наследия, культуры, самобытности; стремление наладить культурные связи с другими группами. Эти две тенденции могут иметь разную шкалу от отрицательных значений положительным.
       По первому основанию выделяются следующие стратегии:

1. Для «большого плюралистического общества» - мультикультурализм и «плавательный котел»;

2. Для этнокультурный группы – интеграция и ассемиляция.
          

По второму основанию выделяются стратегии:

1.Для «большого плюралистического общества»- сегрегация и исключение;
       2.Для этнокультурный группы – сепарации и маргинализация.

Эти стратегии изменяются у индивидов и общества. Также они трансформируются в зависимости от культурного контакта групп.

В 1974 г. Дж. Берри ввел еще один параметр, указывающий на выбор стратегии аккультурации: важность роли доминирующей группы при оказании воздействия на способ взаимной аккультурации. Введение этого параметра привело к тому, что стали исследоваться стратегии аккультурации, которые продуцирует само «большое плюралистическое общество»:

- если «большое плюралистическое общество» будет стремиться к ассимиляции этнокультурных групп, возникает стратегия «плавильного котла»;

- если «большое плюралистическое общество» будет навязывать этнокультурным группам сепарацию, то возникает стратегия сегрегации этнокультурных групп;

- если «большое плюралистическое общество» стремится к исключению из себя той или иной этнокультурной группы, то возникает стратегия исключения;

- когда культурное многообразие становится желанной целью всего сообщества, то возникает стратегия взаимного приспособления, которая в настоящее время распространена под именем мультикультурализма. Все четыре стратегии присутствуют в процессе современной аккультурации.

12. Концепция «плавильного котла». Мультикультурализм.

Плавильный котёл или плавильный тигель (англ. melting pot) — это модель этнического развития, пропагандируемая в американской культуре в XX веке. В соответствии с данной парадигмой, формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось, как их культурное, так и биологическое смешение. Сформулированная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе — социальных или этнических. По словам американского исследователя А.Манна, «сама фраза «плавильный котел» стала национальным символом этого столетия».

Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей. Концепции «плавильного котла» можно противопоставить политику мультикультурализма.





Критика

Модель плавильного котла была оспорена сторонниками культурного плюрализма. Основным объектом критики стала дискриминация меньшинств, к которым прежде всего относили представителей чёрной и жёлтой расы. Как отмечается в американской литературе, если с точки зрения интеграции и тенденции «плавильного котла» меньшинства являются второстепенными и в конечном счете должны исчезнуть, то плюрализм, наоборот, определял меньшинства как главное в структуре общества.

Теоретическое оформление концепция культурного плюрализма получила в 20-х годах XX века в работе американского философа Г. Каллена «Демократия против плавильного котла». Каллен писал: «Люди могут поменять свою одежду, политику, жен, религию, философию в большей или меньшей степени. Но они не могут поменять своих дедов: евреев, поляков, англосаксонцев, чтобы прекратить быть евреями, поляками, англосаксонцами…».

Сторонники теории плюрализма считают, что этнические группы объединяет происхождение, а не культура, поэтому американское общество представляет собой скорее «салатницу», где разные культуры мирно сосуществуют, сохраняя свою самобытность, чем «плавильный котел», который сплавляет все культуры в общую нацию.

Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: