Владимирские сребреники

Принятие христианства Киевской Русью в 988 г. способствовало развитию экономики, русской культуры, принятию славянской письменности, усилению престижа и влияния Руси в Западной Европе. С утверждением христианства как единой государственной религии связано зарождение древнерусского монетарного искусства в X—XI вв., особенности которого нашли отражение как в самом факте возникновения древнейших русских литых монет — сребреников, так и в их внешнем виде и оригинальной технике изготовления. До этого периода Древняя Русь собственной монеты не имела. Исследователи отмечают несколько объективных причин возникновения собственных денег в Древней Руси. Прежде всего, наступивший денежный кризис, вызванный восточным «кризисом серебра», так как денежное обращение на Руси до этого основывалось на привозной монете — арабской дирхеме, которая на протяжении двух веков поступала в Древнюю Русь [41].

Нет сомнения в том, что введение христианства способствовало обмену опытом между Европой и Русью в области ремесел, изобразительного искусства и письменности. Однако дохристианский уровень развития ремесел на Руси был достаточным, чтобы создать условия для возникновения самостоятельной техники литья древнерусских монет. Выпуск первых монет Руси в немалой степени вызывался потребностями политического и идеологического характера, требованиями складывавшегося права средневековья и специфическим значением монетной чеканки как регалии, символа суверенной государственной власти.

Константинопольский двор, воспользовавшись тем, что христианство принималось в качестве государственной религии от византийской церкви (а глава русской церкви назначался и подчинялся византийскому патриарху), предъявлял свои претензии на подданство Руси и других народов. Выпуск же первых русских монет служил своеобразным отпором притязателям, о чем свидетельствует характер изображений и надписей на монетах (изображение князя, трезубца, надписи типа «Владимир на столе», «Владимира серебро»).

Необходимо отметить, что Древняя Русь, всегда охотно перенимавшая технический опыт Европы, не имевшая собственного опыта в изготовлении монет и достаточного количества монетного металла, не обратилась за помощью к Византии, а создала свое самобытное искусство литья монет. Монетариями Киевского монетного двора (по сути, скромной ремесленной мастерской) была принята совершенно своеобразная, пи с чем не сопоставимая техника изготовления монет. В этом справедливо усматривается одно из доказательств отсутствия контакта с константинопольскими мастерами монетного дела или с другими «наставниками» [41].

Литье монетных кружков в формах было известно монетариям еще в глубокой древности — так лили их в Ольвии и Сиракузах еще до н.э. [38]. Русские литейщики-монетарии применили совершенно новый процесс литья, который был снова «открыт» лишь почти через 1000 лет и назван «жидкой штамповкой», или «литьем выжиманием». Нумизматы же считают, что русские мастера отливали в песчапо-глинистых формах небольшие и очень тонкие кружки как заготовки для последующей чеканки [41]. Такое представление о технологии литья кружков-заготовок нельзя признать обоснованным.

Анализ сребреников показал, что многие из них имеют такие литейные дефекты, как недоливы и неспаи, расположенные произвольно (рис. 61, а). Характерно, что между массой монет и наличием в них дефектов никакой зависимости не обнаруживается. Если бы литье осуществлялось в закрытые формы, то кружки с недоливами или неспаями были бы, как правило, меньшей массы, что на монетах не прослеживается. Вывод о том, что их отливали в открытые формы, но с последующей «подпрессовкой», подтверждается особыми признаками многих монет — прежде всего наличием в них радиальных трещин (рис. 61, б). Это могло стать причиной и выломов в виде сегментов у части сребенников. Подобные дефекты могли возникнуть только в результате деформации (расплющивания) в момент, когда серебро находилось в твердо-жидком состоянии. При этом края слитка (по наибольшему диаметру) затвердевали раньше и при ударе (или нажиме) штемпеля расширялись и растрескивались.


Рис. 61. Владимирские сребренники [61] с радиальными трещинами (а) и с выломом (б)

Как наличие недоливов, трещин и особых видов поломок, так и разная точность отпечатков начертаний на монете являются специфической особенностью сребреников. На части поверхности иногда нет ни изображения, ни легенды; от полномерного рельефного изображения к гладкой поверхности наблюдается плавный переход. На всех монетах с такими дефектами устойчиво прослеживается совпадение этих дефектов с недоливами и неспаями, что свидетельствует не об износе монет или штемпелей, а о формировании разной толщины кружка при литье в открытую форму.

Следовательно, оригинальность и несопоставимость техники изготовления древних русских монетных кружков заключались не просто в том, что их отливали, а не вырезали из тонких листов, но и в том, что способ литья являлся жидкой или полужидкой штамповкой [42]. При этом на нижнюю часть открытой металлической формы-матрицы наливали мерную порцию серебряного расплава, которую после непродолжительного охлаждения (и частичного затвердевания) ударом или нажимом верхней полуформы-пуансона (штемпеля) формировали в готовую отливку. Исторически могло быть и так, что древнерусские литейщики вначале использовали жидкую штамповку только для литья заготовок — тонких монетных кружков, а затем перешли на изготовление монет. Для этого нужно было только заменить гладкие штемпели-полуформы формами с рельефом.

Наличие в сохранившихся монетах выразительных дефектов дает основание предполагать, что в то время допускались в обращение и дефектные монеты. Обычные кружки-заготовки монет с такими дефектами превращать чеканкой в заведомо неполноценные монеты нужды не было, так как их переплавка и повторное использование никаких трудностей не составляли. Иное дело, если отливались с дефектами не заготовки, а готовые сребреники, служившие символом власти, с изображением суверенов, с легендами, утверждающими русскую государственность. При дефиците монет и такие, вероятно, шли в обращение.

Большое историческое значение древнейших отечественных монет заключается не только в том, что они стали «первыми увековеченными в металле памятниками русской государственности» [11], но и в том, что они свидетельствуют о высоком уровне развития самобытной техники литья монет в период утверждения христианства на Руси.


КИТАЙСКИЕ МОНЕТЫ

Самую богатую и удивительную историю литья и эмиссии древних монет имеет Китай. Монеты там отливались и имели хождение уже с VIII в. до н.э., а по некоторым данным даже с XII в. до н.э. Особенность китайских литых монет заключается прежде всего в богатстве их разновидностей, а также в том, что они долго сохраняли стилизованную форму литых денег-предметов, от которых они произошли в результате постепенной трансформации (рис. 62). Одна древнейшая литая мелкая монета (рис. 62, а) почти полностью воспроизводит форму и размеры раковин моллюска каури, служивших когда-то примитивными деньгами, распространенными не только в Китае, но и в других странах Азии и Африки.

Монеты-подражания раковинам каури имеют гладкое основание, а на их выпуклой стороне выполнены вогнутые точки и борозды, прочитанные учеными как иероглифические написания слов «князь», «металл» и др. На некоторых монетах эти точки и борозды напоминают изображение муравья или головы, поэтому они получили название «монета-муравьиный нос» или «монета-голова духа». По-видимому, такие монеты не только участвовали в денежном обращении, но и выполняли роль украшений (доказательство тому — наличие отверстий и перепонок), а также имели ритуальное значение (их находили в захоронениях), служили своеобразными оберегами.

Традиционные круглые монеты с круглым (позже квадратным) отверстием в центре (рис. 62, б) унаследовали, по мнению некоторых нумизматов, свою форму от древних литых денег-колец, а также пряслиц и круглых кремней [43]. Их вид, возникший на заре появления литых монет, неоднократно изменялся, менялись размеры, достоинство, материал, но общие черты сохранились до начала XX в. н.э.

Часто в литературе по-разному называют монеты, представленные на рис. 62, в, — серповидные или ножевидные. Следует остановиться на их конструкции. Ушко и поле таких монет с двух сторон окантованы выступом, назначение которого, как считается некоторыми нумизматами, — предохранять монетную легенду от истирания. Думается, что это не единственный и даже не главный повод для такого устройства. Несомненно, что такие выступы сделаны с целью придания тонкой и длинной (до 20 см) серповидной монете большей жесткости, о чем свидетельствует наличие окантовки и на поверхностях без надписей, а также ребер на ручке. Окантовка и ребра-утолщения на ручке необходимы для улучшения заполнения формы расплавом.

В работе [44] рассказывается о монетах-мотыгах или монетах-лопатах. Правильнее называть такие монеты мотыговидными (рис. 62, г). В китайском сельском хозяйстве в основном используются не лопаты, а мотыги, с которыми и связано происхождение формы этих монет — стилизованная форма лопаты. Их внешний вид тоже изменялся неоднократно.

Колоколовидные монеты (рис. 62, д) близки по форме к монетам-мотыгам, но прототипом им послужили деньги-колокольчики, выполнявшие роль музыкальных инструментов и оберегов, для чего их подвешивали на изогнутых крышах зданий. По-видимому, они имели ограниченное распространение и относительно короткую жизнь. Малопопулярными, распространенными, очевидно, лишь в некоторых уделах, были ножевидные литые монеты (рис. 62, е), происхождение которых явно прослеживается от денег-бытовых ножей или ножей-инструментов. Одновременно могли иметь хождение монеты разного вида, их отливали часто в одной форме, о чем свидетельствует сохранившаяся литниковая система, соединяющая монеты (рис. 62, ж).


Рис. 62. Древние китайские монеты: а — в виде раковины-каури; б — традиционная круглая; в — серповидная; г — мотыговидная; д — колоколовидная; е — ножевидная; ж — то же, что г, но с соединительным литником

Уникальность денежной системы Китая заключается в том, что там изготовление и эмиссия литых монет продолжались в течение 30 веков (а может, и более). Только во время последней династии Цин (1644—1911 гг.) была частичная эмиссия чеканных монет и то для подвассальных районов. Не существовало и монет из драгоценных металлов, если не считать единичных экземпляров, являвшихся наградами и украшениями. Драгоценные металлы использовались в денежном обращении в виде слитков и их частей. Попытки Ван Мана (9—25 гг. до н.э.) отливать биметаллические монеты (бронзовые с заливкой золотом специальных углублений) окончились неудачей, так как их владельцы сразу же научились извлекать из них золото. Обращение и литье таких монет быстро прекратились.

Редким исключением в мировой валютной системе следует признать литье и участие в денежном обращении чугунных монет (неверно называемых нумизматами железными). Из-за нехватки меди широко использовались чугунные монеты в период Пятицарствия (907—960 гг. н.э.) и особенно в эпоху Суп (960—1279 гг.), и не только совместно с бронзовыми, которые запрещалось вывозить. В некоторых регионах с целью экономии меди хождение имели только чугунные монеты [45].

Все китайские монеты, начиная с древних, отливались с отверстиями. Этому есть объяснение: их носили обычно па поясах-шнурках в специальных связках по 400 или 1000 штук (в разные периоды были связки и с иным количеством); счет деньгам при крупных торговых сделках вели связками. Постепенно общераспространенной стала круглая форма монет с квадратным отверстием, она продержалась в Китае до начала XX в. и была принята в ряде соседних с Китаем стран.

Литые китайские монеты отличаются еще и тем, что на них нет рисунков или изображений, а только иероглифические начертания легенды на лицевой стороне. Обратная же сторона монеты вообще редко имела рисунок. Такой вид монет объясняется идеологическими традициями: царя, императора или князя нельзя было изображать, как и нельзя было и произносить их имена. Вместо этого монеты отливали с каллиграфически выполненными девизами периода правления властителя и другими данными. Так как в Китае каллиграфия является одним из наиболее распространенных видов изобразительного искусства, художественная ценность китайских литых монет заключается в качестве исполнения изделия и в искусстве иероглифических начертаний на них.

К моменту появления литых монет китайцы владели разнообразными способами литья: в каменные формы, по выплавляемым моделям, в сырые и подсушенные песчано-глинистые формы, в стопку, а позже — в кокиль. О литье монет по выплавляемым моделям в китайской литературе имеются противоречивые сведения. Пэн Синь Вэй [46] считает, что восковые модели использовались, в частности, в эпоху Тан, а Хань Шиюань [47] категорически это отрицает. Следует учитывать, что в затраты на изготовление монет иногда превышали их номинальную стоимость, поэтому литейщики Китая стремились найти дешевые, высокопроизводительные способы литья, обеспечивающие высокое качество монет. При этом литье по восковым моделям не выдерживало конкуренции с другими способами и не могло применяться ни в эпоху Тан (618—907 гг. н.э.), ни в любой иной период. Что касается носковых заготовок промоделей монет, то вполне вероятно их использовали наравне с деревянными, каменными и металлическими.

О использовании каменных форм для первых китайских монет достоверных данных нет, но в более поздние периоды (эпоха Хань, царство Ци) их применяли довольно широко — вплоть до династии Северная Вэй (IV—VI вв. н.э.). Каменные (из песчаника и известняка) формы изготавливали с вертикальным разъемом.

Литье монет в стопку китайские литейщики освоили не позднее эпохи Западная Хань (205—9 гг. до п. э.), достигнув в его совершенствовании больших успехов. Особенно до ювелирной точности доведено литье в стопки сухих песчано-глинистых форм (стержней). Такие полуформы толщиной около 5 мм в период правления Baн Maна (9—25 гг. до н.э.) высушивали в специальных сушилах (рис. 63) и собирали в 38-этажные стопки (рис. 64), а затем обмазывали сверху глиной [47]. Такой способ литья осуществлялся также в царствах Шу (221 — 263 гг.) и Ци (III-VI вв. н.э.) периода Шести династий.

В более поздние времена монеты стали отливать в разовых сырых песчано-глинистых формах с вертикальным разъемом. Операции такого процесса хорошо иллюстрируются в одной из старинных книг (рис. 65).


Рис. 63. Сушило форм для монет. Период Ван Мана, 9-25 гг. до н. э. [46]

Рис. 64. 38-этажная стопка форм для литья круглых монет [46]

Рис. 65. Последовательность операций литья монет (из древней китайской книги) [46]

Выпуск миллиардных количеств монет, высокие требования к качеству обусловили высокую технику модельного дела. Как уже указывалось, про- и прапромодели вырезали из дерева (например, черного кипариса), воска, камня или металла, из них монтировали промодельную плиту, по которой отливали бронзовые модельные плиты. Интересные модельные плиты изготавливали для литья монет типа «тайпин байцянь» в царстве Шу. Они представляли собой скорее всего стержневой ящик, отличающийся тем, что в нем на дне в одной половине размещается модель с поверхностью аверса, а в другой — с поверхностью реверса модели. Это позволяет обойтись только одной модельной плитой для обеих полуформ. Для фиксации полуформ в собранном виде в модельных плитах выполнены по четыре конических или пирамидальных самофиксатора.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: