Функции физической культуры

Гуманизирующие и культурообразующие функции физической культуры нацелены на социальное формирование личности молодого человека. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных сторон - свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого представлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и др.».

Таким образом, система физического воспитания в системе образования проявляет себя в трех основных направлениях:

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.

Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда.

В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, то есть «на других».

Достижение цели мотивации физического воспитания обусловлено решением следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач в системе образования

1. Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

2. Усвоение научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3. Формирование мотивационно-ценностного отношения молодежи к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

4. Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

5. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность молодежи к будущей профессии.

6. Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных профессиональных целей;

Известно, что решение комплекса вышеперечисленных задач происходит при соответствующем планировании, в частности при организации занятий по физическому воспитанию. При этом особое значение приобретает оздоровительная направленность этих занятий, связанная с проблемой здоровья молодежи. Так, двухразовые занятия в неделю по два часа (обязательные академические занятия) без дополнительных самостоятельных занятиях не создают базиса устойчивой адаптации организма к мышечной работе.

Многие молодые люди имеют неудовлетворительную физическую подготовленность, негативное отношение к урокам физической культуры, у них нет потребности к занятиям спортом, стремления и умения улучшить физический статус, нет физкультурной грамотности.

Учащиеся недостаточно знают цели и задачи физического образования, спорта, двигательной реабилитации. Поэтому вопрос о том, как научить молодеж постоянно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их регулярно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, является актуальным. Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры молодого человека в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой и спортом, с другой – повышать двигательные качества и физическую подготовленность молодежи. Физическое воспитание, как учебный предмет, должно занимать не последнее место на всех этапах системы образования.

В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от молодежи  значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.

Молодые люди, занимающиеся самостоятельными занятиями, должны опираться на научно-методическую помощь педагога физического воспитания и спорта. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре и медико-биологическому направлению. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической подготовленности молодого человека могут планировать достижение результатов по годам обучения.  

Планирование   самостоятельных занятий и подбор физических упражнений направлены на достижение единой цели-сохранения их здоровья, поддержания уровня физической и умственной работоспособности.

Безусловно, привлечение молодежи к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Потребность в движении- основа физиологических, социально-экономических и культурных ценностей. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма молодого человека и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой как в рамках учебного процесса, так и вне него.

Физическая культура в широком смысле это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных факторов природы, различных форм физических упражнений и спорта. В своем жизненном воплощении она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека, развитие его физических способностей. Физическая культура является видом социальной практики а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех и создает благоприятные условия для ее развития.

С целью воспитания социально активной личности в условиях образованиясредствами физической культуры и спорта целесообразно решить, по мнению ученых, педагогов, следующие задачи:

· повышение познавательного интереса учащихся к своей будущей профессии;

· активизация на учебных занятиях;

· развитие организаторских способностей  ;

· целенаправленная организация активного досуга  .

Для эффективной реализации на практике этих задач желательно использовать уже имеющийся опыт преподавателя физического воспитания и спорта, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:

· здоровый образ и спортивный стиль жизни стали нормой для  молодежи;

· повысить образовательный уровень   и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;

· существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования  ;

· обеспечить равные возможности для занятий физической культурой и спортом;

· осуществить подбор квалифицированных, профессионально подготовленных преподавательских кадров;

· заинтересовать молодежь в систематических занятиях физической культурой, спортом, формировать у них здоровый образ жизни, вести борьбу с вредными привычками.

В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры   необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Тем не менее, эта проблема нуждается в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления   с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в разработке организационно - педагогических рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: