Самостоятельная работа учащихся

Тема урока: «Натюрморт бидона с кружкой и ранеткой на контрастных по тону драпировках»

Цель урока - развить пространственное мышление и образное воображение. Закрепить навыки анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости как в линии, так и в тоне. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Задачи урока - выполнить построение натюрморта с учетом композиционного размещения предметов на плоскости, их габаритного соотношения между собой, выполнить грамотное пластическое решение в линейном рисунке формы складок и окружностей предметов, их форм. 

 

Оборудование урока:

а) Для педагога. Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков с поэтапным ведением от начала построения до полного тонального решения. Учебная литература о рисунке, соответствующая тематике урока. Учебная работа учащихся в тоне с изображением цилиндра (для повторения распределения освещения на объемных предметах), другие работы с изображением объемных предметов, с учетом материальности на контрастных драпировках. Доска, мел.

б) Для учащихся. Формат А3, карандаши, ластик, осветлитель карандаша, канцелярский нож, видоискатель.

Оформление классной доски:

С правой стороны – таблицы методической последовательности работы над рисунком. С левой, в верхней части, - примеры работ учащихся. На нижней части этой половины доски учитель будет делать необходимые графические пояснения, если это потребуется в течение урока.

 

 

Ход урока

Организационный момент:

Подготовка к занятию. Подготовка обучающихся к выполнению задания: размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление бумаги (с подготовительным рисунком натюрморта (форматА3)), размещение инструментов, красок, вода для работы акварелью.

Обращение к ученикам преподавателя:

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие по живописи на тему: «Натюрморт бидона с кружкой и ранеткой на контрастных по тону драпировках»

, с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: «Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости».

                                                                                         Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

- Что же такое «Живопись»? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: «Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль». И еще одно определение – «Живопись» означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность

- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:

- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.

- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на занятии мы будем выполнять натюрморт. Кто скажет, что такое натюрморт? И натюрморты, каких художников вы знаете?

«Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» – означает «тихая жизнь».

Изложение учебного материала.

Обратить внимание учащихся на натурную постановку.

 

Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов:

-какие геометрические формы присутствуют в данной постановке? (показать)

-определите крайние точки общей массы? (крайняя верхняя, нижняя, левая, правая).у каждого учащегося, в зависимости от ракурса, крайние точки будут меняться.

-главный предмет натюрморта? Почему?

-где находится линия горизонта? Как ее найти? (линия горизонта находится на уровне глаз, выше линии пересечения плоскостей натюрморта. Учащиеся должны показать на постановке ее местонахождение).

 

Последовательность

Рисования натюрморта

 

1.Выбрать положение листа

(вертикальное или горизонтальное);

 

2.Расположить предметы на листе

Наметить высоту и ширину каждого предмета;

 

3.Провести, если необходимо,осевые линии;

 

4.Наметить контур предметов

(сделать набросок);

 

5.Уточнить форму предметов, нарисовать овалы;

 

6.Прорисовать детали предметов.

 

Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблицам (рис. 1,2,3). Первая таблица показывает, начало построения натюрморта. Намечены общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине.

Чтобы изображение предметов не получилось плоским, пользуемся вспомогательными линиями для отображения объема(падающие тени, блики, рефлексы, толщина и характер складок).

На рис. № 2 – начало тонального расклада с учетом освещения: направление штриха по форме, работа в области падающих теней, собственных теней предметов. На этом же этапе стоит указать разницу в тоне вертикальной плоскости и горизонтальной.

Рис. № 3 – отображает полный тональный разбор с учетом освещения, объема и материальности предметов по отношению друг к другу. Проработка ближнего плана относительно дальнего, центр композиции – контрастен и понятен, конструкция предметов ясна и отточена с учетом деталей конструкций (ручка и горлышко бидона, ручка кружки).

Драпировка четко несет вертикальную и горизонтальную плоскости, при этом, не выглядит грубо и темно.

 

Таблица №2 и №3 – задание следующих уроков. Показать и рассказать детям о всем процессе ведения работы и ее окончания необходимо для наглядности.

Наводящие вопросы учащимся для наилучшего понимания задач урока:

1.самый крупный и самый маленький предмет натюрморта?

2.Что является центром вашей работы?

3. какая линия в построении будет более темная и толстая, а какая бледная и тонкая? (закон воздушной перспективы).

 

Учащиеся смотрят в видоискатель, определяют размещение листа на мольберте и приступают к работе.

 

Самостоятельная работа учащихся.

Пока ученики рисуют, необходимо обойти класс и сделать  замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на построении, конструкции предметов, выразительностью и аккуратностью работы шрихом в тенях при построении для большей ясности объема, формы складок. Пояснить рисунком на краю листа работы учащегося.

В ходе работы над построением напоминать о задачах урока.

 

Подведение итогов.

Организовать просмотр работ (обычно после выполнения определенного этапа рисунка, мольберты ставятся в полукруг в классе и проводится краткий анализ работ по критериям.).

Критерии оценки за первый этап выполнения работы:

1)Композиционное размещение предметов на листе

2)Габаритные соотношения предметов между собой (ошибки измерений)

3)пластическое решение формы складок, бидона, кружки – правильное выполнение рисунка окружностей в перспективе, ручки бидона и т.п.

4)чистота выполнения рисунка

 

Анализ работы.

Учебные работы, выполненные самостоятельно, закрепляются на мольбертах. Проводится просмотр работ обучающихся. Выделяются наиболее грамотно и высококачественно выполненные учебные работы. Разбираются отдельные (типичные) ошибки. Выставляются оценки за урок. По окончании работы ученики тщательно убирают рабочие места, приводят в порядок мольберты.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow