Бхагавад-гита 1.32-35

Лондон, 25 июля 1973 г.

Прадйумна: (ведёт воспевание и т.д.)

ким но раджйена говинда

ким бхогаир дживитена ва

йешам артхе канкшитам но

раджйам бхогах сукхани ча

та име ‘вастхита йуддхе

пранамс тйактва дханани ча

ачарйах питарах путрас

татхаива ча питамахах

матулах свасурах паутрах

шйалах самбандхинас татха

этан на хантум иччхами

гхнато ‘пи мадхусудана

апи траилокйа-раджйасйа

хетох ким ну махи-крте

нихатйа дхартараштран нах

ка притих сйадж джанардана

Перевод: О, Говинда, какой прок нам от царства, счастья и даже самой жизни, когда все, ради кого мы можем желать всего этого, выстроились на этом поле биты? О, Мадхусудана, когда учителя, отцы, сыновья, деды, дядья по матери, тести, внуки, шурины и все родственники, готовые отдать свои жизни и имущество, стоят передо мной, почему я должен желать убить их, даже ради собственного выживания? О, хранитель всех сотворённых, я не готов сражаться с ними даже в обмен на три мира, не говоря уже о земле.

Прабхупада: Итак, Арджуна размышляет в рамках собственного чувственного наслаждения. Он выступает в такой роли, как будто не знает, в чём план Кришны. Да. План Кришна объясняет Сам в Бхагавад-гите.

йада йада хи дхармасйа

гланир бхавати бхарата

абхйуттханам адхармасйа

тад атманам срджамй ахам

паритранайа садхунам

винашайа ча душкртам

дхарма-самстхапанартхайа

йуге йуге самбхавами

Каждому уже известен план, как идёт управление космическим проявлением. Есть космическое проявление. Этот материальный мир. Он, хотя и временен, имеет цель. Цель – дать шанс живым существам, которые ввергнуты в материальный мир, возродить сознание Кришны или своё изначальное сознание, и вернуться домой, обратно к Богу. Таков план. Существует это материальное проявление, бхутва бхутва пралийате. Природа иногда проявляется, а иногда растворяется, уничтожается. Всё материальное таково. Так же как наше тело. Оно сотворено в определённый день, и будет уничтожено в определённый день. Аналогично, это гигантское тело… Это тоже тело Всевышнего Господа, тело вирата. Вирата означает «гигантское». Кришна покажет Свою вирата-рупу Арджуне. Это внешнее тело, так же как и у нас есть это внешнее тело. Внутреннее тело. Душа покрыта двумя телами, внешним и внутренним. Внешнее означает грубые элементы – земля, вода, воздух, огонь, небо. А внутреннее означает ум, разум и эго. Они тоже материальны. В этих двух оболочках… Так же как наше тело покрыто рубашкой и пальто, душа заключена в два вида тел. Когда грубому телу приходит конец, тонкое тело, ум, разум и эго остаются. Душа покрыта. Грубое тело скончалось. Это называется смертью. Но люди не знают, что для души нет смерти. Скончалась внешняя оболочка, осталась внутренняя оболочка, и внутренняя оболочка переносит душу в другое грубое тело. Это называется переселением. Ум творит так, как мы строили своё сознание в этой жизни, так что мы также творим собственную будущую жизнь. Йанти дева-врата деван питрн йанти питр-вратах.

Итак, у нас есть тела двух видов, грубое и тонкое, а внутри живу я, живёте вы, душа. Дехино ‘смин йатха дехе каумарам йауванам джара. Асмин дехе, в этом теле находится дехи, владелец тела. И люди не понимают, что кончина грубого тела на самом деле не смерть или гибель души. На ханйате ханйамане шарире. Даже уничтожение тонкого тела не означает гибель души. На ханйате ханйамане шарире. Есть два вида тел. И когда грубое тело уничтожается, тонкое тело переносит меня в другое грубое тело. Так же как воздух переносит аромат цветов с определённого места. Если ветер пролетает над садом из роз, он переносит благоухание. Хотя мы не можем видеть, мы можем учуять. Мы можем понять, что ветерок такой благоуханный потому, что пролетел над садом из роз. Аналогично, отвратительное место, воздух переносит плохой запах. Тонкое тело переносит состояние ума души и помещает её в определённое тело в соответствии с состоянием ума. Йам йам вапи смаран локе тйаджатй анте калеварам. В момент смерти состояние ума даёт мне шанс на другое грубое тело. Если мы творим свой ум сознающим Кришну, то он даст мне, состояние ума даст мне тело, в котором я смогу достичь дальнейшего прогресса. Об этом также говорится в Бхагавад-гите: шучинам шриматам гехе йога-бхраштах санджайате. Йога-бхраштах. Предположим, человек приступил к йоге. Йога означает попытку установить связь со Всевышним. Это называется йогой. А вийога означает без каких-либо отношений, без какой-либо привязанности ко Всевышнему. Йога означает «плюс», а вийога означает «минус». Итак, плюс означает, один плюс один равняется двум.

Когда мы пытаемся связаться со Всевышним, то мы можем понять, что Бог есть, и я тоже есть. У нас есть близкие отношения. Это объясняется в Ведах. Две птицы, сидящие на одном дереве. Одна птица клюёт плоды, а другая птица просто наблюдает. Наблюдающая птица - это Бог, Кришна, а клюющая птица -это живое существо. Бог свидетель ствует всей нашей деятельности и состоянию ума. И Он приказывает майе внешней энергии, пракрти: «Он требует, чтобы ему дали такое тело», и материальная энергия даёт живому существу тело определённого типа и число им 8400000. Нет уверенности, что в следующей жизни я получу тело того же типа, что и в этой жизни. Но в Бхагавад-гите объясняется, что если вы пребываете в гуне благости, то вы отправитесь на своё место на высших планетный системах.

урдхвам гаччханти саттва-стха

мадхйе тиштханти раджасах

джагханйа-гуна-вртти-стха

адхо гаччханти тамасах

Есть три качества материальной природы. Они действуют. А мы находимся под влиянием какой-либо из них. Либо под влиянием благости, под влиянием страсти, или под влиянием невежества. И когда мы находимся под влиянием невежества, джагханйа-гуна-вртти, тогда наше поведение и деятельность становятся просто отвратительными, весьма и весьма отвратительными. Особенно в Кали-йугу, как говорится, у людей не будет определённого времени для еды, сна и омовения. Из-за этого их тела будут напоминать тела привидений. Это то, что мы видим на самом деле. Они становятся хиппи. В частности, в эту эпоху не будет места даже для ежедневного омовения. Особенно мы это видим в этой стране. Квартира, в которой нет места для омовения. Вам приходится выходить наружу. И всё ухудшается больше и больше. Адхо гаччханти тамасах. Поэтому человеческая цивилизация подразумевает развитие качества благости. Это поможет ему в дальнейшем прогрессе. Урдхвам гаччханти саттва-стхах. Урдхвам означает высшую планетную систему. Говорится, что апи траилокйа-раджасйа хетох. Траилокйа. Ом бхур бхувах свах. Это бхур-лока. Над ней бхувар-лока, а над ней свар-лока, райские планеты. Ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам. Это гайатри мантра.

Итак, Арджуна говорит о траилокйа раджасйа. Он подчёркивает: «Даже если я получу царство трёх миров, не говоря уже об этой земной планете, которая ничтожна, даже если я получу царство над траилокйей, сваргой, мартйей, паталой, всё же, я не готов убивать моих родственников». Он так решил. Это называется семейными привязанностями. Он говорит: «Даже в обмен на царство трёх миров я не готов сражаться».

апи траилокйа-раджасйа

хетох ким ну махи-крте

нихатйа дхартараштра нах

ка притих сйадж джанардана

«Что я получу, убив моих двоюродных братьев? И вместе с ними такое множество родственников».

ачарйах питарах путрас

татхаива ча питамахах

матулах свасурах паутрах

сйалах самбандхинас татха

этан на хантум иччхами

«Мой дорогой Кришна, Мадхусудана», он не обращается к Кришне как к «Кришне». Он обращается к Нему: «Мадхусудана». Он напоминает Ему: «Ты тоже убивал, но Ты убил Своего врага, Мадху». Мадху был демоном. Мадху каитава бхаре хари мураре. Мадху каитава бхаре. Так, «Ты Мадхусудана. Ты убийца демона Мадху, который был Твоим врагом. Ты не Нанда-судана или Йашода-судана». Этим он напоминает Ему, немного критично: «Ты Сам Мадхусудана. Ты убивал только Своих врагов. Почему Ты побуждаешь меня убивать моих родственников?» Это критика. Этан на хантум иччхами. «Ты можешь побуждать меня, но я не собираюсь убивать их». Этан на хантум: «Убивать я не желаю». Тогда можно поставить вопрос так: «Это сражение. Если ты не убьёшь, если останешься стоять, то они убьют тебя. Потому что это битва. Что тогда ты будешь делать?» «Да, я согласен». Гхнато ‘пи: «Если они убьют меня, я согласен. Всё же, я не буду убивать их». Гхнато ‘пи: «Даже если они убьют меня, я не буду сражаться. Я не буду убивать их. Но если они убьют меня, с этим я тоже согласен; всё же я не буду убивать». Только посмотрите, какова решимость. Это называется семейными привязанностями.

Так он подготавливает почву для учения Бхагават-гиты. Мы настолько привязаны к нашей телесной концепции жизни и расширению телесной концепции жизни. Он мыслит в рамках телесной концепции жизни. Сйалах бандху питаро питамахах. Поскольку кому-то довелось стать… Например, есть многие тысячи женщин. Одну женщину, с которой у меня есть телесная связь, я принимаю: «Она моя жена. Я должен защищать её». Это тоже основано на телесной связи. Пока не было телесной связи с этой женщиной, она вас не заботила. Но как только возникла телесная связь, немедленно возникла привязанность. Тайор митхуна хрдайа-грантхам ахух. Обычно у каждого есть влечение к женщине. У женщины есть влечение к мужчине. Это обычно. Но когда они объединяются в браке, влечение становится очень сильным, хрдайа грантхим ахух. Хрдайа-грантхи означает «очень тугой узел». Хрдайа-грантхим ахух. Это называется семейными привязанностями. У меня есть привязанность к детям, к обществу, к дому. То, как Арджуна описывает это, оно означает телесную концепцию жизни. Суть и основа всего этого пассажа, высказанного Арджуной, ким но раджйена говинда ким бхогаир дживитена ва. Каждый тяжко трудится, чтобы заработать денег. Зачем? Семейная привязанность. Мы изучали экономику, и была книга «Экономика» Маршалла. Этот мистер Маршалл объясняет, что экономический стимул начинается с семейного влечения. Пока у человека нет семьи, он не будет стараться зарабатывать. Он не будет стараться зарабатывать деньги. Он не будет ответственным. Так что это главное. Когда человек получает некую ответственность, пост… Я знаю одного англичанина в Индии, у меня с ним были отношения. Он просто старался узнать: «Есть ли семья у человека, который приходит к нам работать?» Потому что пока у него нет семьи, у него нет привязанности. Он может уйти с работы в любой момент. Потому что нет семейной привязанности. Это психология. Поэтому, согласно ведической цивилизации, долг родителей поженить сыновей и дочерей, чтобы у них была семейная привязанность, чтобы у них была устойчивость, чтобы они были организованы, чтобы дела шли хорошо. Если нет семейной привязанности, нет ответственности, то всё не будет идти хорошо. Таков основной принцип.

Так или иначе, для отрегулированной жизни требуется семейная привязанность. Если нет семейной привязанности, нет отрегулированной жизни. У нас есть очень хороший опыт в этом отношении. Итак, требуется семейная привязанность. Она не отрицается. Она требуется для отрегулированной жизни. Не урегулированная жизнь не приведёт ни к какому прогрессу. Поэтому в ведической цивилизации рекомендовался грхастха ашрам. Каждый должен был жениться и каждый должен жить. Если возможно, дайте ему жить – брахмачари ашрам. Сначала даётся брахмачари ашрам, аскетизм под руководством духовного учителя. И суть не в том, чтобы запутаться. Брахмачари не имеет связи с мирскими делами. Он интересуется только укладом духовного учителя. Это называется брахмачари. Тот, кто обучен как брахмачари, и получил достаточно знаний: «Не становись пленником материальных дел. Не запутывайся. Старайся избегать. Но если ты все же не способен, если твоё половое влечение очень сильно, хорошо, иди и женись». Таков процесс. Прежде всего, он обучается быть ваираги. Ваирагйа. Всё движение сознания Кришны можно было бы назвать ваирагйа-видйей. Сарвабхаума Бхаттачарйа написал один стих о Чаитанйе. Он написал сто стихов. Из них доступны два или четыре стиха. Когда он сочинил стихи, восхваляющие Чаитанйу Махапрабху и показал Ему. Поскольку это было самовосхваление, Он тут же порвал бумагу. Но всё же преданные собрали и получили два или четыре стиха. И вот один из стихов Сарвабхаумы Бхатачарйи: ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам. Бхакти-йога это ваирагйа-видйа, как научить людей отречься от материальной привязанности. Это ваирагйа-видйа. В другом месте Шримад-Бхагаватам говорится:

васудеве бхагавати

бхакти-йогам прайоджитах

джанайатй ашуваирагйам

джнанам ча ахаитукам

В человеческой жизни требуются две вещи: джнана и ваирагйа. Джнана означает: «Я не тело». Это джнана. Не так называемое научное знание, больше привязывающее к этому телу. Это не… Это аджнана. Это не джнана. Джнана подразумевает то, как достичь состояния ваирагйи. Это и есть джнана. Джнана-ваирагйа йуктайа. Брахмачари обучается ваирагйа-видйе. Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам шикшартхам эках пурушах пуранах. Сарвабхаума Бхаттачарйа сказал: «Этот Чаитанйа Махапрабху, который принял саннйасу в очень раннем возрасте, в возрасте всего лишь двадцати четырёх лет, очень молодым человеком. У Него дома была молодая жена шестнадцати лет, и у Него была престарелая мать, семидесяти лет. И Он оставил все обязанности, хотя в семье не было другого члена мужского пола, чтобы присмотреть за ними, матерью и молодой женой. Однако Он принял саннйасу. Поэтому Он пурана-пуруша, Верховная Личность, и Он пришёл учить нас ваирагйа-видйе». Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам шикшартхам эках пурушах пуранах. Пурушах пуранах, Кришна. Кришна описывается как пурушах пуранах. Шашватам пуранах. Дивйам, ади-пурушам. Пурушах пуранах. Ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам: «Теперь Он принял тело Шри Кришна Чаитанйи Махапрабху». Там ахам прападйе: «Я предлагаю мои почтительные поклоны этой личности. Он пришёл, чтобы учить нас ваирагйа-видйе».

Итак, ваирагйа-видйа. Есть семейная привязанность, а нечто прямо противоположное это ваирагйа-видйа, как стать отрешённым. Таков весь процесс ведической цивилизации. У каждого есть привязанность к телу и продолжению тела. И ваирагйа-видйа означает быть отрешённым. Это и называется брахма-джнаной. Брахма-джнана прасаннатма на шочати на канкшати. Это и есть брахма-джнана. Как только вы понимаете, ахам брахмасми: «Я не тело, я душа», это и называется брахма-джнаной. А пока вы не получили такого знания, вы в невежестве. У невежества есть разные степени. В саттва-гуне или в гуне благости, вы можете только теоретически понимать: «Я не тело». Это саттва-гуна. Брахманские качества. Само дамо титикша арджавам джнана. Джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам. Когда вы… Брахма джанатити брахманах. Брахман это тот, кто обладает знанием о брахме.

веда патхад бхавед випра

брахма джанатити брахманах

джанмана джайате шудра

самскарад бхавед двиджах

Каждый рождается шудрой, но благодаря культивированию знания и культуры человек может стать… Самскарат. Поэтому, согласно ведической системе, существует десять видов самскар, методов преображения. Эта упанайана-самскара тоже одна из самскар, священный шнур. Упанайана. Упа означает «рядом», а найана означает «приводящий». Когда духовный учитель подводит к духовному сознанию, человеку даётся упанайана, священный шнур. Священный шнур это указание: «Теперь этот человек находится под опекой духовного учителя для продвижения в сознании Кришны». Это церемония шнура. Называется упанайана. Аналогично, есть метод преображения, женитьба, десять видов преображения… В начале идёт гарбхадхана. Эти вещи невозможно внедрить сейчас, в Кали-йугу. Поэтому единственный метод преображения: харер нама харер нама харер наива кевалам, калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. В этот век Кали люди настолько падшие, настолько деградированные, что невозможно внедрить систематически все ведические принципы; это невозможно. Это невозможно. Это по милости Чаитанйи Махапрабху, Он милостиво дал нам ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти, учил очень сокращённому методу. Какому? Воспевать Харе Кришна. Просто. Просто. Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни. Вы страдаете в материальном мире, давагни, в лесном пожаре. Материальный мир и есть лесной пожар. Но они настолько невежественны, что не могут понять: «Мы горим в пылающем пламени материального существования. Наши усилия должны быть направлены на то, как выбраться отсюда». Но у них нет такого знания. Как животные. Животные страдают. Их ведут на скотобойню. Там нет, я имею в виду, возможности протестовать. Их убивают. И мы тоже будем убиты законами природы. Мы тоже будем убиты. И мы не знаем, как развиваться. Это убийство.

Так и продолжается, ужасные условия этого века, манда-суманда-матайох манда-бхагйа хй упадрутах. Прежде всего, они очень бестолковы или плохи. Манда означает «бестолковый» или «плохой». Слово «бестолковый» означает, что человеческая форма жизни предназначена для прогресса в духовном понимании. А в эту эпоху каждый очень туп. Они не знают, что есть необходимость духовного понимания. Они забыли. Они стали совсем как животные. Поэтому их называют мандах. Суманда-матайо. А если кто-то чем-то немного интересуется, он принимает нечто ущербное, что не имеет смысла. «Я принадлежу к этому ‘изму’, я принадлежу к тому ‘изму’, этому ‘изму’, тому…» «Изм», что такое «изм»? Дхарма или «изм», что нужно? Дхармах ту сакшат бхагават-прани … Это просто: дхарма означает религиозный кодекс, приказ Верховной Личности Бога. Мы должны соблюдать. Это и называется дхармой. Но у них нет знания о том, кто такой Верховная Личность Бога, каковы Его приказы. Они изложены здесь, в Бхагавад-гите. Верховная Личность Бога нисходит, чтобы учить нас: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати. «Когда люди забывают свою урегулированную жизнь, Я нисхожу». Так, Он нисходит. Он нисходит. Он будет учить Арджуну: «Ты привязан к так называемой семейственности». Затем он будет учить. Со второй главы начнётся учение. Праджна-вадамш ча бхашасе. Ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе. Когда Кришна, Арджуна принял Кришну: «Я не знаю, что мне делать. И я знаю, что сбит с толку. Я кшатрий. Мой долг сражаться, но я колеблюсь. И эта путаница очень беспокоит меня. Поэтому я предаюсь Тебе». Шишйас те ‘хам шадхи мам прапаннам. «Я становлюсь Твоим учеником, а не другом. Давай говорить как учитель и ученик, а не как друзья». Когда он принял Кришну… Кришна всегда повелитель, но это просто принятие. И в это время Кришна скажет: ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе – «Ты…» гатасун агатасумш ча нану пандитах шочанти. Пандита. «Ты выставляешь себя…» Он сказал столь многое. Совсем как пандит, образованный. Очень хорошие вещи. «Кришна…» Арджуна говорил: «Как я смогу убивать моих родственников? Там мой дед, там мой учитель, там мои родственники». В этом нет ничего плохого. Для мирянина это очень хорошие рассуждения: «Я не собираюсь убивать моих родственников». Это очень хорошие соображения. Праджна-вадамш ча бхашасе. Но духовно это невежество, это глупость. С материальной точки зрения, это, может быть, очень хорошо, он говорит очень хорошо. Поэтому первым наказанием было… Кришна занял положение духовного учителя. А духовный учитель должен правильно наказывать своего ученика. И он тут же его наказал. Ашочйан анвашочйас твам праджна-вадамш ча бхашасе: «Мой дорогой Арджуна, ты говоришь, ты так глупо скорбишь, и в то же время ты говоришь как образованный человек».

Таково состояние мира. Кто-то говорит очень высокие слова, но его поведение просто отвратительно. И мы постепенно дойдём до этого момента. Так что давайте заканчивать. Итак, Кришна… Теперь Арджуна обещает… Кришна устроил эту битву, чтобы добиться своей цели. «Душкртам, все эти греховные негодяи правят миром, Я хочу убить их». Поэтому состоялась эта битва, чтобы все эти негодяи и демоны собрались там и были убиты в одном месте. И достойная личность, Махараджа Йудхиштхира будет возведён на трон. Таков был план. Достойная личность. Кришна хотел, чтобы Его представитель правил… царь - это представитель Бога.

Бхагавад-гита 1.36

Лондон, 26 июля 1973 г.

Прадйумна (ведёт воспевание и т.д.):

папам эвашрайед асман

хатваитан ататаинах

тасман нарха вайам хантум

дхартараштран свабандхаван

сваджанам хи катхам хатва

сукхинам шйама мадхава.

Перевод: Грех падёт на нас, если мы убьём таких противников. Поэтому нам не подобает убивать сыновей Дхритараштры и наших друзей. Чего мы добьёмся, о, Кришна, супруг богини удачи, и как мы сможем быть счастливы, убив наших родственников?

Прабхупада: Итак, папам эва. Папам означает греховную деятельность, а пунйам праведную. И люди должны учитывать при каждом поступке, относится ли он к папам или пунйам, праведный это поступок или греховный. Но асуры этого не знают. Праврттим ча ниврттим ча на видур асурах-джанах. Асуров не заботит, что греховно, а что правильно. «Я хочу этого, и я делаю это». Таковы асуры. Собираясь совершить поступок, я не опираюсь на авторитеты, праведно это или греховно. Потому что из-за неправедной деятельности я деградирую. Адхо гаччханти тамасах. Джагханйа-гуна-вртти-стхах. Если мы становимся склонными к греховной деятельности, результатом будет наша деградация. Но мы этого не знаем. Даже так называемее религиозные священнослужители поддерживают убийство, оправдывая его. Убийство это неблагочестивая, греховная деятельность, но во имя религии также продолжается убийство. Если кто-то говорит: «Резать горло – это моя религия», будет ли это воспринято, как нечто хорошее? Иногда… Например, идёт война. Это тоже религиозная война. Но всё же есть разница. Поскольку Арджуна ваишнав, а ваишнав означает девата, полубог. Вишну бхакто бхавед дева асура этад випарйайах. В чём разница между девом и асуром? Кого называют деватой, а кого асуром? Есть два вида людей. Один класс называют дева, девата. Другой класс называют асурой. Девасура.

И между девами и асурами всегда идёт борьба. В настоящее время численность асуров возросла. В прежние времена число деват было больше. И Арджуна девата, потому что он вишну-бхакта. В этом творении есть два класса людей. Вишну-бхакто бхавед даивах. Те, кто преданы Господу Вишну, зовутся деватами. Например, такие полубоги как Индра, Чандра, Сурйа и многие другие. Существует тридцать три крора деват на высших планетных системах. Все они вишну-бхакты. Они повинуются приказам Вишну и ваишнавов. Например, Индра. Он девата. Состояласьбитва между сторонниками Индры и Хиранйакашипу. И когда Хиранйакашипу был побеждён, естественно… Кроме всего прочего, если одна сторона побеждена, победители совершают много агрессии, особенно агрессии к женщинам. Так идёт и поныне. Невинные женщины очень многое претерпевают после войны от победившей стороны. Вы знаете, что солдатам предоставляется свобода насиловать женщин. И грабить имущество. Так много всего происходит. И когда Хиранйакшипу был побеждён, все деваты не вершили такой агрессии, но жена Хиранйакашпу – Кайадху, я думаю – была захвачена Индрой. Она как обычно плакала, женщина. Но она была захвачена Индрой. А мимо проходил Нарада. Он спросил: «Что это вы делаете?» «Не может быть и речи о причинении вреда этой женщине. Но я возьму её в свою обитель, потому что она беременна и ребёнок был зачат асуром, Хиранйакашипу. Поэтому я дождусь рождения ребёнка, и как только она родит, я убью этого ребёнка». Да. И Нарада сказал: «Нет, нет. Этот ребёнок не ребёнок асура. Он пришёл, великий преданный, маха-бхагавата Кришны». Поскольку Нарада знал, что когда… Не ранее. Кроме того, он знал. Но и до того он знал. Потому что святые личности могут понять, когда придёт ребёнок, который будет великим преданным Кришны.

Итак, маха-бхагавата. «Не пытайся этого сделать. Не уводи её в свою обитель. Лучше отпусти её со мной в мою обитель. Я позабочусь о ней». И он тут же послушался совета Нарада, тут же. Он осознал. И не только осознал, но и обошёл вокруг женщины. Здесь маха-бхагавата, в утробе этой женщины. Принесём же наши поклоны. Таков ваишнав. Как только он понял, что в утробе этой женщины находится ваишнав маха-бхагавата: «Его (её) следует почтить, предложить поклоны». Это называется ваишнав. Но асур так не поступил бы. Асур так не поступил бы. Такова разница между деватой и асуром. В шестнадцатой главе Бхагавад-гиты вы найдёте описание асура: праврттим ча ниврттим ча на видур асура джана. Правртти. Правртти указывает на то, какого рода деятельность мы должны выполнять, а какого рода деятельности выполнять не должны. Асуры не знают этого. Асуры этого не знают. Что бы они ни делали: «Я должен делать всё ради своего чувственного наслаждения». Поэтому они запутываются. Пока они сильны в этой жизни, их никто не заботит. Шастры, садху или гуру. Их ничто не заботит. Это означает… Но асурическая цивилизация, живые существа запутываются. Потому что могут не задумываться о каком-либо действии, но природа такова.

пракртех крийаманани

гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудхатма

картахам ити манйате.

Негодяи думают, что они вольны поступать так, как им хочется. Это невозможно. Пока мы в материальном мире, мы обусловлены. Пракртех крийаманани гунаих кармани. Пока мы связаны с определённым качеством материальной природы…

Есть три разновидности качеств. Благости, страсть и невежество. И нам приходится контактировать с этими качествами. Пока мы не в сознании Кришны. Пока человек не занят преданным служением, он обязательно будет под влиянием этих качеств трёх видов. Благость… Кто-то может быть очень хорошим человеком, с учётом… Например, Арджуна, он говорит, рассуждая в гуне благости: «Хотя они ататаинах …» Папам эва ашрайед асман хатва этан ататаинах. Ататаинах означает «агрессор». По закону, если кто-то приходит, чтобы напасть на вас, или если кто-то приходит похитить вашу жену, это ататаинах. Или кто-то собирается поджечь ваш дом, тот в особенности зовётся агрессором. И этих агрессоров следует немедленно убить. Тут не может быть и речи о ненасилии. Вы должны немедленно убить. В этом нет греха. Ататаинах. Но, хотя другая сторона и ататаинах, агрессоры, всё же, Арджуна рассуждает, следует их убивать или нет. Этим отличаются деваты. Они рассчитывают каждый поступок. Но он рассуждает: «Поскольку эти агрессоры мои родственники, они члены моей семьи, следует ли убивать этих агрессоров или нет?» Это здравый смысл. Предположим, ваш сын сделал что-то неподобающее. То же самое. Некоторые вещи означают нападение на отца. Всё же отец рассуждает: «Должен ли я убить моего сына или нет?» Это естественно. «Если мой сын подожжёт дом, должен ли я убить его или нет?» И позиция Арджун а такая же: «Хотя они и ататаинах, агрессоры, всё же, поскольку они принадлежат к той же семье, должен ли я убивать их?» Он рассуждал: папам эва ашрайед: «Если я убью этих агрессоров, я буду виновен в греховной деятельности. Мне придётся страдать от последствий греховной деятельности». И он объясняет, почему. Папам эва ашрайед асман. «Потому что они бандхаван». Свабандхаван дхартараштран. Дхартараштран означает «сыновья Дхритараштры», Дурйодхана и другие. Свабандхаван. «Они члены нашей семьи, бандхаван». Сваджнам хи катхам хатва сукхинах шйама мадхава. «Мадхава, мой дорогой Мадхава, Ты супруг богини процветания. И Ты всегда счастлив. Неужели Ты думаешь, что я стану счастливым, убив своих людей? Неужели Ты так думаешь?» Потому что говорили друзья.

Таково положение. Только посмотрите: они ататаинах, агрессоры. В этом нет сомнения. Потому что эти дхартараштран, сыновья Дхритараштры, оскорбили Драупади, жену Арджуны. Было заключено пари. Жена была ставкой. И они проиграли, проиграли в игре в шахматы, и жену забрала другая сторона. И Карна воспользовался случаем. Потому что во время свайамвары Драупади Карна был оскорблён Драупади. В попадании в глаз рыбы Карна был лучшим, как это называется, лучником. И когда Карна собрался пронзить стрелой глаз рыбе, Драупади помешала, потому что хотела, чтобы её мужем стал Арджуна. Но она знала: «Если Карна вступит в состязание, он победит. Тогда мне придётся идти за Карну». И она была очень разумной дочерью царя кшатрия. А о Карне никто не знал, что он был кшатрием. Считалось, что он был сыном ковровщика. Карна родился до замужества Кунти. Поэтому она… Оставалось неизвестным, чьим сыном был Карна. Но он был кшатрием. И это было неизвестно. И Драупади воспользовалась этой возможностью: «Это соревнование предназначено для кшатриев, а не для не-кшатриев». Потому что считалось, что он был сыном ковровщика, шудры. И ему не дали возможности заполучить Драупади. Но если бы ему такую возможность предоставили, он вышел бы победителем. А теперь Карна получил такую возможность. Когда Драупади была потеряна в ходе игры, он немедленно… Карна был другом Дурйодханы. Он тут же посоветовал: «Теперь она наша собственность. Мы можем делать с ней всё, что захотим. Арджуна потерял свою жену». И он посоветовал: «Разденем её перед этим собранием». Быть раздетой перед таким множеством людей - это великое оскорбление для женщины. И они действительно попытались оскорбить. Не пытались, это было фактом. Но Кришна спас. Вы знаете о вастри-харане Драупади. Её пытались раздеть, но эти люди не смогли раздеть её. Кришна добавлял сари, одно за другим, одно за другим, кипы сари. Тогда они пресытились и оставили это занятие: «Её невозможно раздеть».

И они на самом деле были ататаинах. Потому что ататаинах указывает на того, кто собирается похитить вашу жену, оскорбить вашу жену. Вы должны его немедленно убить. Так же как Господь Рамачандра. Он был праведным царём, но когда случилось так, что его жена, Сита, была оскорблена… Сита была похищена Раваной. Господь Рамачандра мог жениться на сотнях и тысячах Сит. Он Верховная Личность Бога. Он мог сотворить Ситу, Радхарани, Лакшми. Они - энергии наслаждения Верховной Личности Бога. У Верховной Личности Бога не может быть материальной жены или материального спутника. Радхарани Кришны, Ситадеви Господа Рамачандры, Лакшмидеви Нарайаны, они – энергия наслаждения Верховной Личности Бога. Радха-кршна-пранайа-вркитир ахладини-шактир асмат. Ахладини-шакти. Кришна, Бог, имеет множество энергий. Одна из энергий называется ахладини-шакти, энергией наслаждения. И супруга Кришны, супруга Господа Рамачандры, они энергия наслаждения, проявленная. И чтобы подать пример, Господь Рамачандра, поскольку Сита была похищена, Сита была оскорблена, или Рамачандра был оскорблён, решением Господа Рамачандры было убить не только Равану, но и всю династию, покончить. Только ради одной женщины Он мог сделать столь многое. Нет. Потому что ататаинах, из-за агрессии. Чтобы научить людей, что каждый, если он агрессор, должен быть убит. Таково положение дел.

Но Арджуна рассуждал, будет это праведным или неправедным. Таковы деваты. Они обдумывают каждый поступок: «Будет ли праведным или неправедным то, что я собираюсь сделать?» Таков девата. «Если это праведно, это возвысит меня. А если это неправедно, то это приведёт меня к деградации». Никто не хочет деградировать. Вы пришли к этой человеческой форме жизни из низшего состояния жизни. Джаладжа нава-лакшани стхавара лакша-вимшати крмайо рудра-санкхйаках. Из множества состояний жизни: обитатели вод, деревья, растения, насекомые, рептилии, птицы, звери. Таким образом… Бахунам джананам анте. Бахунам самбхаванте. Эту человеческую форму жизни мы получили после многих и многих рождений. Люди этого не знают. Это очень редко. Поэтому Нароттама дас Тхакур поёт: манушйа джанама паийа, радха-кршна на бхаджийа, джанийа шунийа виша кхаину. Хари хари випхале джанама гоину. Он скорбит: «Мой дорогой Кришна, я такой неудачник. Я получил человеческую форму жизни. Она была предназначена для развития сознания Кришны. Но я потратил время впустую. Как так? Джанийа шунийа виша кхаину. Я осознанно пил яд. Осознанно». Лабдха судурлабхам идам баху-самбхаванте, манушйам артхадам. Эти люди не знают. Потому что они асуры, они не знают, что следует делать в человеческой форме жизни, а чего делать не следует. Они убивают животных без колебания. Эти негодяи не знают. И всё же они – духовные лидеры. Какие ужасные условия в Кали-йугу. Только представьте. Без малейшего ограничения, без каких-либо препятствий они ведут греховную жизнь. Они не знают, что в следующей жизни всему этому хвастовству, гордости придёт конец. Придётся принять другое тело, которое будет предложено материальной природой. Вы не сможете сказать: «Я не приму это тело; я хочу то тело». Нет. Природа не в вашей власти. Вам приходится подчиняться власти природы. Пракртех крийаманани. Этот стих из Бхагавад-гиты очень важен.

пракртех крийаманани

гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудха-атма

картахам ити манйате

Аханкара, из-за ложного эго. Асуры думают: «Я независим. Я могу делать то, что захочу». Нет. Вы этого не можете. Если вы так сделаете, вы будете наказаны.

даиви хй эша гунамайи

мама майа дурат-йайа

мам эва йе прападйанте

майам этан таранти те

Вы отвечаете за каждое малейшее действие. Оно подмечается материальной природой. И вам придётся принять определенного вида тела для страдания. В таком множестве типов тел. Поэтому Арджуна, будучи деватой, рассуждает: «Хотя они и ататаинах, в то же время они члены семьи. Разве хорошо убивать семью?» Он спрашивает Кришну. Здесь Кришна. Он рассуждает, он советуется с Кришной: «Как Ты думаешь, убив этих агрессоров, я получу благо или нет?» Поэтому в последней строке он говорит: сваджанам хи катхам хатва сукхинах шйама мадхава: «Мой дорогой Кришна, неужели Ты думаешь, что убив членов моей семьи, своих родственников, я буду счастлив? Ты Мадхава. Ты всегда счастлив, потому что Ты супруг богини удачи. Но неужели ты думаешь, что я буду счастлив подобным образом?» Это обращение за советом.

Это подтверждает характер Арджуны, характер преданного. Преданный всегда девата, полубог. А тот, кто предан, кто сознаёт Кришну, сарваир гунаис татра самасате сурах. Сура значит девата. Все благие качества деваты. Преданный Кришны никогда не принимает, что убийство это очень хорошо. Нет. «Ради удовлетворения моего языка я убью множество животных». Преданный никогда не примет. Ахимса. Ахимса. Это третье качество. Аманитвам адамбхитвам ахимса кшантир арджавам. Это… В Бхагавад-гите есть всё. Аманитвам. Аманитвам означает принимать тело за самого себя. Это аманитвам, то есть не принимать. Это аманитвам. Каждый гордится: «Я индиец», «Я американец, «Я англичанин». Это хвастовство, гордость этим телом. А знание означает: «Я не это тело. Я не это тело». Это аманитвам. Адамбхитвам. Как только мы начинаем осознавать: «Я не это тело», тогда наша ложная гордость немедленно уходит. Аманитвам адамбхитвам ахимса. Затем ахимса, ненасилие. Арджавам, простота. Существует восемнадцать достоинств полубогов. И тот, кто становится преданным Кришны, сознающим Кришну, развивает все эти благие качества. И тому доказательством служит то, что Арджуна, поскольку он преданный Кришны, рассуждает: «Должен ли я убивать их или нет?» Ахимса. Это рассуждение, а не окончательный вывод.

И люди пытаются поднять состояние общества многими способами. Но они не знают секрета. Секрет в том, что если человек просто научится быть преданным Кришны, все благие качества автоматически будут видны в его личности. Не нужно дополнительных усилий, чтобы сделать человека честным, сделать человека религиозным, сделать возвышенно мыслящим, просто живущим. Эти хорошие… Само дамаш, титикша арджавам джнанам виджнанам астикйам. Все эти качества незамедлительно развиваются. Потому что живое существо, душа, это неотъемлемая частица Кришны. Мамаивамшо дживах. Кришна всё это говорит. Ахам биджа-прадах пита. «Они приходят в материальный мир. Я отец, дающий семя. Они хотят наслаждаться. И Я даю им шанс. Но на самом деле Я отец. Материальная природа – мать». Например, у нас есть опыт: отец внедряет живое существо в утробу матери. А мать с помощью своей крови развивает тело ребёнка. Аналогично, все эти живые существа, 8400000 видов… Биджо ‘хам сарва-бхутанам. Отец – Кришна. Он даёт семя в лоно материальной природы. А материальная природа даёт тело. Кто-то получает тело рыбы, кто-то получает тело дерева, растения, кто-то становится насекомым, рептилией, кто-то птицей, кто-то зверем, кто-то человеком, кто-то полубогом. Но все эти материалы обеспечиваются матерью. Это очень легко понять. Например, пока ребёнок растёт, мать обеспечивает телеснее составляющие. Поэтому Чаитанйа Махапрабху… Это очень научно. Когда Он принял саннйасу, и мать пришла… Адваита Прабху устроил ей последнее свидание с сыном. Потому что саннйаси больше не возвращается домой. В тот момент мать была ошеломлена: «Такое красивое тело. У Него были прекрасные волосы. Теперь они сбриты». И она была очень опечалена и плакала. И Чаитанйа Махапрабху тут же припал к её лотосным стопам и сказал: «Моя дорогая мать, это тело твоё. Это тело должно быть занято служением тебе, но, так или иначе, Я допустил ошибку, я принял саннйасу. Будь милостива, прости Меня». Чаитанйа Махапрабху сказал: «Это тело принадлежит тебе. Это твоё тело». Каждый сын должен так думать. Такова ведическая культура. На самом деле мать обеспечивает тело. С самого начала после полового… всё это описано в Бхагаватам. Два секрета образуют эмульсию, и образуется тело наподобие боба и постепенно развивается. Составляющие, энергию поставляет мать. То же самое. Тело всего творения обеспечивается материальной природой, матерью. Поэтому её называют «мать». Материальную природу называют «матерью». Мать Дурга. Сршти, стхити-пралайа-садхана-шактир-эка. Материальная природа… и её имя Дурга. Сршти-стхити-пралайа-садхана-шакти эка чхайева йасйа бхуванани вибхарти дурга, иччханурупам апи йасйа ча чештате са говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Это описание Дурги. И Кришна тоже говорит. Мы не должны думать, что животные, деревья или птицы и звери нечто иное, чем мы. Они наши братья. Потому что отец, дающий семя, это Кришна, а мать – материальная природа. У нас один отец и одна мать. А если у нас один отец и одна мать, то все они наши братья.

И пока человек не продвинулся в духовном сознании, как он может думать о вселенском братстве? Это ерунда. Это невозможно. Так называемое вселенское братство возможно, когда он сознаёт Кришну, когда он знает, что Кришна – общий отец для всех. Отец не потерпит. Предположим, у отца десятеро сыновей. Из них один или два сына никчёмные. Но если способные сыновья скажут отцу: «Дорогой отец, эти два твоих сна бесполезны. Давай перережем им глотку и съедим». Отец скажет: «Да, сделайте так»? Нет. Отец так никогда не скажет. Отец скажет: «Пусть они никчёмные, но пусть они живут за мой счёт. Зачем…? У вас нет права покушаться на их права». Это здравый смысл. Но эти негодяи думают, что животных следует убивать для удовлетворения человеческого языка. Нет чувств. Нет чувств. И, тем не менее, они представляются религиозными лидерами. Подобного рода обманная религия полностью отбрасывается религией Бхагаватам. Дхармах проджджхита-каитаво атра парамо нирматшаранам ваставах васту ведйам атра. Это означает Бхагават-дхарму. Движение сознания Кришны предназначено для парамо нирматшаранам, для тех, кто не завидует. Как они могут завидовать? Парамахамса, тот, кто понимает, что представляет собой это творение, кто такой творец, что такое живые существа, тот, кто обладает этим знанием, называется парамахамсой. Как парамахамса может завидовать другим? Поэтому и говорится парама нирматшаранам. Матшарата. Матшарата означает зависть. А не став ваишнавом, не став сознающим Кришну, вы не думаете, что каждый – человек. Он просто животное. Спасибо большое. Харе Кришна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: