Бхагавад-гита 1.41-42

Лондон, 29 июля 1973 г.

Прадйумна (ведёт воспевание и т.д.):

 санкаро наракайаива

кула-гхнанам куласйа ча

патанти питаро хй эшам

лупта-пиндодака-крийах

Перевод: Когда возрастает нежелательное население, для семьи и семейных традиций создаются адские условия. В таких испорченных семьях не проводится подношение пищи и воды предкам.

Прабхупада: Санкаро наркайаива. Когда появляются нежеланные дети, тогда семейные традиции, семейные обязанности забываются. В наше время никто не знает, что после смерти есть жизнь, и такая жизнь связана с семьёй, предками и потомками. В нынешнее время ничего не известно из этой науки. Более или менее, совсем как животные. Вот и всё. У животных нет такого чувства связей. Оно просто в течение некоторого времени будет есть. Оно будет есть, спасть, заниматься половой жизнью и умрёт, вот и всё. В нынешнее время неизвестно тонкое регулирование семьи, и, тем не менее, они очень гордятся развитием знания. Итак, нежелательные дети, как мы обсуждали на предыдущей… Прадушанти кула-стрийах. Если женщина, кула-стрийах, семья… Семейная женщина отличается от проститутки. Тем не менее, в Индии есть неконтролируемые женщины или класс проституток. Они не семейные женщины. Но кула-стрийах, семейные женщины имеют множество обязанностей. Есть стих: сваргапта кама мокшасйа дхара сампати хетава. Дхара означает «жена». Жена может помочь человеку вознестись на райские планеты, и дхармартха кама, оказать помощь в вопросах продвижения в религиозном и духовном знании, дхарма; артха, экономического развития; кама, удовлетворения чувственного наслаждения мужа; дхарма, артха, кама и мокша, также освобождения. Жена важна. Если есть целомудренная жена, она может помочь мужу в этих четырёх принципах жизни: дхарма артха кама мокшасйа, дхара сампрати хетава. Если мы сможем воспитать хорошую жену или общество воспитывает девушек становиться хорошими жёнами, она становится великим источником энергии для мужа. Дхарма артха кама мокшасйа дхара сампра. А если они осквернены, они становятся источником санкары, варна-санкары.

Показательный пример варна-санкары это нынешние хиппи. По всему миру, не только в западных странах, но и в Индии тоже. Население, население хиппи означает население санкара. И возрастание такого населения означает наракайаива, нара, адские, адские условия, как в этой жизни, так и в следующей. Сейчас мы на практике видим в последние годы, особенно в Калькутте, жизнь стала адской. Население, молодое поколение настолько загрязнено, настолько осквернено, что вы не можете без опаски пройти по улице. Где-нибудь вас могут окружить молодые парни и ограбить. Вы ничего не можете сказать. Полиция не сможет помочь, правительство не сможет помочь. Эти нежелательные дети, не воспитанные в системе варнашрамы, становятся причиной адских условий в этой жизни и после смерти. После смерти, согласно ведическим предписаниям, пинда удака, пинда, от членов семьи требуется подношение прасада Вишну хотя бы раз в год. И согласно ведической культуре в году установлен один месяц, когда все люди предлагают предкам пинду и удаку. Тарпана, тарпана. Неделю или две недели. Смысл в том, что если предки семьи не достигли должной жизни… Иногда из-за греховных поступков, слишком сильной привязанности, человек становится привидением. Привидение, существуют привидения. Бхута прета пишача. Не только эта жизнь, демоническая жизнь, но также и следующая, призрачная жизнь. Они не получают грубого тела. Они остаются в тонком теле ума, разума и эго. Из-за своей грубой греховной жизни они наказаны тем, что не получают жизни в грубом теле. Потому что, не получив грубой жизни, мы не сможем наслаждаться. С помощью ума я не смогу насладиться расагуллой. Мне нужно иметь язык, мне нужна рука, пальцы, чтобы я мог взять, затем… В уме я могу думать, что ем или беру расагуллы, но на само деле я не ощущаю вкуса. Так что требуется грубое тело, потому что каждое живое существо в материальном мире приходит, чтобы наслаждаться. Кршна бхулийа джива бхога ванчха каре таре джапати абхаре. Это начало материальной жизни. Когда мы забываем выполнять служение Кришне, мы тут же получаем материальное тело, предложенное материальной природой.

пракртех крийаманани

гунаир кармани сарвашах

аханкара вимудхатма

картахам ити манйате

Это грубое тело требуется для наслаждения. Дух, духовное тело очень тонкое, и астральное тело, тоже очень тонкое. Требуется грубое тело. Поэтому луптапинда дакакрийа. Приняв на веру, что некоторые из моих предков ведут призрачную жизнь и не получили грубого тела, то благодаря этой пиндокашеПинда означает предложение прасада Вишну. В Индии до сих пор есть место Гайа. Там храм Вишну и по обычаю все индусы… В наши дни они не ходят. Они даже не верят. Они от всего отказались. Из-за нежелательных детей их не заботит, что значит семья, что такое пинда удака. Просто едят, пьют, женятся и наслаждаются, вот и всё. Но, как видите, 5000 лет назад Арджуна… Арджуна не был ни брахманом, ни саннйаси. Грхастха, домохозяин из царского сословия. Он на поле битвы. Он не ведантист. Но только посмотрите, насколько совершенны его познания. Такова ведическая культура. Можно не быть брахманом. Брахман очень продвинут. Сатйа сама дама титикшава. Но даже кшатрии тоже продвинуты настолько, что мы можем видеть, что он выслушивает от Кришны Бхагавад-гиту на поле битвы. Сколько времени вы можете выделить на поле битвы? Шла беседа между двумя солдатами как раз когда пришла пора пускать стрелы. Шастра сампате. Только мы собирались… Он стал очень сострадательным: «Кришна, я должен убивать своих родственников». И он описывал. Он описывал: «Какого рода грех я собираюсь совершить». Просто попытайтесь понять, насколько люди были продвинуты. Беседы о Бхагавад-гите проходили между Кришной и Арджуной на поле битвы как раз перед началом сражения. Сколько времени у них было? Максимум полчаса. Не более того. И за эти полчаса Кришна преподал Бхагавад-гиту, а тот смог её понять и даже согласиться сражаться. Да, насто мохах смртир лабдха, каришйе васана тава. Насколько он был продвинут, образован и учён, только представьте. В настоящее время они читают Бхагавад-гиту год за годом, великие учёные, великие теологи и… Но не могут понять. После прочтения Бхагавад-гиты они клеймят Кришну как аморального. Один профессор в Оксфордском университете изучает или преподаёт Бхагавад-гиту, и он написал книгу. И он пришёл к заключению, что Кришна аморален. Это значит, что он не смог понять Бхагавад-гиту. Бхагавад-гиту не сможет понять какой-то демон или человек третьего класса. Это объясняется в Бхагавад-гите. Кришна сказал Арджуне: «Я рассказываю тебе ту же Бхагавад-гиту, науку о Боге, которую Я поведал миллионы лет назад богу солнца, потому что парампара утрачена, и Я должен передать её тебе, поскольку бхактоши ме прийоси, ты Мой очень дорогой друг и бхакта».

Итак, Бхагавад-гита не предназначена для демонов и абхакт. Первое условие состоит в том, что он должен быть преданным Кришны. Тогда она откроется. Иначе невозможно. Нахам пракаша сарвашах йога майа саманвита. На мам душкртина мудха прападйанте нарадхама. Всё это описано здесь. И если человек предан Кришне, он сможет понять Бхагавад-гиту очень легко. Так же как Арджуна понял за полчаса. Другие не смогут понять. В некотором смысле, люди тех времён были настолько образованы, продвинуты, что могли говорить об Абсолютной Истине и понять за полчаса, один час. В те дни не нужны были книги. У людей была настолько отточена память. Однажды услышав от духовного учителя, они никогда не забывали. С развитием Кали столь многое будет утрачено. Одно из того, что будет утрачено, это память. Люди будут слабы. Больше не будет милости. Мозги не будут такими сильными или острыми. Всё это описывается. И мы не можем даже представить себе, какими мозгами обладал Арджуна. Ещё одно: Бхагавад-гита это часть Махабхараты. А Махабхарата была написана для стри шудра двиджа-бандхунам, трайи на шрути гочара. Стри, женщины, стри, шудра и двиджа-бандху. Двиджа-бандху указывает на людей, рождённых в высокопоставленной семье: брахманов, кшатриев, вайшей, по крайней мере, брахманов и кшатриев, но не являющихся квалифицированными брахманами или кшатриями. Их называют двиджа-бандху, друзьями дваждырождённых. Одно рождение от отца с матерью, другое рождение от духовного учителя благодаря ведическому знанию. Ведическое знание - это мать, а духовный учитель - это отец. Таково второе рождение. Поэтому их называют двиджами, дваждырождёнными. А двиджа-бандхунам это те, кто на самом деле не рождены дважды, но родились в семье двиджей. Поэтому их называют двиджа-бандху, «не двиджи, друзья двиджей». Двиджа-бандху. Можно стать другом двиджи. Кто-то может стать сыном верховного судьи, но это не означает, что он тоже верховный судья. Но сейчас они думают: «Поскольку мой отец брахман, то и я брахман». Нет. Это неприемлемо. Ваш отец может быть брахманом, но если вы не квалифицированный брахман, вы не можете называться брахманом. Вас можно называть двиджа-бандху. И Махабхарата была написана: стри шудра двиджа-бандхунам райи на шрути гочара. Женщинам, двиджа-бандху и шудрам очень трудно постигать непосредственно ведическую литературу, потому что у них нет развитого знания или образования. Поэтому то же самое ведическое знание было описано в Махабхарате. Потому что это история. Каждый интересуется историей. И через историю подавалось ведическое знание. Поэтому Махабхарата называется пятой Ведой. Она предназначена для стри шудра двиджа-бандху. И Бхагавад-гита входит в состав Махабхараты. На самом деле она предназначена для менее разумного класса людей. Но в нынешнее время и высший разумный класс людей не может понять. Только взгляните на разницу. Прежде, 5000 лет назад, она была предназначена для менее разумного класса людей, но мы обнаруживаем, что большинство из так называемого высшего разумного класса людей не может понять Бхагавад-гиту. А он занимает пост профессора Оксфордского университета.

Этот класс людей руководит обществом. Люди третьего и четвёртого класса руководят. Андхах йатхандхаир упанийаманас. Теперь мы беседуем со многими выдающимися личностями, гостями, приходящими ежедневно. Но на самом деле мы можем видеть, насколько люди третьего и четвёртого класса практически слепы, и они руководят обществом. Это мы можем понять. Поэтому общественный уклад… Так же как Арджуна описывает здесь: санкаро наракайаива кула-гхнанам куласйа ча. Кто это знает? Кто знает эту науку, что санкаро наракайаива, если вы порождаете нежелательное население, это ведёт к адским условиям? Кого это заботит? Мир находится в адских условиях, и мы можем это почувствовать, но они прилагают усилия на другое. Они хотят оставаться демонами; в то же время они хотят становиться лидерами. И в нынешнее время, сравнивая с общественным положением 5000 лет назад… Согласно теории Дарвина, 5000 лет назад люди были нецивилизованными. И эти книги написаны нецивилизованными людьми. Только посмотрите. Такие высоко разумные писания, а они были нецивилизованными. Теперь они стали цивилизованными. Такова теория Дарвина. Теперь мы совершаем прогресс. А Арджуна сказал: патанти питаро хй эшам лупта-пиндодака-крийах. Пиндодака. В Калькутте был один великий учёный. Его имя было Сарпишират. Он был атеистом номер один, и он говорил: «Эта пиндодака, подношение пинды, прасада и воды отправится к моим предкам. Так подавайте мне еду внизу лестницы, когда я нахожусь наверху». Такие соображения. Но он не знает того, что есть можно разными способами. Они не знают, что можно есть также и в тонком теле. Призраки тоже едят. Но способ иной. И если даже великий учёный говорит так, как тогда обычные люди…? Йад йад ачарати шрештха локас тад анувартате. Если так называемые развитые в образовании говорят столь безответственно, остальные, естественно, последуют за ними. Поэтому в нынешнее время всё поколение покрыто невежеством и тьмой. Нет чистого знания. А без чистого знания, что мы можем сделать… Так же как в темноте, всё, что мы можем делать, это воровать. Вот и всё. Это не очень правильное понимание. Поэтому у нас нет верного знания, нет правильной деятельности и в результате наракайаива. Можно прочитать следующий стих.

Прадйумна:

дошаир этаих кула-гхнанам

варна-санкара-каракаих

утсадйанте джати-дхармах

кула-дхармаш ча шашватах

Перевод: Из-за злодеяний разрушителей семейных традиций, все виды общественных проектов и деятельность на благо семьи будут испорчены.

Прабхупада: Итак, джати-дхарма. Джати, в наше время под этим понимается «национальное». Но здесь джати-дхарма означает… Например, некто родился в брахмана джати, кшатрийа джати, ваишйа джати, шудра джати. И в каждой джати имеются разного рода обязанности. И когда дети нежеланные, безответственные, они не следуют более традициям, семейным традициям, или джати-дхарме, и порождают класс населения в варна-санкаре. И всё становится с ног на голову, возникают адские условия. И так на самом деле и происходит. Сейчас больше нет джати-дхармы. Каждый занят, так или иначе, наполнением своего желудка. Прежде были ограничения. Брахманы, кшатрии и вайшйи, эти три высших касты имели определённые ограничения. Брахман не должен делать того, или брахман не должен делать этого. И это называлось джати-дхармой. Брахман не мог заниматься служением кому-либо. Я уже говорил об этом. Кшатрий тоже не мог. И ваишйа не мог. Только шудра мог становиться слугой другого. Паричарйатмакам карма шудрасйапи свабхава-джам. А в настоящее время никто не может соблюдать строгие правила и предписания: «Я родился в семье брахмана. Я не могу поступать к кому-либо на службу». Тогда вам придётся голодать. Поскольку у него нет способностей брахмана… По образованию, по культуре он шудра, хотя и ложно провозглашает себя брахманом или кшатрием. Его джати-дхарма, семейные традиции, семейные ритуалы, всё утрачено из-за этих нежеланных детей. Нежеланные дети всё ставят с ног на голову. И Арджуна визуализировал все грядущие бедствия. Но есть одно лекарство. Это факт, что джати-дхарма утрачена. Мы более не можем называться строгими последователями джати-дхармы. Никто больше не может в строгом смысле слова представлять себя как брахмана или кшатрия. Под влиянием Кали-йуги сейчас всё утрачено. И варна-санкара. И есть только одно лекарство, только одно лекарство. Так сказано в одиннадцатой Песни Шримад-Бхагаватам:

деварши бхутапта нрнам питрнам

на кинкара найамрни ча раджан

сарватмана йах шаранам шаранйам

гато мукунда парихртйа картам

Мы должны признать, что создаём адские условия в обществе, порождая нежеланных детей и не подчиняясь джати-дхарме или кула-дхарме. Это следует каждому признать. И каково же лекарство? Единственное лекарство – предаться Кришне. Кришна тоже говорит… Кришна призывает: «Ты можешь оставить даже свою джати-дхарму, но просто предайся Мне. Я защищу тебя».

Есть ещё один стих в Шримад-Бхагавата: тйактва сва-дхармам чаранамбуджам джарер. Сва-дхарма. Сва-дхарма подразумевает джати-дхарму. Кшатрий или брахман имеет свои регулирующие принципы. И в Бхагаватам говорится и Нарада говорит, что если человек оставит свою джати-дхарму …, поскольку Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа. Сарва-дхарма подразумевает эту сва-дхарму, джати-дхарму, или множество иных дхарм, созданных ради сохранения общества. Так же как даже в современном мире мы создаём множество правил и предписаний. Возьмём для примера, что нужно двигаться по левой стороне. Просто, чтобы сохранить порядок в обществе. Есть много всего. И джати-дхарма, кула-дхарма похожи на это. Духовно они не имеют ценности. Они могут помочь человеку подняться на духовный уровень. Но духовное продвижение не зависит от джати-дхармы или кула-дхармы. Оно не зависит. Даже не следуя правилам и предписаниям джати-жхармы и кула-дхармы можно продвинуться в духовном знании. Ахаитуки апратихата. Если человек серьёзно намерен стать сознающим Кришну, тогда все эти материальные препятствия не смогут помешать ему. Каждый может стать. Сат, сад шва пачо … Есть… Как это называется? Мантра тантра вишарада, аваишнава гуру на са сйат сад ваишнава шва пачо гуру. Тот, кто очень опытен в джати-дхарме, но не является вишнавом, если он не предан Господу Вишну… Ваишнав означает вмшну асйа девата, Тот, кто принял… Есть много полубогов, деват. И некоторые советуют: «Если вы хотите такого результата, поклоняйтесь такому полубогу». Например, говорится, что если вы хотите красивую жену, вы должны поклоняться Уме. Ума, жена Господа Шивы очень красива. И аналогично, если вы хотите учёности, то вы должны поклоняться такому-то полубогу. Если хотите денег, то вы должны поклоняться такому-то полубогу. Есть такие, я сказал бы, повеления ведической литературы. Но если вы хотите избавления от материального состояния жизни, то вы должны принять прибежище у Вишну, ваишнава. Или шастры говорят, что даже если у вас есть иные желания, тем не менее, становитесь ваишнавом. Таково последнее наставление. Вам не нужно поклоняться другим полубогам. В Бхагавад-гите также говорится: камаис таис таир хрта-джнанах йаджанти анйа-девата. Те, кто сбит с толку похотливыми желаниями, обращаются к различным полубогам, прося благословения. Они хрта-джнана. Хрта-джнана означает «лишённые разума». Если Кришна Всевышний, и, предположим, вы хотите некоего материального счастья, может Он дать его вам? Он может дать вам и это тоже. Так зачем же вам просить у других полубогов? Поэтому и говорится, камаис таис таир хрта-джнана. Если Кришна Всевышний Господь, и если у вас есть некое желание, материальное желание… Подлинное бхакти означает минус все материальные… Анйабхилашита шунйам. Нужно быть свободным от всех материальных желаний. Но даже если у вас есть какое-то материальное желание, всё же примите прибежище у Кришны. Вам не требуется прибежище у полубогов. Таково высшее наставление ведической литературы.

акама сарва кама ва

мокша кама ударабхих

тиврена бхакти-йогена

йаджета парамам пуруша

Акама подразумевает преданного. Преданные не имеют желаний. У них есть только желание стать преданным Кришны. Это естественное желание. Если сын желает: «Я должен быть послушным сыном своего отца», это естественное желание. Или сын желает: «Я должен зависеть от отца, и я буду счастлив», такого рода желание естественно. Аналогично, если кто-то желает: «Я стану преданным Господа Кришны», это естественное желание. Но когда я хочу господствовать над материальной природой и забываю о своём служении Кришне, это называется васаной. Это материальное желание, абхилаша. И мы должны оставить материальные желания. Тогда это бхакти. Анйабхилашита шунйам джнанам кармадй анавртам анукулйена кршна

И даже если мы нарушаем дхати-дхарму и кула-дхарму … Это факт. Мы так и делаем. Этот факт нельзя отрицать. Каждый из нас это делает. Какой же тогда долг или лекарство? Потому что мы нарушили всё. И с этой целью в Бхагаватам даётся наставление. Вот стих: деварши бхутанам нрнам питрнам. Питр, пинда лакокрийа. Мы обязаны подносить пинду и воду питам. Но здесь говорится. Деварши, мы в долгу перед деватами. Рши, мы в долгу перед великими мудрецами. Деварши, дева рши бхутанам. Мы в долгу перед многими другими живыми существами, бхутанам и нрнам. Мы также в долгу перед человеческим обществом. Нрнам пиртнам. Мы в долгу перед питами, предками. Птирнам. И на кинкарам найам рши ча раджа. Человек освобождается от служения всем этим личностям, деварши бхутанам имам питрнам. Как освобождается? Сарватма йах шаранам шаранйам. Тот, кто полностью предался лотосным стопам Господа, шаранйам. Шаранйам означает здесь реальное место, где можно полностью предаться. Иначе, если я предаюсь кошкам и собакам, чем они мне помогут? Поэтому они не шаранйам. Но если они по ошибке принимают прибежище у кошек и собак, какое благо они получат? Поэтому шаранйам, достоянием преданности являются лотосные стопы Мукунды. Поэтому и говорится: сарватма йах шаранам шаранйам гато мукундам парихртйа картум. У нас так много долгов, но в этот век вы теряем всё. Поэтому наш единственный долг – предаться лотосным стопам Мукунды, Кришны. Это нас спасёт. Кришна говорит – это не сказка – Кришна говорит: ахам твам сарва папебхйо мокшайишйами. «Я знаю, что ты нарушаешь семейные традиции, свои прошлые предписания, всё, что ты делаешь, достойно наказания, греховная деятельность, но Я даю тебе обещание, что если ты предашься Мне, тогда ахам твам сарва-папедхйо мокшайишйами. Я дам тебе избавление от всех последствий греховных поступков». Поэтому в настоящий момент, поскольку мы утратили всю культуру, мы совершили множество греховных поступков, если мы хотим спастись, единственное средство – предаться лотосным стопам Кришны, и тем самым спастись. Спасибо большое.

Бхагавад-гита 1.43

Лондон, 30 июля 1973 г.

Прадйумна (ведёт воспевание и т.д.):

 утсанна-кула-дхарманам

манушйанам джанардана

нараке нийатам васо

бхаватитй анушушрума

Перевод: О, Кришна, хранитель людей, я в ученической преемственности слышал, что те, кто разрушают семейные традиции, навсегда поселяются в аду.

Прабхупада: Итак, семейные традиции, чьи семейные традиции? Манушйанам. Семья… Манушйнам люди имеют семьи и семейные ритуалы, кула-дхарму, джати-дхарму. Так же как чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. Это предназначено для людей, манушйанам, не для животных. Пока человеческое общество не принимает принципов варнашрама-дхармы, по повелению Кришны, Всевышнего Господа, оно не считается человеческим. Они такие же, как и животные, потому что нет регулярных, систематических принципов жизни человеческого общества. Поэтому в Вишну Пуране… Когда Чаитанйа Махапрабху беседовал с Раманандой Райем, Чаитанйа Махапрабху спрашивал: «Какова истинная цель жизни?» Садхйа-садхана. Садхйа и садхана. «Какова цель?» Садхйа означает то, ради чего мы получили человеческую жизнь. Это называется целью, садхйей, целью жизни. И садхана. Садхана означает деятельность, посредством которой мы можем достичь этой цели жизни. Это называется садхйа-садханой. Теория Дарвина, хотя она и даёт некоторые представления об эволюции, но они не знают какова цель жизни, для чего этот прогресс. Эти негодяи этого не знают. Только представим, взяв несколько стихов из Падма Пураны, Брахма Ваиварта Пураны. Аситимс чатурамш чаива, джива-джатишу, лакшамс тан джива джатишу. Существует 8400000 типов джива-джати. Аситимс чатурамш чаива лакшамс тан джива-джатишу. Это уже есть. Брахмадбхих. Таким образом, живое существо скитается по циклу переселения души. Отсюда мистер Дарвин мог почерпнуть некоторые намёки, но не смог правильно объяснить. Он не смог уловить, что брахмадбхих, кто скитается. Отсюда хаос.

Так или иначе, почему живое существо скитается, не оставаясь на месте? Должна быть какая-то цель. Оно ищет этого. Должна быть цель жизни. Достижение этой цели и называется садхйей. Почему мы боремся здесь за счастье или что-то ещё? Мы боремся. И этот вопрос поднял Чаитанйа Махапрабху: «Какова цель жизни?» Если нет цели жизни, за что бороться? Зачем… Должна быть какая-то цель жизни, садхйа. И садхана. Садхана означает средства, с помощью которых мы достигаем этой цели. Это называется садханой. И Рамананда Рай цитировал… Потому что, когда идёт разговор между двумя учёными людьми, они… Например, сегодня стало модным: «Таково моё мнение», «Я так думаю». Ерунда, о чём вы можете думать? Каковы ваши познания? Но они очень гордятся. Каждый таков. Вчера сэр Алистер? Приходил Алистер Харди. Он тоже говорил: «таково моё мнение». Никто не думает, что он глупец номер один; какова ценность его мнения? Никто не думает. Но это ведический принцип. Даже Чаитанйа Махапрабху, когда Пракашананда Сарасвати спросил Его: «Ты саннйаси. Почему Ты не занимаешься изучением Веданты? Ты просто поёшь Харе Кришна, Харе Кришна». Так… Поскольку предполагается, что саннйаси всегда читает философию Веданты в особенности, и прочие философии. «Как так, что Ты поёшь как сентиментальный человек?» И Чаитанйа Махапрабху ответил: «Да, Мой гуру Махараджа, духовный учитель, смотрел на Меня как на глупца номер один». А Чаитанйа Махапрабху, что было известно Пракашананде Сарасвати, был великим учёным в Свои годы ученичества. А Он выставлял Себя как глупца номер один. Таким образом, Чаитанйа-чаритамрта, автор Чаитанйа-чаритамрты представляет себя: пурушера кита хаите муни сеи лагхишта – «Я ниже навозного червя». Пурушера кита хаите муни сеи лагхишта. Лагхишта означает «низкий, нижайший». Джагаи мадхаи хаите муни сеи папиштха. Джагаи и Мадхаи были пьяницами и охотниками за женщинами. Поэтому они были грешниками. И Чаитанйа-чаритамрта говорит, что джагаи мадхаи хаите муни сеи папиштха. Хотя… Таков путь: никто не считает себя значительным человеком, и что он может давать собственное мнение. Это мошенничество. Каждый должен думать: «Я… Чего я стою?» Этот человек действительно образован, смиренен и мягок. Никто не должен думать: «Теперь я знаю всё. Я могу превзойти любого. Я поднялся выше всех правил и предписаний. Теперь я стал парамахамсой». Это мошенничество. Всегда следует думать: «Я глупец номер один». Поэтому нужно прилагать усилия, чтобы стать совершенным. Если мы думаем: «Теперь я стал совершенным, парамахамсой», тогда вы не будете следовать духовным регулирующим принципам и падёте.

И здесь Арджуна также говорит: нараке нийатам васо бхавати ити анушушрум – «Кришна, я слышал из авторитетных источников». Он никогда не говорил: «Кришна, по моему мнению, если сделать так, то люди пойдут в ад». Он не даёт собственного мнения. Он говорит ити: «Так», анушушрума, «я услышал». Это называется системой парампары. Никто не должен приводить своего мнения. Чтобы поддержать своё предположение, нужно цитировать авторитетные высказывания. Аналогично, когда Чаитанйа Махапрабху спросил: «Какова цель жизни и как её достичь?» Рамаманда Рай не приводил собственного мнения: «Моё мнение таково». Здесь Арджуна тоже говорит: ити анушушрума – «Я это услышал». Он услышал, и это означает… Шушрума означает «слушать авторитетов». И Рамаманда рай сказал: «Истинная цель жизни, предназначение жизни – удовлетворить Верховную Личность Бога». Например, все мы граждане, и каков наш долг? Мы хотим удовлетворить авторитет, правительство. Когда человек хорошо служит правительству, в этой стране его посвящают в рыцари. Его признают графом, лордом… Они получают так много титулов. В каждой стране, когда человек становится очень возвышенным гражданином, правительство его ценит. И если такова система в нашей обыденной жизни, тогда целью жизни должно стать удовлетворить высшего правителя или высшее правительство. Это вполне обычно. Но у них нет высшего правительства. Они думают: «Какое правительство мы поставим, на этом всё». Нет. Существует так много царств, так много планет. И на каждой планете есть правительство, есть власть, а над всеми ними есть высшая власть, Кришна. Ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах. Таково наставление шастр. Есть много контролирующих. На этой планете есть контролирующий. Есть другие планеты. Даже Брахма контролирует целую вселенную. Так же как в нашем правительстве есть система. Один департамент. Несколько департаментов управляются одним директором. Несколькими директорами руководит один секретарь. Та же система. Кришна верховный владыка, сарва-лока-махешвара, и у Него есть множество секретарей, помощников. Их называют Брахмами. Брахма означает руководителя одной брахманды, вселенной. И существуют миллионы Брахм, миллионы, триллионы. Им нет числа. Ананта-коти. Йасйа прабха прабхавато джагаданда-котих. Коти. Коти означает «беспредельный». Джагаданда. Джагаданда означает «вселенная». Брахманда или джагаданда. Анда. Анда означает «в форме яйца», круглая, яйцеобразная. Поэтому её называют анда, брахманда. Бху-гола. Гола означает «круглый». Я слышал, что до появления науки у людей было впечатление, что этот мир квадратный. Не так ли?

Преданный: Плоский.

Прабхупада: Плоский. Плоский, да. Но в ведических шастрах, миллионы лет назад упоминалась бху-гола. Гола означает «круглая». Только посмотрите. Эти негодяи говорят, что прежде люди не были разумными. Они разумны, потому что думают, что этот мир плоский. А те, кто миллионы лет назад говорил: «Он круглый», они были менее разумны. Только взгляните. Бху, гола. Гола означает «круглый». Бху-гола. Аналогично, джагаданда. Анда означает «круглая», как яйцо. Анда означает «яйцо». Джагад-анда. Эта вселенная яйцеобразна. И мы тоже можем видеть, что небо круглое. Это стена этой вселенной.

Так или иначе, пока мы здесь, при этом мелком правительстве, наше дело - удовлетворить правителя… Вы публично… Предположим, если вы оскорбите королеву. Если вы публично скажете на митинге: «Королева проститутка». Что за этим последует? Вас немедленно арестуют и накажут. В своём частном доме вы можете сказать. Никто не услышит. Но если вы скажете такую чушь на публике, вы тут же станете преступником. Поэтому ваш долг почитать королеву, слушаться приказов правительства. Такова ваша цель хорошего гражданина. В чём разница между гражданином и тем, кто вне закона? Разница в том, что хороший гражданин всегда старается удовлетворить правительство, подчиняясь законам, изданным правительством. И поэтому наша высшая цель – удовлетворить высшего правителя, Кришну. Потому что Кришна верховный. Все эти вселенные - царство Кришны. Существует много царств. Так же как в материальном мире множество вселенных, аналогично в духовном мире множество духовных планет. Так обычно обстоят дела. Почему люди этого не поймут? Поэтому наше дело – удовлетворить Кришну, стать совершенным, удовлетворить Кришну. Вишнур арадхйате. А как вишнур арадхйате? Это философия. На те видух свартха гатим хи вишнум. Предположим, в офисе есть наш непосредственный босс, управляющий офисом, и вы следуете его приказам, хотя он не конечная инстанция. Над управляющим офисом есть секретарь. Над секретарём есть директор. Над директором есть управляющий директор. Это обычное дело. Аналогично, есть много, много контролирующих, но верховным контролирующим является Кришна или Вишну. И это вполне здраво, что наша цель жизни – удовлетворить Всевышнего Господа, Вишну или Кришну. Это здравый смысл. Есть ли какие-либо иные соображения: «Почему именно Его нужно удовлетворять?»? Нет. Вы должны удовлетворять.

Это ваишнавизм. Тот, кто хочет удовлетворить Вишну, называется ваишнавом. Это ваишнавизм. Вишну означает Всевышнего Господа. Всё предназначено для удовлетворения Господа Вишну. С чего это начинается? Можно ли научить кошек и собак удовлетворять Вишну? Нет, такой возможности нет. Они собаки, животные. Они просто заняты четырьмя основами жизни: едой, сном, половой жизнью и защитой. Вот и всё. Их невозможно научить: «стань послушным Господу Вишну. Стань преданным». Ман-мана бхава мад-бхакто мад йаджи мам намаскуру. «Стань преданным Кришны». Нет, это невозможно. Поэтому говорится: манушйанам. Манушйанам. Это долг манушйа, не собак. Манушйанам. Утсанна-кула-дхарманам манушйанам джанардана.

Человеческая жизнь наделена огромной ответственностью. Если вы становитесь подобными кошкам и собакам, хиппи, тогда утсанна, всё разрушается. Утсанна-кула-дхарма. У них нет семьи. Их не заботят правила и предписания. Утсанна, всё разрушено. Джагханйа-гуна-вртти-стха. Никакой семейной жизни, не принимать омовения, не поклоняться, не… Полная безответственность. Я видел это в Амстердаме. Какой это парк?

Хамсадута: Вондал Парк.

Прабхупада: Ужасно. На самом деле то, о чём говорил Арджуна пять тысяч лет назад, сейчас и происходит. Утсанна, всё разрушено, кончилось. Кула-дхарманам. Никакой семейной жизни. Поэтому обязанность человека – понять совё положение, и его долг – удовлетворить Всевышнего Господа. Таков план в целом. Поэтому Рамананда Рай привёл стих из Вишну Пураны: варнашрамасаравата пурушена парах пуман, вишнур арадхйате. Потому что цель – удовлетворить Вишну, стать ваишнавом. Стать брахманом - это тоже более низкий статус. Вы узнаете из Чаитанйа-чаритамрты, как наш Мадхавендра Пури устанавливал Божества. Там было много брахманов, кастовых брахманов, рождённых в… И чтобы допустить этих брахманов к поклонению, он инициировал их как ваишнавов. Потому что не став ваишнавом, никто не имеет права поклоняться Вишну. Вишну ничего не примет от того, кто не преданный. И разве Вишну нищий, чтобы приходить и брать у вас? Он не может есть? У него нет средств, чтобы принимать пищу? Нет. Он соглашается принять ваше подношение, просто на основе любви. Ваишнав любит Вишну, и Вишну соглашается принять пищу. Патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайачччхати. Главное это бхакти, а не ваша изысканная пища. Вишну вполне способен приготовить в тысячу раз более изысканное блюдо, чем вы можете предложить. Но главное – бхакти.

Вишну арадханам означает…, это должно быть целью человеческой жизни. Вишну арадхана означает, что человек должен стать ваишнавом, а ваишнав означает отрегулированную жизнь, ничего не разрушающую, чтобы стать свиньёй. Это не ваишнав. Ваишнав значит озабоченный тем, как удовлетворить Вишну. И вся ведическая схема такова: как удовлетворить Вишну. Поэтому и говорится: утсанна кула-дхарманам манушйанам. Если в человеческой жизни они не следуют регулирующим принципам семейной жизни, семейных традиций и систематической организации из четырёх укладов общества: брахманов, кшатриев, вайшей и шудр… Таким способом мы можем удовлетворить Всевышнего Господа. Наша цель – удовлетворить Всевышнего Господа, а это можно сделать в совершенстве, если мы следуем регулирующим принципам джати-дхармы, кула-дхармы. Джати-дхарма означает, что если вы рождены в семье брахмана, у вас есть определённые обязанности. Если же вы лишь думаете: «Я родился в семье брахмана; теперь со всеми моими обязанностями покончено. Теперь я могу делать всякую ерунду…» Они именно так и думают. Я разговаривал. Они очень гордятся рождением в семье брахмана. И когда другие занимаются преданным служением, они говорят: «О, вы родились в более низкой семье. Вы должны делать это. Мы рождены в брахманской… Мы ничего не должны делать». Понимаете? Но они не знают, что джати-дхарма кула-ахнанам, утсанна-кула-дхарманам. Вы… Если вы действительно брахман, вы должны сохранять семейные традиции. Таков брахман. Иначе, если вы жертвуете всеми вашими семейными традициями… Так же как в вашей стране семья лорда. Семья лорда сохраняется. Семья лорда вкладывает деньги в правительство, и правительство заинтересовано, чтобы эти семейные традиции сохранялись, аристократический стиль. А если они опускаются, о них никто более не заботится. Тогда их дом будет продан, а они станут уличными попрошайками. Вот и всё. Нет больше семьи лорда.

И повсюду для человеческой жизни, политически, социально или духовно, если вы хотите добиться успеха в жизни, то вы должны сохранять традиции брахмана-ваишнава. Мы ваишнавы. Единственная наша традиция – удовлетворить Вишну. Это традиция каждого, но ваишнавов в особенности. Они должны быть очень внимательными, очень озабоченными тем, как удовлетворить Господа Вишну или Кришну. Это единственное наше дело. И вам не следует этим пренебрегать. Тогда утсанна кула-дхарманам … Ваишнавская кула-дхарма – просто удовлетворить Кришну. Так и в… Манушйанам. На самом деле человеческая жизнь начинается, когда мы готовы служить Всевышнему Господу Вишну. Это человеческая жизнь; иначе это жизнь животного. Поэтому во всём мире царит хаос. Они не стремятся служить Вишну. Они стремятся только служить своим чувствам, го-даса. Слуга чувств. Вместо того чтобы становиться слугой чувств, вы должны стать хозяином своих чувств. Это называется госвами. Если вы остаётесь слугой чувств, то вы годаса. Камадинам катидха кати на … Это жизнь животного. Но когда вы становитесь хозяином чувств… Как это возможно, хозяин чувств: Если вы всегда применяете свои чувства в служении Кришне, ваши чувства всегда под контролем. Например, ваш язык. Ваш язык говорит вам: «Пойдём в ресторан и поедим чего-нибудь вкусного». Но если вы ваишнав, если вы дали обет: «Я не позволю своему языку есть чего-либо, кроме прасадам», он уже под контролем. (обрыв)… госвами. Контролировать чувства, значит занять чувства в служении Господу. Это контроль. Иначе, силой… Например, йоги, они пытаются искусственно, посредством некой гимнастики. Это может оказаться возможным на некоторое время, но… Существует множество примеров, это становится… (обрыв)... Поскольку они не могут насильно контролировать чувства. Это невозможно. Вы должны дать им лучшее занятие. (обрыв)... Насильно, если вы думаете: «Я буду контролировать мой язык, я буду контролировать мои глаза, я буду контролировать мои гениталии, я буду контролировать мой желудок. Искусственно», это может оказаться возможным на некоторое время. Но они настолько сильны, чувства настолько сильны, что искусственно их не сдержать. Парам дрштва … (обрыв)… сказано в Бхагавад-гите. Дайте чувствам лучшее занятие. Тогда вы сможете контролировать. Хршикена хршикеша-севанам бхактир уттама. Сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена … (обрыв)… тат-паратвена. (обрыв)... Тогда вы сможете очистить чувства и с очищенными чувствами вы займётесь служением Всевышнему, это и называется бхакти.

Итак, если мы на самом деле люди, манушйанам … (обрыв). Кула-дхарма, семейные традиции не предназначены для кошек и собак. Но если вы живёте, хотите жить как люди, манушйанам, тогда должна быть эта система… (обрыв) … пурушена парах пуман. Чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. Тогда общество должно делиться на четыре класса… Как у нас было четыре сословия… (обрыв) …брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры должны быть. И каждый должен служить согласно своей карме, качествам и способностям. Тогда всё общество организовано… (обрыв)… Будет совершенно, будет мир… (обрыв) …никакой войны, ничего подобного, и постепенно совершая прогресс домой, обратно к Богу. Иначе будет хаос… (обрыв) …станет в настоящее время.

Так… (обрыв) … утсанна кула-дхарманам манушйанам. Манушйа, джанардана. Джана означает публику в целом, и «тот, кто контролирует». Кришна контролирует каждое… (обрыв) … Джанардана. Итак: «Мой дорогой Джанардана, Кришна, в человеческом обществе, если мы нарушим этот традиционный процесс, тогда что…? Оно станет…» Нараке нийатам васо. Если вы не… (обрыв) … Если мы живём как кошки и собаки, то в следующей жизни мы получим кошачьи и собачьи… (обрыв). Но эти негодяи не знают. Они не верят в следующую жизнь. И это ужасное состояние. Вы целенаправленно ставите себя, если не следуете… (обрыв) … процесс. Варнашрама-дхарма … (обрыв) … общество. Утсанна кула-дхарманам манушйана джанардана, нараке нийатам. Нийатам означает «всегда». (обрыв) …Так же как собаки, адская жизнь… (обрыв) …поедая испражнения, живя в отвратительном месте. Майа диктует: «Ты… (обрыв) … больше, чем царь». Да. Иногда Индра становится свиньёй, и… По проклятию Брхаспати. И когда Брахма пришёл звать его обратно… (обрыв) …он был Индрой. Он отказался. (обрыв) … ответственность. Семья… (обрыв) …Свинья… (обрыв) … аваранатмика-гакти. (обрыв) … низший стандарт жизни. Он будет думать: «Я очень счастлив». Это называется аварана … (обрыв) И если свинья думает: «Я живу…» (обрыв) … тогда он умрёт. В человеческом уме… (обрыв) … Адские условия жизни, тогда он может достичь прогресса в духовной жизни. А пока он думает: «Я живу очень умиротворённо, очень счастливо…» (обрыв) … тогда атхато брахма-джиджнаса. Пока человек не придёт к этому… Этот смысл придёт, когда человек следует традициям семейной жизни.

Бхагавад-гита 1.44

Лондон, 31 июля 1973 г.

Прадйумна (ведёт воспевание и т.д.):

 ахо бата махат-папам

картум вйавасита вайам

йад раджйа-сукха-лобхена

хантум сваджанам удйатах

Перевод: Увы, как странно, что мы готовы совершить великий грех, движимые желанием насладиться царским счастьем.

Прабхупада:

ахо бата махат-папам

картум вйавасита вайам

йад раджйа-сукха-лобхена

хантум сваджанам удйатах

Иногда Арджуну обвиняют, Бхагавад-гиту тоже обвиняют: «Это насилие. Это насилие. Бхагавад-гита полна насилия». Да, она полна насилия. Поле сражения. Но здесь ваишнав, Арджуна думает, что это было устроено ради его раджйа-сукхи. Йад раджйа-сукха-лобхена. Лобхена. Это было устроено для удовлетворения Арджуны, чтобы он мог насладиться царством и счастьем в нём. На самом деле это не так. Это было устроено Кришной ради Своего удовлетворения, а не для удовлетворения Арджуны. В этом разница между обычным трудом и преданным служением. Преданное служение и обычный труд выглядят практически одинаково. Например, мы живём в этом доме. Соседи могут подумать: «какие-то люди здесь живут, поют, танцуют. Мы тоже танцуем. Мы тоже иногда поём. И едим, и они тоже едят. Тогда в чём разница?» Они могут думать: «В чём разница между преданным служением и обычным трудом?» Они выглядят почти одинаково. Поэтому люди заблуждаются, думая, что Бхагавад-гита это обычное сражение, насилие. Но это не так. Оно устроено Кришной, чтобы выполнить Его миссию. Его миссия: паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. Это Его удовлетворение, а не удовлетворение Арджуны, не чьё-то удовлетворение. Это Его план. Он приходит, нисходит на эту планету, в эту вселенную, просто чтобы установить истинную цель религиозной жизни, человеческой жизни. Такова Его миссия, одновременно две вещи. Паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. Сваджанам.

ахо бата махат-папам

картум вйавасита вайам

йад раджйа-сукха-лобхена

хантум сваджанам удйатах

Сваджанам означает «родственники». Родственники в широком смысле, а не только мой брат или сестра или мой дядя. Нет. Сваджанам означает всех живых существ. Поскольку тот, кто не имеет сознания Кришны, с обычным сознанием, материальным сознанием, не может мыслить в рамках сваджанам: «Мои родственники - все живые существа». Он не может так думать. На самом деле каждый - наш сваджанам, потому что Бог – отец, как заявляет Кришна: ахам биджа прадах пита, если Он верховный отец… Не только Он провозглашает, но, по крайней мере, любая нормальная религиозная система провозглашает: «Бог - это изначальный отец». Это факт. Ахам сарвасйа прабхаво матах сарвам правартате. Всё исходит из Него. Он верховный отец. А если Кришна верховный отец, Он отец каждого. Сарва-йонишу каунтейа. Во всех видах жизни, во всех формах жизни они все сваджана, родственники. Как это может быть? Потому что Кришна изначальный отец. Таково сознание Кришны, поэтому преданный Кришны не хочет причинять малейшего вреда любому живому существу. Таково сознание Кришны.

видйа-винайа-сампанне

брахмане гави хастини

шуни чаива швапаке ча

пандитах сама-даршинах

Пандита, тот, кто образован, он сама-даршинах, обладает равным видением. Не так… Так же как Кришна обладает равным видением… На этой картине Кришна обнимает телёнка. Он обнимает не только гопи, Он обнимает также телёнка, коров. Сама-даршинах. Для Кришны гопи, телёнок, корова или кто-то иной во Вриндаване, кто пришёл служить Ему, все они равны перед Ним. Кто-то хочет служить Кришне как телёнок, кто-то хочет служить Кришне как корова, кто-то хочет служить Кришне как гопи, кто-то хочет служить Кришне как мальчик пастушок, кто-то хочет служить Кришне как его отец, кто-то хочет служить Кришне как Его мать. Есть разные ощущения, разные вкусы. Каждое живое существо обладает собственным вкусом, как любить Кришну. Но в центре стоит любовь к Кришне. Кришна тоже отвечает взаимностью. Он не проводит различий: «Вот гопи, красивая девушка. Поэтому Я люблю её больше, чем телёнка». Нет. Кришна не настолько капризен. Аналогично, преданные Кришны, поскольку имеют… Сознание Кришны означает, что он получает малое количество качества Кришны. Поэтому он тоже равно относится к другим. Он каждого считает сваджана, членом одной семьи. Не имеет значения, что кто-то стал муравьём, а кто-то стал слоном. Живая искра, душа, одного размера, что в муравье, что в слоне. Мы несколько раз обсуждали размер души: 1/10000 часть кончика волоса.

кешагра-шата-бхагасйа

шатадха калпита сйака

джива-бхагах са виджнейа

са чанантайа калпате

Таков размер. В шастрах приводится размер души – очень и очень маленький: 1/10000 часть кончика волоса. Только представьте себе. И эта частица находится в муравье, в Брахме и в слоне. Поэтому пандита, который знает, что такое эти три души, духовные искры, частицы Кришны, если он обладает полным знанием, тогда его видение таково:

видйа-винайа сампанне

брахмани гави-хастини

шуни чаива швапаке ча

пандитах сама даршинах

Сама-даршинах означает равное видение. Учёный брахман, самый разумный человек в человеческом обществе, и собака… Поверхностно, внешне тут огромная разница. Вот собака, бродячая собака, а вот учёный брахман. Но пандита, тот, кто в сознании Кришны, видит, что и пандит и собака суть одно, потому что они одинаковые духовные искры. Из-за своей кармы этот стал учёным пандитом, а тот из-за своей кармы стал собакой. Но в этих разных телах, дехино ‘смин йатха дехе каумарам. Асмин дехе, в этом теле присутствует душа. Таково его видение. Разумеется, внешне не так, что я веду себя одинаково с брахманом и собакой. Это внешнее поведение. Но внутренне он будет знать, что и брахман, и собака это духовные искры. Это называется брахма-джнана. И когда человек обладает брахма-джнаной, тогда брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати, самах сарвешу бхутешу. Самата, равно. Это брахма-джнана.

И в этом стихе Кришна говорит, то есть, Арджуна говорит, что йад раджйа-сукха-лобхена хантум сваджанам удйатах. И когда убиваются животные для удовлетворения языка, это махат папам. Махат папам, великий грех, великий грех. Если мы хотим убить кого-то, любое живое существо ради своего удовлетворения, будь то удовлетворение языка или удовлетворение любого другого чувства, это маха папам, великий грех. Потому что все они сваджана. Вы не можете убивать ради того или этого чувства. Но Арджуна говорит в узком смысле слова: он думает только о членах своей семьи. Но если человек действительно пребывает в знании, брахма-джнане, он думает так же: «Низшие животные тоже члены нашей семьи. А если я убью их ради своего удовлетворения, удовлетворения моего чувства, это великий грех». К сожалению, каждый убивает ради своего чувственного наслаждения во имя религии. Во имя религии, хотя это и запрещено, они всё же убивают. Только представьте себе, какой греховной деятельностью они занимаются. И как они могут быть счастливы? Счастье, разумеется, свинья тоже думает, что она очень счастлива, потому что ест испражнения, живёт в нечистом месте, и поскольку она имеет все условия для половой жизни без каких-либо ограничений, она может думать, что живёт счастливо, но это не счастье. Счастье это нечто иное. Сукхам атйантикам йат тат атендрийа-грахйам. Если вы хотите почувствовать счастье своими тупыми материальными чувствами, это не счастье. Счастье превыше ваших материальных чувств. Атйантикам. Вот истинное счастье. Истинное счастье означает, что оно никогда не кончается, и вы никогда не ощутите пресыщения: «Я больше не хочу». Вот настоящее счастье. Материальное счастье не такое. Здесь вы сразу же чувствуете пресыщение. Насладившись материальным счастьем несколько минут, вы почувствуете: «Ещё чего-нибудь, ещё чего-нибудь, ещё чего-нибудь». Поэтому в Бхагавад-гите говорится: сукхам атйантикак йат тат. То, что является настоящим счастьем, не почувствовать этими тупыми материальными чувствами. Какими тогда чувствами? Очищенными чувствами. Сарвопадхи-винирмуктам тат паратвена нирмалам. Когда наши чувства очищены, тат-паратвена, ради Кришны, когда наши чувства используются ради Кришны, это очищенные чувства. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате. Вот чего не хватает.

Здесь, в начале, Арджуна мыслит в рамках своих тупых чувств. Но он сделает то же самое. Атйантикам, атендрийа, очищенные чувства. Просто постарайтесь понять. Это сознание Кришны. Сейчас Арджуна думает: йад раджйа-сукха-лобхена – «Ради обретения царства и чувственного наслаждения я собираюсь убивать моих родственников, это великий грех». Это так. Если бы сражение на Курукшетре было ради чувственного наслаждения Арджуны, оно было бы велики грехом. Но на самом деле это делалось не для удовлетворения Арджуны. Это делалось для удовлетворения Кришны. Поэтому вывод должен быть таков: что бы мы ни делали, если мы делаем это для нашего чувственного наслаждения, это маха папам, греховная деятельность. Но если мы то же самое делаем для удовлетворения Кришны, это духовное развитие. Такова разница. Отверженные думают, что… Карми трудится ради собственного удовлетворения, а преданный трудится ради удовлетворения Кришны. Хотя и то и другое похоже, внешне это кажется одним, но есть огромная разница. То, что вы делаете для собственного удовлетворения, для удовлетворения своих капризов, это маха-папа, великий грех. То же самое, когда вы делаете это для Кришны, открывает вам дорогу к освобождению, домой, обратно к Богу. Вот в чём разница. Вам нужно изменить сознание. Что вы делаете? Для кого вы это делаете? Для себя или для Кришны? Это сознание Кришны. И это совершенство жизни. В каком бы положении вы ни находились, что бы вы ни делали, не имеет значения. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам:

атах пумбхир двиджа-шрештха

варнашрама-вибхагашах

свануштхитасйа дхармасйа

самсиддхим хари-тошанам

Хари-тошанам означает удовлетворять чувства Всевышнего Господа, Хари. Это и есть совершенство. Не важно, что вы делаете. Варнашрама-вибхагашах. Прежде всего, «Что бы вы ни делали» не означает, что вы занимаетесь всякой ерундой, и это будет принято. Нет. Варнашрама-вибхагашах. Согласно ведической цивилизации, существует деление на варны: брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры. И деятельность должна выполняться согласно предписаниям варнашрамы. Брахману положено делать вот это. Сатйах само дамас титикша арджавам. Вы должны практиковать это. Кшатрий должен практиковать это, а вайшйа должен практиковать вот это. Поэтому и называется варнашрама – предписанные обязанности уже есть. Поэтому совершенное человеческое общество означает… Прежде всего, должно быть это деление: брахманы, кшатрии, вайшйи. И когда они выполняют обязанности, соответствующие положению брахмана, кшатрия, для удовлетворения Кришны, это совершенство жизни. Не имеет значения, шудра вы или брахман, но если вы действуете для удовлетворения Кришны согласно предписаниям своего положения, то ваша жизнь совершенна. Вот чего не хватает. Вся человеческая цивилизация должна быть основана по этому принципу. Должно быть деление. Сословия уже есть. Они должны быть скоординированы, систематизированы. Не так, что каждый – брахман. Брахман подразумевает разумного человека. И мы должны собирать разумных людей. Их следует обучить как брахманов. Воинственные, обладающие воинским духом, должны отбираться как кшатрии. Тех, кто склонен накапливать деньги, с меркантильным мышлением, тоже следует собирать. Аналогично, шудры. И их следует обучать, каждого, удовлетворять Кришну. Варнашрама-вибхагашах. Свануштхитасйа дхармасйа самсиддхим хари-тошанам.

И вот Арджуна воин, он занят сражением. Сейчас он размышляет, что правильно. Он ваишнав. Он преданный. Он правильно думает: «Ради своего чувственного наслаждения я собираюсь убивать моих родственников? Ох, какой великий грех я собираюсь совершить». Но на самом деле Кришна не заставляет Своего преданного поступать греховно. Нет. Кришна этим не занимается. Хотя, поверхностно, кажется, что Кришна заставляет Арджуну заниматься греховной деятельностью, она не греховна. Что бы ни делал Кришна, это не греховно; это трансцендентная, самая чистая деятельность. Поэтому тот… Негодяи, которые не понимают Кришну, говорят, что Кришна аморален. Они не знают, кто такой Кришна и что такое деяния Кришны. Они не знают. Они думают: «Вот, Кришна заставляет Арджуну сражаться. Ох, это аморально. Почему Кришна занимает Арджуну военным делом?» И поэтому… Или: «Почему Кришна танцует с гопи? Они жёны и сестры других мужчин. Это грех». Если мы наслаждаемся с чужой женой, дочерью или сестрой, которая не является моей настоящей женой, если я хочу наслаждаться жизнью, это незаконный секс… Кришна этим не занимается. Но внешне, те, кто не имеют понятия, видят: «Кришна танцует глубокой ночью с чужими дочерьми и девушками. Поэтому он аморален». Но это означает, что он не знает, кто такой Кришна. Кришна может делать всё, что угодно. Теджийасам на дошайа. Также солнце очень могущественно. Как в материальном мире вы видите солнце, материальный объект, и оно очень могущественно, но солнце вытягивает воду из моря, а также из отхожего места. И оно тоже забирает, что называется, высасывает или…?

Хамасдута: Испаряет.

Прабхупада: Испаряет, да. Испаряет воду также из мочи. В нечистом месте, в отхожих ямах, оно испаряет воду так же, как и из моря. Но означает ли, что испаряя воду из отхожих ям и мочу, солнце оскверняется? Нет. Скорее оно проводит в этом месте, что называется профилактику, антисептическую, своими лучами. Аналогично, даже если кто-то приходит к Кришне с некой целью, которая аморальна, но мужчина или женщина, которые приходят туда, очищаются. И Кришна не становится аморальным. Негодяям следует знать эту науку, прежде чем называть Кришну аморальным. Поэтому Кришна говорит в Бхагавад-гите:

манушйанам сахасрешу

кашчид йатати сиддхайе

йататам апи сиддханам

кашчин ветти мам таттватах

Эти негодяи не знают, кто такой Кришна. Они думают, что Кришна обычный человек. «Почему Он заставляет Арджуну сражаться? Почему Он танцует с чужими дочерьми и девушками? Это аморально». Поэтому танец раса не следует обсуждать среди глупцов и негодяев. Они неправильно поймут. Хотя профессиональные чтецы, когда бы они ни говорили о Бхагаватам, они немедленно перескакивают на танец раса. Этого не следует делать. Чаитанйа Махапрабху никогда не позволял такого. Для масс людей Он занимал Себя санкиртаной. А когда обсуждались отношения Кришны с гопи, Он обсуждал это в кругу трёх избранных преданных: Рамананды Райа, Сварупы Дамодары и Шикхи Махити. У Него были тысячи и тысячи преданных, но Он никогда не обсуждал раса-лилу Кришны с массами людей, никогда. Поэтому это запрещено. Кришна… Потому что они неправильно поймут. Эти негодяи не знают, кто такой Кришна, и они поймут неправильно. Они осквернятся. Разумеется, не осквернятся. Потому что, кроме всего прочего, они будут слушать о Кришне. Но они могут понять неправильно. Это помешает им развиваться в духовной жизни.

Итак, Кришна не аморален. Кришна не заставляет Арджуну совершать такой греховный поступок, сваджанам хатва. Нет. Кришна занимает его служением Себе. Это следует понять. И когда Арджуна поймёт: «Эта война, это сражение не для моего чувственного наслаждения, это для удовлетворения чувств Кришны…» Тогда он согласится, потому что он преданный. Каришйе вачанам тава: «Да, теперь я буду действовать». Так предполагается. Атмендрийа-трпти-ванчха дхаре тара нама кама. Кама означает «вожделение». Что такое вожделение? Вожделение означает, что вы пытаетесь удовлетворить свои чувства, это и называется вожделением. И в то же время, когда вы пытаетесь удовлетворить чувства Кришны, это называется любовью. Практически одно и то же дело, но для себя и для Кришны. И движение сознания Кришны подразумевает, что мы должны делать всё для Кришны под должным руководством. Мы не можем делать что-то от себя: «Я делаю для Кришны». Это ещё одно заблуждение. Поэтому нам требуется руководство духовного учителя. Кришны. Гуру кршна крпайа. В Чаитанйа-чаритамрте говорится, что вы должны искать милости и Кришны и гуру, а не так, что вы стали таким продвинутым, что состоите непосредственно в связи с Кришной, и что бы вы ни делали, это милость. Нет. Не думайте так. Нужно руководство, нужно подтверждение гуру. Гуру кршна крпайа пайа бхакти лата биджа. Здесь идёт линия бхакти. И наше дело, движения сознания Кришны – удовлетворять Кришну. Профессор Захнер, когда один разбойник, следовал своим капризам, утверждал: «Прочитав о насилии в Бхагавад-гите, он совершил это насилие». А получил ли он разрешение от Кришны или представителя Кришны? Он не знает техники. Он без оснований обвинил, нанес великое оскорбление лотосным стопам Кришны. Поэтому неопытным людям не следует учить Бхагавад-гите других, потому что они не имеют знания. Это знание должно быть получено по системе парампары. Эвам парампара праптам имам раджаршайо видух. А просто благодаря академической карьере, знанию азбуки, вы не сможете понять Бхагавад-гиту. В Бхагавад-гите сказано: бхакто си прйо си ме, не став бхактой … Поэтому Санатана Госвами запретил: «Ничего не слушайте о Кришне от того, кто не ваишнав». Аваишнава-мукходаирна-пута-хари-катхамртам, шраванам на карта … Это запрещено. Вы не должны слушать. Но эта аудитория или студенты тоже не знают что: «Это мошенник, он не преданный, он не ваишнав. Зачем нам слушать от него Бхагавад-гиту?» Первое условие это бхакто си. И запрет тоже от ачарйев. Аваишнава-мукходаирна-пута-хари-катхамртам шраванам на картавйам. Пута-хари-катхамртам. хари-катха, беседы о Кришне, они чисты сами по себе. Но всё же есть запрет, что если её произносит аваишнава, непреданный, его не следует слушать, не следует слушать. Нужно немедленно отвергнуть. Прежде всего, мы должны смотреть, кто собирается говорить о Кришне. Это преданный Кришны? Он ваишнав или нет? Если нет, то немедленно отвергнуть: «О, мы не собираемся вас слушать». Но люди не знают. Мы слушаем любого негодяя, который говорит о Бхагавад-гите. Это не тот процесс. Тогда вы будете сбиты с толку. Аваишнава-мукход …, сарпоччхиштапаййатха. Например, молоко очень хорошая пища, каждый это знает. Но когда его касается язык змеи, оно тут же становится ядовитым. Не слушайте Бхагавад-гиту или любые беседы о Кришне от не ваишнава, от того, кто не предан Кришне. Вы будете сбиты с толку. Например, они скажут: «Ох, Кришна заставляет Арджуну сражаться, совершать великий грех». Нет, это не так. Кришна заставляет Арджуну сражаться, просто с целью служить Ему. Паритранайа садхунам винашайа ча душкртам. И Кришна (Арджуна) выполняет миссию Кришны не ради личного блага. Такие вот дела. Хорошо. Спасибо большое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: