Тема № 11.1. Бизнес-планирование в социокультурной сфере.
1. Сущность и значение бизнес - планирования.
2. Преимущества бизнес - планирования.
3. Технологии разработки бизнес-плана
4. Содержание и структура.
5. Экспертиза, риски, маркетинг.
Неискушённый специалист может выразить по поводу целесообразности составления бизнес-планов в социокультурной среде недоумение. Десять, пятнадцать лет назад этому трудно было бы возразить. Но сегодня время изменилось. Учреждения культуры стали частью системы рыночных отношений, но пока с трудом осваивают экономические отношения, уповая на поддержку государства и могущество своих учредителей.
Новая система экономических отношений нуждается в принятии не только продуманных, но и пунктуально просчитанных решений. Бизнес-план – это инструмент развития учреждения культуры, перестройки сознания менеджеров и специалистов культуры, которые ещё недавно были далёкими от полноценной и самостоятельной хозяйственной деятельности, а сегодня ищут новые возможности не только для выживания, но и развития.
|
|
Рассматривая технологии работы с бизнес-планами, мы сознательно не включаем в оборот такие понятия, как коммерция и прибыль, имея в виду государственные учреждения культуры, численность которых в стране в разы превышает число коммерческих учреждений социокультурной направленности.
Государственные учреждения культуры по закону не занимаются коммерческой, а только предпринимательской деятельностью и получают доход, а не прибыль. Тем не менее, бизнес-план является эффективным инструментом развития государственных учреждений культуры.
Он продуктивно зарекомендовал себя и в условиях модернизации учреждений культуры, на очередном этапе их развития, и при разработке и реализации совершенно новых предпринимательских проектов и видов услуг.
Преимущества бизнес-планирования
Предпринимательство для учреждений культуры не новое явление, однако первые пробы в предпринимательской деятельности закончились, и наступил этап трезвого и тщательного расчёта и умения точно выверить своё будущее. Разработка бизнес-плана помогает:
- определить уровень жизнеспособности и будущей устойчивости учреждения культуры, снижает риск в предпринимательской деятельности;
- детализирует содержание и перспективы работы учреждения, выявляет дополнительные индикаторы в системе результативности;
- обогащает опытом планирования, развивает перспективное мышление менеджеров и специалистов культуры, формирует деловую организационную среду;
|
|
- мотивирует интерес потенциальных инвесторов.
Бизнес-план учреждения культуры – явление достаточно новое и необычное, что заставляет бизнесменов и предпринимателей внимательно присмотреться к нему и поискать выгодные для себя ниши вложения инвестиционного капитала. Именно поэтому добротно разработанный бизнес-план является предметом деловых переговоров с возможными инвесторами.
Внешняя нацеленность бизнес-плана превращает продукты культуры в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Бизнес-план, как и стратегический план организации, рассчитывается на 3-5 лет, иногда больше. Между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
- бизнес-план включает не весь комплекс задач учреждения, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием нового направления в работе. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий учреждения;
- стратегические планы по мере выполнения очередного этапа анализируются и корректируются или даже пересматриваются. Бизнес-план имеет чётко очерченные временные рамки, по истечении которых цели и задачи должны быть выполнены (например, произведено компьютерное переоснащение и модернизация системы звуковоспроизводящей и светопроекционной техники). Следовательно, бизнес-план, по своей сути, менее похож на стратегический план и больше напоминает проект, с его конкретной проработкой и самодостаточностью.
Технологии разработки бизнес-плана
Неким аналогом бизнес-планирования является известный в отечественной экономике метод, называемый – технико-экономическое обоснование (ТЭО). Технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ, раскрывающий производственно-технические аспекты проекта, в то время как бизнес-план включает производственные, финансовые, технические проработки, обусловленные внутренними и внешними факторами рыночной деятельности учреждения культуры.
Ещё несколько лет назад, в отсутствие конкурентной среды, успешно реализовать различные предпринимательские проекты и заниматься ими было достаточно легко, а успех бизнеса в большей степени зависел от наличия связей в определённых кругах и размера стартового капитала, то сегодня организация бизнеса требует системного и профессионального подхода.
Разработка бизнес-плана является ответственным и важным периодом для менеджмента и специалистов, поскольку именно здесь они должны увидеть перспективы и сложности, с которыми может столкнуться новый проект. Написание бизнес-плана – ответственный шаг, недооценивать который нельзя.
Однако грамотно разработать бизнес-план под силу далеко не каждому руководителю, так как бизнес-планирование, по своей сути, включает в себя не только ТЭО, но и оценку рисков и специальные маркетинговые исследования, провести и интерпретировать которые без профильных знаний невозможно.
Поэтому для составления бизнес-плана лучше обратиться к специалистам. Сегодня помощь предпринимателям в данной области оказывает масса фирм, профильной деятельностью которых являются консалтинговые услуги. Поскольку бизнес-план, как финансовый документ, планирующий предпринимательскую деятельность в определённом периоде и устанавливающий показатели, которые необходимо достичь за этот период,
следует исходить не только из собственных желаний и потребностей, но и учитывать реальные факторы: размеры проекта; его мобильность и исключительную особенность; специфичность отрасли; предназначение бизнес-плана и многое другое.
Кроме того, нужно оценивать и согласовывать целесообразность тех или иных разделов бизнес-плана и, если есть необходимость, добавлять или исключать эти разделы бизнес-плана.
|
|
Разработка бизнес-плана начинается с изучения нормативно-правовой базы и технологических документов о предпринимательской деятельности, определения цели бизнес-проекта, исследования внутренних интересов и внешних факторов, установления круга потенциальных участников проекта, источников институционального финансирования и дополнительного инвестирования.