Теории о происхождении человека и его биологическая сущность

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна  olga.teplyakova.67@mail.ru

ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)

 Дата

84 85 86 87
      18.05

Курс: 2 Группа 87 Машинист крана (крановщик)

Тема программы: Раздел 7. Обобщение изученного

Урок 63 Человек как биосоциальное существо

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: обобщить знания о социальной и биологической сущности человека, показать его отличия от животных, продолжить развитие навыков логического мышления, анализа, умения делать выводы.

 формировать целостную картину мира на основе диалога наук.

Литература. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобазоват. учреждений: базовый уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017

https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D147%26viewonline%3D1

Вводная часть.

«Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек"».

– А вы можете сказать, что такое человек?

– Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

- С какой стороны можно рассматривать человека?

II. Основная часть.

П л а н:

1. Происхождение человека и его биологическая сущность.

2. Социальная сущность человека.

3. Мышление и речь.

4. Как человек себя реализует?.

 

В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяли высказывание великого человека Ф.М.Достоевского.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время»

Ф.М.Достоевский

Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что такое человек? И в чем его сущность? (Прочитай теоретический материал, запиши основное)

 

Как биология отвечает на этот вопрос?

 

Теории о происхождении человека и его биологическая сущность

– Кто мы и какие мы? Этот вопрос веками от начала времен за­давал себе человек и не мог найти на него ответа. Этот вопрос стал самой большой загадкой его существования. По мысли древних, для человека не существует более интересного объекта для иссле­дования, чем он сам.

Загадку человека, его сущности, предназначения пытались раз­гадать мыслители всех времен и народов. Место человека опреде­ляли как бы между двумя мирами – миром природных стихий, птиц, зверей и миром богов – творцов и созидателей сущего. Чело­век – мост между царствами. Тело его, плоть принадлежит низшему из миров. Дух, разум – то, что связывает нас с богами. Что же тогда наше, что принадлежит только нам – людям? Это наша душа.

– А что такое душа?

Еще мудрецы древности выделяли в человеке три части, состав­ляющие человеческое существо: тело, которое материально и смертно; душа, что разлита в теле по всем его суставам; дух - со­знание, разум, ум, то, что движет и телом и душой.

По представлениям Клавдия Галена, человек живет за счет соков организма: это естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. Считал, что мозг является органом мышления.

– Откуда появился человек? Каковы теории происхождения че­ловека? Какая теория вам более близка?

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: откуда мы взялись?

Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле.

? Какие вы знаете теории о происхождении человека? (о сотворении человека богом, о космических пришельцах)

В настоящее время наиболее известны следующие гипотезы:

Теория творения утверждает, что человек сотворен Богом из небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины.

Теория внешнего вмешательства говорит о том, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Земле в доисторическое время.

 

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория имеет обширный набор разнообразных доказательств – археологических, генетических, культурных и других.

Колыбелью человечества является Северо-Восточная Африка.

Согласно этой теории основные стадии эволюции человека следующие:

1. Австралопитек.

2. Питекантроп – представитель древнейших людей.

3. Неандерталец – представитель древних людей.

4. Кроманьонец – представитель первых современных людей.

5. Homo sapiens – человек разумный.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало освобождение передних конечностей и возникновение прямохождения. Свободные верхние конечности дали возможность использовать палки, камни, а потом изготавливать первые орудия труда.

Развивался и увеличивался мозг.

Итак, человек – это творение природы. Он имеет биологические потребности: дышать, спать, питаться. Наше тело, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек – существо биологическое.

Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании многих процессов в его организме.

 Социальная сущность человека

Итак, человек родился: он растёт, развивается, взрослеет, становится добрым или, наоборот, злым, честным или нечестным, воспитанным или невоспитанным, – разным, и все эти черты, качества характера человек приобретает, только общаясь с другими людьми, то есть, – в обществе. Именно в обществе он становится личностью, уникальностью.

Как видите, ваша работа показала, что человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!

? Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком? (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).

Задание:

Перед вами список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие – только человеку, третьи есть и у человека, и у животных. Распределите эти названия по графам таблицы

 

 

Свойства: словесная речь, сезонная линька, строительства жилища, обучение потомства, потребность в пище, зимняя спячка, прямохождение, потребность в общении, умение фантазировать, густой покров шерсти.

 

? Что же такое человек?

Человек – это отдельный представитель всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей.

? А что отличает человека от других живых существ?

Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis» – «общественный»).

? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить, владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).

Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития).

Антропогенез – процесс становления человека.

Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру. Социогенез – процесс становления общества.

? Вы, вероятно, слышали о детях, которые выросли среди животных. Что вы можете сказать о них? (Они не умеют ходить, не говорят, и издают звуки, как животные).

Дети, выросшие среди зверей, не умеют ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться разными предметами. Они не способны мыслить как люди. Среди людей они вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…

Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.

? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).

А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом! И объединили два происходящих параллельно процесса в один под названием антропосоциогенез.

– Давайте определим, какие еще важные признаки есть у человека.

? Как вы считаете, какое животное – самое высокоразвитое? (обезьяна).

? А умеют ли животные что-либо преобразовывать?

Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.

Важнейшим условием превращения животного предка в человека стал коллективный труд.

? Что заставляло первобытных людей объединяться и вместе трудиться? (Сложные природные условия, охота на крупных зверей, поиск жилищ и др.)

В процессе общения у людей стали формироваться новые человеческие качества – мышление и речь.

 

 Мышление и речь

Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека!

Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.

Мышление – это продукт высшей нервной деятельности, связанный с перегруппировкой информации, поступающей в мозг.

Благодаря мышлению, человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. В первую очередь, он создает орудия труда, которые ему необходимы для обеспечения жизнедеятельности.

Но вначале он думает, представляет себе, какую цель он хочет достичь, а потом будет трудиться, чтобы воплотить задуманное.

Животные тоже создают нечто новое, но в чем их отличие от человека?

? Паук плетет паутину – сеть, чтобы добыть себе пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. В чем отличие между ними? ( У паука срабатывает врожденный инстинкт, но ничего другого он делать не может. А человек сначала обдумывает свои действия, а потом делает).

? Тогда что можно сказать о деятельности человека? ( Деятельность человека имеет целенаправленный характер: сначала он создает нечто новое в мыслях, а потом реализует задуманное на практике).

? А с чем связано появление речи? (Люди хотели рассказать друг другу о чем-то новом, что узнали или увидели, чему научились. Сначала это были какие-то жесты, звуки, а потом появились первые слова, т.е. язык).

Таким образом, потребность людей в общении, коллективный труд привели к появлению языка. Постепенно развивалась человеческая речь, помогала обмениваться информацией, передавать накопленные знания последующим поколениям.

Между мышлением и языком существует тесная связь, их невозможно отделить друг от друга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: