Истина и ее критерии

Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина –это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина

Абсолютная Относительная

Полное, неизменное, неполное, ограничен

раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в

ное знание о каком-либо определенных усло-

предмете или явлении виях знание

На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

-Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты.

Критерии истины

1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.

2. Признание истинным того,что полезно для человека

3. Практика - более надежный критерий истины.

Отметьте в тетраде главный критерий истины.

-Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

4. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Особенности.

1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

-Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

Многообразие человеческого знания

1. Мифология

2. Жизненный опыт

3. Народная мудрость.

4. Паранаука.

5. Искусство.

Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?»

 

 

Обобщение материала.

Выводы.

1. Целью познания как деятельности является приобретение истины, т.е. правильной, достоверной информации об окружающем мире.

2. Познание осуществляется имеющимися у человека познавательными способностями, чувственными и рациональными.

3. Основным критерием истины является практика.

Домашнее задание

Поразмышляйте  над вопросами, это подготовка к следующему уроку.

  1. Что такое свобода?
  2. Что противоположно свободе?
  3. В чём проявляется свобода?
  4. В каких пределах должна быть ограничена свобода?
  5. Свободен ли узник, находящийся в тюремной камере?

 

 

Контрольное задание

Тест.

1. Выберите верные суждения о функциях коммуникативной деятельности в научном

Познании.

1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.

2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.

3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию

4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарны

1. Восстановите смысловое значение предложений:

Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.

Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.

Варианты ответов:

Научное, житейское, обыденное;

Исканий, знаний, стремлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: