Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна  olga.teplyakova.67@mail.ru

ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)

 Дата

84 85 86 87
      19.05

Курс: 2 Группа 87          Машинист крана (крановщик)

Тема программы: Раздел 7. Обобщение изученного

Урок 63-64   Познание. Уровни познавательной деятельности человека

 

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала

Цель урока:   повторить сущность процесса познания, основные уровни и формы познавательной деятельности, характеризовать проблему познаваемости мира, проблему истины, формирование собственных взглядов на познаваемость мира, развитие умения сравнивать, делать выводы и обобщения.

Литература. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобазоват. учреждений: базовый уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017

Учебник Никитин А.Ф. Обществознание. 10 класс: учебник для 10 классов общеобразоват учреждений. М.: «Просвещение», 2015.

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D147%26viewonline%3D1

Основные понятия:

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Вводная часть. 

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

- Познаваем ли мир?

 

План.

 

1. Познание чувственное и рациональное.

2. Истина и ее критерии.

3. Особенности научного познания.

4. Социальные и гуманитарные знания

5. Многообразие человеческого знания

 

Основная часть.

Повторим, составим краткий конспект.

Что такое знание?

Знание – это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

-Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.

Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу.

Познаваем ли мир?    
Пессимисты Оптимисты Скептики
Отрицают познаваемость мира Утверждают, что мир принципиально познаваем Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания

 

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

Пессимисты

Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

Оптимисты

Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

-Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте

Познание чувственное и рациональное.

 

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.

  формы свойства
Чувственное познание Ощущения Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира
  Восприятие Целостное отражение предметов в многообразии их свойств
  Представление Отражение некого «усредненного» образа.
Рациональное (логическое) познание Понятие Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей
  Суждения Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается
  умозаключения Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Как схематично можно представить данное утверждение?

(Мышление речь язык)

-Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Следовательно сторонниками рационального познания выступают….

1. Сенсуализм - утверждает приоритет чувственного познания.

2. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум

Кто же прав?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: