Этапы проведения исследования

Первый этап – поисково-теоретический (1998-2000 гг.) - был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической, лингвистической и специальной литературы по проблеме, определению цели, задач, гипотезы и методов исследования.

На втором этапе (2000-2002 гг.) проводилась разработка обучающего эксперимента и его апробация на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации. Проверка эффективности использования в практике разработанной программы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей и подростков проходила в процессе контрольного эксперимента.

На третьем этапе (2002-2003гг.) обобщались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы и рекомендации. Предлагаемая программа коррекционно-восстановительного обучения для детей и подростков с афазией внедрялась в практику работы отделений реабилитации в течение трех лет.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечиваются методологической базой исследования, апробированными методиками исследования, проведением исследования в единстве с практической деятельностью, комплексным характером экспериментальной работы и возможностью ее повторения, сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных, репрезентативностью выборки, проверкой полученных данных на практике, личным участием автора в проведении экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа обсуждалась на кафедре логопедии факультета дефектологии МПГУ в 2001-2003 гг., на кафедре специального образования Российского университета дружбы народов в 2007-2008 гг., на кафедре логопедии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина в 2007-2008 гг. Результаты диссертационного исследования и выводы были представлены на научных конференциях «Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых ХХ века» (Санкт-Петербург, 2000 г.), «V Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2001 г.), «А.Р. Лурия и психология ХХI века» (Москва, 2002 г.), «VII Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2003 г.), на научно-практических конференциях в г. Муроме Владимирской обл. (2003 г.), г.Казани (2004 г.), в тезисах и статьях.

Разработанные методики использовались в системе коррекционно-восстановительного обучения больных с афазией в Центре патологии речи и нейрореабилитации, НИИ Нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко, Морозовской детской клинической больнице, а также при разработке и проведении учебных курсов в МПГУ, МПСИ и его филиалах (г. Муром, г. Йошкар-Ола, г. Железногорск, г. Надым, г. Рославль), МСГИ и его филиалах (г. Казань, г. Набережные Челны), РУДН.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности проявления афазии у детей и подростков характеризуются своеобразием, которое определяется совокупностью факторов: возрастом, степенью сформированности речевой функции к моменту мозгового поражения, характером и локализацией поражения мозга, а также индивидуальными личностными особенностями больных.

2. Афазический дефект у детей и подростков проявляется в более широком спектре симптомов, является менее стойким, более благоприятным в плане прогноза компенсации речевого дефекта, чем у взрослых, что обусловлено пластичностью детского мозга.

3. Эффективность коррекционно-восстановительного обучения достигается при условии целенаправленного и дифференцированного психолого-педагогического воздействия на основе сочетания традиционных методов и современных методов арттерапии, учитывающего специфику проявлений, структуру, этиопатогенез афазии, степень сформированности речи на момент поражения, возраст и школьные навыки детей и подростков, а также их индивидуально-психологические характеристики.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 7 публикациях: статьях, тезисах докладов. Две статьи опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационной работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 173 страницах текста. Список литературы включает 122 наименования.




double arrow
Сейчас читают про: