Во введении обосновываются актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяются проблема, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Научно-теоретический анализ проблемы исследования афазии у детей и подростков» представлен обобщенный обзор литературы, отражающий ретроспективный анализ формирования учения об афазии в отечественной и зарубежной науке. Рассматривается история афазиологии с позиций неврологии, психиатрии, общей и специальной психологии, нейропсихологии, психолингвистики и логопедии, а также направления и методы логопедической, психолого-педагогической и медико-социальной помощи больным с афазией. Проанализировано современное состояние коррекционно-восстановительного обучения и реабилитации больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Изучены проблемы диагностики и пути восстановления речи детей и подростков с учетом «омоложения» мозговых нарушений и постоянно растущего числа травм головного мозга. Эти исследования показывают, что случаи детских афазий вследствие повреждения структуры мозга имеют тенденцию к быстрому восстановлению коммуникативной функции речи, чем отличаются от афазий у взрослых. В то же время изучение отдаленных последствий мозговых поражений у детей и подростков часто свидетельствует о снижении способностей к обучению даже после полного восстановления речевой функции. Эти факты свидетельствуют о пластичности детского мозга, то есть о способности к перестройке для компенсации нарушения, что зависит, прежде всего, от характера мозгового нарушения – повреждения структуры или расстройства функции мозга. Течение и исход детских афазий показывает, что в детском возрасте расстройство функции мозга может привести к более тяжелым последствиям, чем повреждение его структуры.
Во второй главе «Исследование особенностей проявления афазии у детей и подростков» представлены организация, методы и приемы экспериментального изучения состояния речи и неречевых психических функций у детей и подростков с афазией.
Исследование выполнено на материале больных, находящихся на коррекционно-восстановительном обучении в стационарном отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) и неврологическом отделении МУЗ Видновской районной больницы Московской области. В экспериментальном изучении участвовало 16 испытуемых: два подростка в возрасте 15 лет, четыре подростка в возрасте 14 лет, три ребенка в возрасте 11 лет, три девятилетних и четыре восьмилетних ребенка. Из 16 испытуемых - одиннадцать мальчиков и пять девочек.
У двенадцати испытуемых афазия наступила в результате черепно-мозговой травмы, у одного ребенка – вследствие острого нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии, у трех детей выявлялись опухолевые поражения головного мозга.
У трех испытуемых черепно-мозговая травма, инсульт или опухоль мозга и, соответственно, речевые нарушения возникли в возрасте 12 лет, у четырех – в возрасте 10 лет, у пяти детей в возрасте 8 лет и в возрасте 6 лет - у четырех детей.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе анализировалась медицинская и психолого-педагогическая документация на каждого больного. На втором этапе проводилось первичное обследование детей. На третьем этапе осуществлялось экспериментальное обучение и углубленное изучение динамики речевого статуса больного в результате коррекционно-восстановительного обучения.
Все испытуемые проходили полное клинико-диагностическое обследование. По клиническим данным объем, локализация и характер очагового поражения головного мозга во всех случаях был верифицирован методами рентгенографических исследований и данными компьютерной томографии.
Распределение больных по особенностям внутриполушарного расположения патологического очага представлено в таблице 1. Данные представлены на каждого испытуемого с учетом сочетанных поражений головного мозга, например, наличие очага поражения одновременно в теменной, височной и затылочной областях головного мозга.
Таблица 1.






