Современный политический режим начал формироваться с начала 21 века, после передачи президентской власти от Б.Н. Ельцина к В. В. Путину

Основные направления и тенденции социально-экономического и политического развития России в современных условиях.

  1. Общая характеристика политического развития современной России. В.В. Путин и Д.А. Медведев.
  2. Социально-экономическое развитие нашей страны.

Современный политический режим начал формироваться с начала 21 века, после передачи президентской власти от Б.Н. Ельцина к В. В. Путину.

Основные черты политического режима:

  • стабильность
  • укрепление вертикали власти

Пути и методы формирования указанных особенностей:

Стабильность:

  1. Создание правящей партии – Единой России, изменение принципа выборов депутатов с территориального на партийные списки, что обеспечило доминирование партии в органах власти
  2. Создание широкой общественной поддержки существующей власти – Народный фронт
  3. Создание финансовых инструментов для преодоления экономических кризисов, угрожающих политической стабильности – Стабилизационный фонд, Фонд будущих поколений
  4. Стимулирование массовой поддержки населением существующего политического режима – популистская политика, лозунг «суверенной демократии» (поддержка народа – основа власти президента), «прямые телефонные линии» с президентом, элементы культа личности, национальные проекты в области медицины, образования, спорта.
  5. Борьба с нелояльными к режиму политическими силами, СМИ (например, создание черного списка интернет-сайтов) и пр. (в рейтинг свободы прессы Россия на 148 месте из 179)
  6. Стремление избегать вооруженных конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве.

Укрепление вертикали власти:

  1. Пресечение сепаратистских настроений в регионах – приведение местного законодательства в соответствие с федеральным, ограничение полномочий глав субъектов федерации, изменение принципа комплектования Совета Федерации (его члены не выбираются, а назначаются)
  2. Создание лояльной политической элиты – доминирование петербургской политической элиты в верхних эшелонах власти, сокращение количества выборных должностей (губернаторы, мэры), замена принципа выборности принципом назначения на должность, а принципа поддержки избирателями принципом доверия президента.
  3. Создание надсубъектных органов контроля – страну разделили на 8 федеральных округов, главы которых являются доверенными лицами президента РФ.
  4. Увеличение бюрократического аппарата, ставшего главной опорой политического режима

Созданная вертикальная централизованная система имеет ряд недостатков, которые выявились в последние годы:

  1. Увеличение бюрократического аппарата и его усиление привело к росту коррупции, ставшей главной проблемой современной России
  2. Крупные денежные потоки, направленные на национальные проекты, оказались разворованными (космическая программа, Сколково, закупка медоборудования, перевооружение армии и пр.)
  3. Назначенные главы регионов не пользуются поддержкой местного населения
  4. Громоздкий и ориентированный на центр управленческий аппарат превратился в неповоротливую административную машину, убил всякую местную инициативу и активность
  5. Правящая партия вытеснила с политической арены все другие партии, нарушает принципы демократии и политического плюрализма – оппозиция вышла на акции протеста (Болотная площадь, мировое сообщество усилило критику России)
  6. Рост народного недовольства замалчиванием проблем незаконной миграции, межнациональной розни, накопительством денежных средств в фондах в то время, когда экономика страны нуждается в финансировании.

Меры, предпринимаемые властью для решения возникших проблем:

  1. Власти стремятся сократить управленческий аппарат, наложить мораторий на рост его зарплаты, ввели налоговые декларации для контроля за доходами и расходами чиновников, систему электронных государственных услуг, чтобы граждане избегали прямых контактов с чиновниками-взяточниками
  2. Счетная палата РФ и Следственный комитет РФ тщательнее проверяют работу организаций, ответственных за национальные проекты, возбуждают уголовные дела в связи с хищениями (Сколково, Минобороны).
  3. Власти частично возвращаются к принципу выборности глав субъектов и муниципалитетов, однако эта политика половинчатая, так как во многих субъектах федерации губернатора будут выбирать местные законодательные собрания (а не граждане) из числа предложенных президентом, муниципальная власть разделена на политическую (мэр – назначается городским законодательным собранием) и хозяйственную (сити-менеджер)
  4. Создание кадрового резерва из числа активных, перспективных политиков, чиновников и общественных деятелей для назначения на управленческие должности, введение т.н. «режима ручного управления», при котором президент (или премьер) лично решают проблемы регионов
  5. Снижение формальных требований к созданию и деятельности политических партий и их представительству в органах власти, снижение проходного процента с 7 до 5 - что привело к регистрации нескольких десятков партий, многие из которых не имеют ни поддержки населения, ни оригинальной программы, но одновременно ужесточение требований к выступлениям оппозиции, преследование оппозиционеров, запрещение деятельности иностранных организаций, финансировавших оппозицию.
  6. Ужесточение миграционного законодательства, депортация незаконных мигрантов, введение в школах курсов по религии и культуре, направление средств Стабилизационного фонда на выполнение крупных инфраструктурных проектов (железные дороги, в том числе скоростные, шоссейные дороги, Олимпиада).

В связи с особенностями современной политической системы возрастает роль президента РФ. С начала 21 века президент избирался четыре раза (2000 (Путин), 2004 (Путин), 2008 (Медведев), 2012 (Путин)).

Владимир Владимирович Путин, 1952 г.р., юрист по образованию, сотрудник КГБ по первоначальному месту работы, представитель петербургской политической элиты из окружения А. Собчака. Деятельность в должности президента РФ начал с успешного разрешения самой болезненной на тот момент проблемы – вооруженного конфликта на Кавказе, роста ваххабизма и терроризма. В политике зарекомендовал себя как решительный, деятельный, харизматичный, авторитарный лидер. По экономическим взглядам относится к либералам, убежденный сторонник капитализма и уменьшения экономической нагрузки на государство при сохранении за ним значительного политического контроля.

Дмитрий Анатольевич Медведев, 1965 г.р., юрист по образованию, преподаватель по первому месту работы, представитель петербургской политической элиты из команды А. Собчака, по политическим и экономическим взглядам является соратником Путина, а также его давним другом. На его президентство пришлась война с Грузией 08.08.08, мировой экономический кризис 2008-2010. Медведев позиционирует себя как продвинутый пользователь современных информационных технологий, инициатор развития инноваций, в частности, проекта Сколково, нанотехнологий. В текущее президентство Путина возглавляет правительство и партию «Единая Россия»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: