Содержательные и процессуальные теории мотивации

Теории мотивации личности позволяют понять, что побуждает индивидуума совершать то или иное действие. К самым популярным концепциям личности следует отнести:

1. Иерархию потребностей А.Маслоу;

2. Концепцию Альдерфера;

3. Концепцию Мак-Клеланда;

4. Концепцию Портера-Лаулера;

5. Концепцию икса и игрека Макгрегора.

Теории бывают содержательными и процессуальными. Содержательные теории основаны на внутренних побуждениях личности к совершению того или иного действия.  Таким образом раскрывается существующая взаимосвязь между появлением того или иного желания и возможностью сделать его реальностью. Процессуальные теории направляются на изучение поведения личности в той или иной жизненной ситуации. Основной акцент делается на мотивации всевозможных внешних факторов влияния на индивидуума.

 

 

Феноменологический и экспериментальный подходы в изучении мотивации

Необходимо отметить, что основные теории мотивации разработаны в двух резко различающихся между собой методологических традициях.  

Бихевиористские и когнитивистские подходы являются строго экспериментальными, они построены в традициях естественнонаучного знания. Это означает, что каждая теория начинается с выдвижения некоторых постулатов, базовых положений, из этих постулатов выводятся следствия, которые подвергаются экспериментальной проверке, в результате которой происходит неизбежная и необходимая корректировка основных положений теории.

В то же время подавляющее большинство психоаналитических и гуманистических концепций разрабатывается и применяется на практике (например, в психотерапии) без какой-либо экспериментальной проверки, что сближает их по методологии с религиозными и эзотерическими учениями. Поэтому они несут в себе чрезмерную долю субъективизма и умозрительности. Сторонники этого (так называемого феноменологического) подхода объясняют нежелание предпринимать экспериментальную проверку следствий своих теорий уникальностью психики человека как объекта исследования, необходимостью использовать приемы понимания, сопереживания, вчувствования и т. п.

Против последнего, кстати, никто не возражает: понимание, сопереживание, вчувствование — это компоненты интуиции исследователя, работающего в области гуманитарного знания вообще. Но если мы хотим знать нечто достоверное о природе (в данном случае, о природе человека), необходимо дать природе «высказаться», ответить самой на наши вопросы, а не отвечать за нее. Умение точно ставить вопросы перед природой и предвидеть дальнейший ход «беседы» — это искусство интуиции, а вот умение и желание дать природе «высказаться» — это наука экспериментальной проверки теории.

Что касается экспериментальной традиции в изучении мотивации, то можно отметить, что все большую популярность среди исследователей приобретают когнитивные подходы к решению проблем мотивации: психологи пытаются все глубже понять, как связаны представления, знания человека о мире с его поведением. Несмотря на то, что когнитивистский подход «грешит» чрезмерным рационализмом (психологи много рассуждают о том, что происходит у человека «в голове», и совсем мало о том, что у него происходит «в сердце»), когнитивные теории мотивации привели к пониманию, что поведение человека может быть правильно интерпретировано, только когда мы рассматриваем взаимодействие личности и ситуации.

Когнитивно ориентированные исследователи пересмотрели тезис бихевиоризма о возможности неограниченного внешнего (ситуативного) влияния на поведение человека. Они сумели взглянуть не только на его поведение, но и на то, что происходит в его психике. В то же время они сохранили строгость эксперимента, присущего бихевиоризму.

Направления мотивации

1. Бихевиоризм;

2. Психоанализ;

3. Когнитивная теория;

4. Гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

Заключение

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями и физическим состоянием. Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо. Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружинина, В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.

2. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. – М.: Речь, 2006. – 462 c.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – М.: Питер, 2006. – 512 c.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971

5. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 160 c.

6. Адлер А. Индивидуальная психология. – Питер, 2017. – 256 с.

7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1996. – 167 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: