Социальная мобильность, ее формы и механизм реализации

 

Согласно определению П.А. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой. Сорокин различает два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения индивида или социального объекта, которое не приводит к повышению или понижению их статуса, например переход индивида из одной семьи в другую при разводе или повторном браке, из одной профессиональной группы в другую, равную по статусу, а также смена места жительства.

Вертикальной мобильностью называется изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением статуса.

В зависимости от направления перемещений существует два типа вертикальной мобильности – восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: 1) проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; 2) создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно нисходящие течения также имеют две формы. Первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; вторая проявляется в деградации социальной группы, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае можно привести в пример человека, упавшего с корабля, во втором – погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Социальная мобильность бывает двух видов: 1) мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; 2) мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории «белых воротничков», уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга.

История человечества не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся без сопротивления.

П.А. Сорокин убедительно показывает, как разные институты выполняют функции социальной циркуляции. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного лифта, который позволяет наиболее способным, одаренным подняться на высшие этажи социальной иерархии.Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Но поднявшись наверх при помощи движущей силы какого-либо социального института, человеку необходимо закрепиться в новой страте. Этот процесс зачастую протекает болезненно. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, ведь приходится менять сложившийся образ жизни, привычки и строить свое поведение в соответствии с принятыми в новой социальной группе нормами и правилами.

Если социальные институты, по образному выражению П.А. Сорокина, можно рассматривать как социальные лифты, то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшись из низов, он будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Опустившись в силу разных причин на более низкую ступень, человек оказывается не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинальная личность отличается крайностями в поведении: человек либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко переступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Большое значение для стратификационной структуры общества имеет групповая мобильность, которая связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных организаций. Не случайно на базе изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция революции управляющих, согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе. Особенно массовый характер приобретают перемещения по нисходящей линии в условиях экономических кризисов.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. В связи со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических взглядов наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты. Так было в период революционных событий 1917 г. в нашей стране. Подобные процессы переживает Россия и в настоящее время.

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно простые общества, которые, например, существовали в XVIII в., имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовился с детства. Неотъемлемым качеством общества с закрытой социально-классовой структурой является ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантии того, что большинство ролей и без притока талантливых людей из низших социальных слоев будет исполняться адекватно.

Таким образом, динамичность процессов, происходящих в современном обществе, требует от лидера большего, нежели только способность механически исполнять определенные ритуалы. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции поступающих из всех социальных слоев общества людей с высоким интеллектом, высокообразованных профессионалов. Но нет ничего хорошего и в полной открытости общества, равнозначной отсутствию всяких барьеров на пути вверх. В состоянии аномии, полного хаоса, наверх выносятся чаще всего отходы общества, его пена.

По мнению П.А. Сорокина, в конечном счете историю делают люди. Люди, занимающие положение, которому они не соответствуют, могут разрушить общество, но не могут создать ничего ценного, и наоборот.

Контрольные вопросы

 

1. Раскройте общее представление о структуре общества.

2. Что понимается под неравенством? Какие существуют подходы ученых и школ к проблеме неравенства?

3. Что такое социальная мобильность, каковы ее типы и причины?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: