Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

К числу отдельных местностей, на которых местное самоуправление может осуществляться с особенностями, относятся приграничные территории. В настоящее время отсутствует специальный федеральный закон, регулирующий специфику организации местного самоуправления в данных пространственных пределах. Вместе с тем такая специфика объективно обусловлена необходимостью решения соответствующими местными органами власти двуединых задач, связанных с их посильным содействием охране Государственной границы РФ. с одной стороны, и с их участием в организации приграничного сотрудничества с сопредельными территориальными сообществами – с другой. Она выводится из норм как международного, так и внутригосударственного права.

Так, согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" органы местного самоуправления приграничных муниципальных образований предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы, оказывают помощь пограничным войскам, создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 339 "О Порядке привлечения граждан к защите Государственной границы Российской Федерации" органам местного самоуправления рекомендовано принять необходимые меры для привлечения на добровольных началах граждан к защите Государственной границы РФ и создания условий для осуществления их деятельности.

В соответствии с данным постановлением членами народных дружин и внештатными сотрудниками могут быть совершеннолетние граждане, добровольно изъявившие желание оказывать помощь пограничным органам в защите Государственной границы РФ. Члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются к защите Государственной границы РФ для выполнения совместно с пограничными органами следующих задач:

– обеспечение контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

– участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение Государственной границы РФ;

– разъяснение гражданам правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Привлечение членов народных дружин и внештатных сотрудников для решения иных задач по защите Государственной границы РФ не допускается.

В целях повышения эффективности и координации деятельности народных дружин в районе, городе решениями органов местного самоуправления по согласованию с соответствующими подразделениями пограничных органов могут создаваться штабы народных дружин из представителей органов местного самоуправления, подразделений пограничных органов, командиров народных дружин и иных заинтересованных лиц.

Член народной дружины и внештатный сотрудник при участии в защите Государственной границы РФ имеют право:

– участвовать совместно с пограничными нарядами в проверке документов у граждан, а также в производстве досмотра транспортных средств и перевозимых на них грузов в пределах пограничной зоны;

– оказывать содействие пограничным нарядам в задержании лиц, подозреваемых в нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, и доставке задержанных в расположение соответствующих подразделений пограничных органов, штабы народных дружин или другие места для выяснения их личности и обстоятельств нарушения;

– принимать меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств при пресечении пограничными нарядами правонарушений граждан с последующей передачей их в соответствующие подразделения пограничных органов;

– содействовать пограничным органам во временном ограничении или запрещении движения граждан и транспортных средств, включая маломерные суда и средства передвижения по льду, в пограничной зоне, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности, в обеспечении вынужденного пребывания их там и в выводе граждан с этих участков при проведении пограничных поисков и операций.

Участие органов местного самоуправления в приграничном сотрудничестве, под которым понимаются согласованные действия по установлению, развитию и укреплению всесторонних добрососедских, дружественных отношений с территориальными образованиями или властями приграничных регионов сопредельных государств, направленные на повышение благосостояния населения, на экономический и социальный прогресс приграничных регионов государства, а также заключение соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей, в пределах компетенции, определенной законодательством государства, предусмотрено, в частности, Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (заключена в Мадриде 21 мая 1980 г., ратифицирована Федеральным законом от 22 июля 2002 г. № 91-ФЗ). В соответствии с этим документом каждая Договаривающаяся Сторона обязуется поощрять приграничное сотрудничество между территориальными сообществами или властями, находящимися под ее юрисдикцией, с территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией других Договаривающихся Сторон, должна прилагать усилия для оказания содействия заключению любых соглашений и договоренностей, которые будут сочтены необходимыми для этой цели, с должным учетом различных конституционных положений каждой из Сторон. Для цели настоящей Конвенции Договаривающиеся Стороны поощряют любую инициативу территориальных сообществ и властей, руководствующихся рамочными договоренностями между территориальными сообществами и властями, разработанными в рамках Совета Европы. В соответствии с этим Конвенцией утверждено 15 рамочных соглашений, уставов и контрактов между местными властями, которые являются схематичными образцами для правового оформления приграничного сотрудничества. Это, в частности, рамочные соглашения: о создании консультативной группы между местными властями, о координации управления приграничными местными общественными делами, о создании приграничных ассоциаций частного права; о создании органов приграничного сотрудничества; типовые соглашения: о межрегиональном и (или) межмуниципальном сотрудничестве в экономической и социальной областях, о создании и управлении приграничными парками, о транснациональном сотрудничестве между школами и местными сообществами, о разработке приграничной школьной программы и т. д.

В отдельных регионах России (например, Республика Тыва, Брянская, Омская, Новосибирская области) созданы координационные советы (комиссии) по международным, внешнеэкономическим связям и приграничному сотрудничеству при высших исполнительных органах государственной власти субъектов РФ. Их целью является повышение эффективности международных, внешнеэкономических связей, социально-экономическое развитие приграничных районов субъекта РФ, определение приоритетных направлений в сфере международного сотрудничества и координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления области со специализированными структурами, предприятиями и организациями всех форм собственности в этой сфере. В состав таких советов (комиссий), как правило, входят и представители органов местного самоуправления, что способствует обеспечению согласованного взаимодействия муниципальных и региональных органов публичной власти при формировании и реализации стратегии, концепции, планов и программ мероприятий приграничного сотрудничества, позволяет повысить эффективность достижения целей таких мероприятий.


 


Заключение

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти, инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.

Активное вовлечение органов местного самоуправления в отношения приграничного сотрудничества обеспечит социально-экономическое развитие и инвестиционную привлекательность территорий, повысит благосостояние граждан, на решит экологические проблемы, способствует развитию туризма, социально-культурных связей, молодежных обменов. Все это укладывается в предназначение местного самоуправления как института обеспечения комфортной и безопасной жизнедеятельности населения. Вместе с тем муниципальное обеспечение приграничного сотрудничества не должно происходить в ущерб целям национальной сплоченности и потому объективно взаимоувязано с государственными задачами по поддержанию нерушимости государственных границ.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: