Оркестр народных инструментов

Ответы к выпускным билетам по предмету «Музыкальная литература» 2019-2020 гг.

Билет №1

Вопрос1.

«Венскими классиками» принято называть композиторов Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Жизнь этих композиторов проходила или в столице Австрии - городе Вене, или около нее, поэтому их называют «венскими». Эти композиторы являются представителями направления в искусстве XVIII века – классицизм.

Главными особенностями классицизма являются:

· Вера в разум, воспитание гражданства;

· Сдержанность в выражении чувств;

· Логичность;

· Совершенство формы.

В творчестве выше перечисленных композиторов окончательно сложились черты жанров: соната, симфония, квартет. Их стали брать другие композиторы за образец. Слово «образцовый» переводится, как «классический». Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена стали называть «венскими классиками».

Вопрос 2.

В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.

1. Струнно-смычковая группа. В нее входят: скрипка, альт, виолончель, контробас.

2. Деревянно – духовая группа. В нее входят: флейта, гобой, кларнет, фагот.

3. Медно- духовая группа. В нее входят: труба, тромбон, валторна, туба.

4. Группа ударных инструментов. Литавры, большой и малый барабаны, тарелки, треугольник и т.д.

Сложился состав симфонического оркестра в творчестве Йозефа Гайдна.

Билет №1

Вопрос 3.

Строение сонатной формы.

Сонатная форма имеет 3 раздела: 1 – Экспозиция; 2 – Разработка; 3- реприза.

1 раздел- экспозиция («изложение») знакомит с главными темами- образами в таком порядке:

Главная партия (1 тема) звучит в основной тональности. Связующая партия (2 тема) переводит в другую тональность. Побочная партия (3 тема) контрастна по характеру главной партии и звучит в тональности доминанты или параллельной тональности, если основная тональность минор. Заключительная партия (4 тема). Завершает экспозицию и закрепляет тональность доминанты.

                             /Гл. п. – Св.п - П. П. – З. П. /

2 раздел- разработка. В нем развиваются темы экспозиции. Композиторы используют следующие приемы развития:

· Модуляция;

· Секвенция;

· Варьирование;

· Мотивное развитие;

· Введение новой темы;

· Смена регистров и динамики

· Полифонические приемы развития.

3 раздел - реприза («повтор»). Темы экспозиции повторяются в том же порядке, НО только в основной тональности.

                            /Гл. п. – Св.п - П. П. – З. П. /

Примечание: Сонатная форма может начинаться со вступления и заканчиваться кодой.

Сонатная форма встречается в жанрах симфонии, соната, концерт. В этих жанрах писали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Например,  очень известна «Патетическая» соната №8 до минор Бетховена).

 

Ответы к выпускным билетам  по предмету «Музыкальная литература» 2019-2020 гг.

Билет №2.

Вопрос 1.

Музыка, которая имеет название, содержание или сюжет называют программной. Например, произведение Грига «Утро» или «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». Музыка была написана к драме (спектаклю) Ибсена «Пер Гюнт».

К программным произведениям относятся оперы и балеты, потому что у них есть сюжет. Например, опера Глинки «Руслан и Людмила» или балет Чайковского «Щелкунчик».

Иногда композиторы пишут предисловие к произведениям, описание своей идеи. Такое краткое описание встречается в каждой части симфонии №4 П. И. Чайковского, или присутсвует название каждой части. Например, в Симфонии №1 «Зимние грезы», например, 1 часть называется «Грезы зимней дорогой», а 2 часть «Угрюмый край, туманный край». Такой же пример мы встречаем в симфонической сюите «Шехерезада» Римского- Корсакова: 1 часть «Море и Синдбадов корабль»; 2 часть «Фантастический рассказ Календера-царевича»; 3 часть «Царевич и царевна»; 4 часть «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».

Иногда композитор вставляет поэтический эпиграф. Например в цикле «Времена года» Чайковского   к пьесе «Подснежник»

"Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.                                          

 

стихи А.Н.Майкова

 

А симфоническая картина «Кикимора» Анатолия Лядова написана по русскому народному сказанию. Поэтому пред прослушиванием произведения необходимо познакомить слушателей с содержанием сказания.





Вопрос 2. 

Форма «Вариации».

Слово «вариации» в переводе означает «изменение». В начале  звучит заданная тема, затем ее начинают изменять.

Подвергаются изменению средства музыкальной выразительности, например:

· Мелодия

· Ритм

· Размер

· Лад

· Жанр

· Регистр

· Динамика

· Фактура

· Штрихи

Сохраняется форма и гармония, мелодический каркас. Иногда лад и размер.

Это пример строгих, иначе говоря, классических вариаций. Такие вариации писали композиторы - Гайдн, Моцарт, Бетховен. Нам хорошо известны вариации Моцарта в I части Сонаты №11 (Ля мажор).

В эпоху романтизма вариации называются Свободные. Подход к изменению более свободный, без правил.

Известны и вариации на 2 темы, которые встречаются во II части симфонии №103 «с тремоло литавр» И. Гайдна. Они называются двойные вариации.

М. И. Глинка создал новые оркестровые вариации, они называются «глинковские». Мы их встречаем в знаменитой симфонической пьесе «Камаринская».

 

Билет №2.

Вопрос 3. 

Более 600 песен создал австрийский композитор Франц Шуберт. Его жизнь протекала с 1797 года по 1828 год в столице Австрии – Вене. Он является первым представителем нового направления в искусстве конца XVIII века – романтизм. Поэтому в его творчестве много вокальных произведений, например, вокальные циклы на слова поэта Мюллера  «Прекрасная мельничиха» (1823г) и «Зимний путь» (1827). Пользуются популярностью его песни «Аве Мария», «Вечерняя серенада», «Лесной царь» на слова Гете. А так же симфония №8 «Неоконченная» и его фортепианные произведения («Музыкальный момент», Экспромты, Марши, Вальсы).

Ответы к выпускным билетам по предмету «Музыкальная литература» 2019-2020 гг.

Билет №3.

Вопрос №1

У каких композиторов есть циклы из 24 пьес? Объясните с чем связано такое количество?

Цикл – это многочастное произведение. Они возникали с XVIвека. Это концерты, сюиты, мессы, оратории, кантаты, реквием, симфонии, сонаты.                

               Великий немецкий композитор И.С. Бах создал  в 1722 году в городе Кетене цикл пьес под названием «Хорошо темперированный клавир»(ХТК). Бах писал для клавира новой конструкции, где октава была разделена на 12 равных полутонов, то есть равномерно (хорошо) темперирована. Композитор хотел утвердить равноправие всех 24 тональностей. Цикл состоит из 48 прелюдий и фуг, охватывающих 12 мажорных и 12 минорных тональностей, расположенных в хроматическом порядке (До мажор- до минор; До диез мажор –до диез минор и т. д.) 

Прелюдия и фуга – свободная импровизационная прелюдия и строгая полифоническая фуга, «малый цикл», перенесенный из органной музыки в клавирную.

В 1744 году в городе Лейпциге Бах создает II том ХТК, сохраняя идею и замысел I тома ХТК.

 В XIX и XX веках ХТК стал образцом для аналогичных циклов прелюдий и фуг во всех тональностях у таких композиторов:

 1) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Прелюдии и фуги»,;

2) П. Хиндемит «Ludus Tonalis»

3) Радион Щедрин «Прелюдии и фуги».

  В XIX веке прелюдия, которая имела значение вступления, например, к пьесе или сцене балета, получает новый смысл.

       В 1814- 1815 годах  Гуммель  создал первую серию из 24 прелюдий  «во всех мажорных и минорных тональностях). Его примеру последовал польский композитор Фридерик Шопен. Цикл Шопена «24 прелюдии» очень популярен и послужил образцом для Х. Алькана, Цезаря Кюи, Ф. Бузони, Александра Николаевича Скрябина, Дмитрия Шостаковича, Сергея Васильевича Рахманинова и Клода Дебюсси (две тетради по12 пьес). Прелюдии этих композиторов так же охватывают все тональности.

                                                    Билет №3.

Вопрос №2

Что такое оркестр? Какие виды оркестров вы знаете? Перечислите их.

Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах, во главе с дирижёром. Любой оркестр состоит как минимум из одной оркестровой группы, представляющей собой устойчивое объединение инструментов.

Виды оркестров.

1.Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился.

  В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр.

2.Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты (корнеты, альтгорны, теноргорны, тубы трубы, валторны, тромбоны.

Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы. Ударные инструменты.

 

Оркестр народных инструментов

В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения.

 В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки, трещотки, свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.

4.Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.[4]

Эстрадно-симфонический оркестр — большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

 

5.Джазовый оркестр — один из самых интересных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки — камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это бо́льшая роль ритма. малый джазовый оркестр — биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных — биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) — расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

Билет №3.

Вопрос №3

Расскажите о жанре балет. Назовите балеты П. И. Чайковского.

Балет. Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

 

   Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».

  Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Современный балетный костюм (костюм феи Драже из спектакля «Щелкунчик») Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант.

 В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). История русского балета начинается с 1738 года.

Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

                 Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: