Рондо (от итал. и из француз. rondeau — «движение по кругу», «круговой танец», «хоровод»; к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
A — B — A — C — A —D — A…
А- рефрен;
В, С, D- эпизоды (музыкальные темы контрастные между собой мелодически, ритмически, тонально…и. д.)
Различные композиционные варианты позволяют широко использовать данную форму в музыке. Исторически различают старинное рондо, классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов и послеклассическое.
Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда эта музыкальная форма обрела классические черты. А в творчестве В. А. Моцарта она достигает высочайшего расцвета. Говоря об этом, нельзя не упомянуть его знаменитое «Турецкое рондо», Арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» из оперы «Свадьба Фигаро». У Бетховена- «Рондо о потерянном гроше». Рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Ответы к выпускным билетам по предмету «Музыкальная литература» 2019-2020 гг.
Билет №5.
Вопрос №1.
Объясните, что такое полифония. Назовите имя композитора, в творчестве которого полифоническая музыка занимает особое значение. Приведите пример.
Полифония - вид многоголосия, в котором звучание инструментальных мелодий или вокальных голосов происходит одновременно. Все голоса равноправны. Она является одной из самых важных средств музыкальной выразительности и художественной композиции в целом.
Полифония базируется на правилах мелодики, лада, гармонии и, конечно же, самой важной части - ритма. Ниже представлен список жанров и музыкальных форм, в которых многоголосие служит неотъемлемой частью:
· вариации на основе полифонии (Бах - один из ярких примеров);
· канона (точное повторение);
· инвенции;
· фуга; фугетта и др.
Полифония в творчестве Баха занимала весомое место, он сумел повлиять на нее как с художественной, так и с педагогической стороны. Полифонии Иоганна Себастьяна Баха - великое наследие и гениальный пример многоголосия.
Например, Инвенции и симфонии.
22 января 1720 года Бах начал записывать в нотную тетрадь пьесы для обучения музыке своего старшего сына Вильгельма Фридемана, которому тогда исполнилось 9 лет. В этой тетради наряду с «музыкальной азбукой» примерами аппликатуры, таблицей украшений, несложными произведениями различного характера – прелюдиями, хоралами и др. – были помещены 15 двухголосных пьес совершенно нового жанра под названием «Рraeambulum» и 14 трехголосных пьес под названием «Fantasien». Это первый, во многом ещё не развитый, неразработанный вариант двухголосных и трехголосных инвенций. Определение «инвенция», почти не употреблявшее в музыке того времени, происходит от латинского слова «invento», что означает изобретение, открытие. В последствии это наименование было произвольно распространено редакторами баховских сочинений и симфоний, которые таким путем превратились в «трехголосные инвенции».
Например, Сборник «Хорошо темперированный клавир» в 2-х томах (48прелюдий и фуг). Месса си минор, Кантаты (250) и. д.
Билет №5.
Вопрос №2.
Определите в чем особенность духового оркестра? Назовите, какие инструменты входят в состав духового оркестра.
Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов.
Основу духового оркестра составляют: Медные духовые инструменты:
Корнеты,
Альтгорны,
Теноргорны,
Тубы,
Трубы,
Валторны,
Тромбоны
Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты:
флейты,
Кларнеты,
Саксофоны,
В больших составах — гобои и фаготы.
Ударные инструменты: Большой и малый барабаны, тарелки и т.д.
Билет №5.
Вопрос №3.
Перечислите оперы со сказочным сюжетом и назовите их авторов- композиторов.
Сказка — один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты.Например:
МИХАИЛ ГЛИНКА, «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (1842)
НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА» (1881)
«МАЙСКАЯ НОЧЬ»
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
«САДКО»
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» (1908)
«КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ»
ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ЧЕРЕВИЧКИ» (1885)
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ, «ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ» (1919)