Классификация и характеристика методов и средств диагностирования автомобилей

Методы и средства диагностирования автомобилей служат для имитации режимов их работы, измерения диагностических параметров и постановки диагноза. Они создаются соответственно диагностируемому механизму, видам диагностических параметров и технологическому назначению. На рисунке показана классификация методов и видов диагностирования автомобилей на автотранспортных предприятиях.

По видам измеряемых диагностических параметров методы диагностирования подразделяются на две группы: функциональные, соответствующие параметрам рабочих процессов или параметрам эффективности объекта диагностирования (мощность, тормозной путь, расход топлива и др.), и локальные, соответствующие параметрам процессов, сопутствующих функционированию объекта (нагрев, вибрация, состав отработавших газов) или же структурным, геометрическим параметрам (зазоры, люфты, смещения).

Первая группа методов и средств предназначается главным образом для определения работоспособности объекта в целом, т. е. общего (комплексного) диагностирования. Если окажется, что рабочие параметры объекта не соответствуют нормам, то диагностирование углубляют, определяя причины неисправностей его элементов при помощи локальных методов. Локальные методы и средства обеспечивают поэлементное диагностирование.

Различают стендовые и портативные диагностические средства. Чаще всего применяют: стенды для диагностирования тяговых качеств автомобиля, стенды для диагностирования тормозов, стенды для диагностирования ходовой части и комбинированные стенды.

К портативным средствам диагностирования относятся приборы, обеспечивающие диагностирование: по изменению виброакустических параметров (этот метод применяют для проверки двигателя, агрегатов трансмиссии, топливной аппаратуры дизелей); по периодически повторяющимся процессам или циклам (для определения при помощи стробоскопической лампы угла установки зажигания, для диагностирования при помощи осциллографа работы приборов системы зажигания, амортизаторов, дисбаланса колес и др.); по тепловому состоянию, т. е. температуре, скорости и месту нагрева (для диагностирования подшипников, редукторов); по герметичности рабочих об ъ емов (для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы двигателя по компрессии и утечкам воздуха, шин, системы охлаждения); по параметрам масла, топлива, отработавших газов (для диагностирования механизмов двигателя и его систем по концентрации продуктов износа и кремния, для контроля топливной системы по содержанию в отработавших газах окиси углерода); по геометрическим параметрам (для диагностирования механизмов переднего моста, трансмиссии, рулевого управления, клапанов).

Применение тех или иных методов и средств диагностирования существенно зависит от их технологического назначения.

Принципиально важное значение приобретает классификация методов и средств диагностирования по схеме их применения: в стационарных условиях или в движении. Стационарное диагностирование обеспечивает техническое обслуживание и ремонт автомобилей в производственных помещениях автотранспортных предприятий. Ходовое диагностирование осуществляется во время движения автомобиля при помощи встроенных датчиков и измерительных приборов непрерывного контроля или же при помощи переносных приборов, таких, как расходомер топлива, десселерометр и др. Пока еще ходовое диагностирование развито слабо вследствие низкой контролепригодности автомобилей.

Основные требования к методам и средствам диагностирования: достоверность измерений, надежность, технологичность и экономичность.

Помимо стационарных средств диагностирования автомобиля, широкое развитие получают встроенные средства «бортового» диагностирования автомобиля. Эти средства позволяют диагностировать автомобиль в процессе его движения по дороге. Средства встроенного диагностирования подразделяются на следующие группы: предельные автоматы, прекращающие работу автомобиля; индикаторы постоянного действия (стрелочные приборы) либо периодического действия (сигнализаторы или приборы визуального наблюдения) и накопители информации с выводом на сигнализаторы либо с периодическим съемом информации для последующей ее обработки в стационарных условиях.

К предельным автоматам относятся устройства, останавливающие работу двигателя или автомобиля в случае отказа наиболее важных систем или агрегатов, например вытекание жидкости из гидропривода тормозов, снижения уровня тормозной жидкости, уровня масла в картере и т.п.

К сигнализаторам или индикаторам относятся устройства, которые подают световой или звуковой сигнал при достижении структурным параметром соответствующего механизма предельного состояния, например перегрев охлаждающей жидкости, утечка воздуха из шин, превышение люфта рулевого колеса и др. В эту же группу встроенных средств входят щитковые стрелочные указатели давления масла, зарядного тока, уровня электролита в аккумуляторе и др.

К накопителям информации относятся устройства, суммирующие элементы кинематики и динамики органов управления. В зависимости от технического состояния водитель вынужден по разному манипулировать педалями, рычагами, рулевым колесом. Это позволяет по закономерностям накопленных статических данных об элементах управления автомобиля выявить характерные неисправности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: