Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом.
2. Наличие Конституционного Суда
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.
|
|
5. Взаимная ответственность государства и личности.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву.
Конституционные права и свободы граждан.
Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.
К личным (гражданским) правам и свободам относятся:
1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);
2. Право наличную свободу (ст. 16 Конституции);
3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции);
4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);
5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз-ную принадлежность (ст. 19 Конституции);
6. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции);
7. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции);
8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);
9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).
Административное правонарушение и административная ответственность.
|
|
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.
Признаками административного правонарушения (проступка) являются:
1) общественная опасность;
2) противоправность;
3) виновность;
4) наказуемость.
Уголовная ответственность, ее основания и принципы.
Уголовная ответственность – это установленная уголовным законом обязанность лица понести наказание или иные меры уголовно-правового характера за совершенное им преступление.
Согласно ст. 8 УК РФ, «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом»
Принцип законности состоит в том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом, т. е. не допускается привлечение к уголовной ответственности и осуждение за действия, не являющиеся преступными. Перечень преступных деяний не может быть установлен никаким иным правовым актом, кроме Уголовного кодекса РФ. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Понятие и система административного права.
Административное право — это важная отрасль права, которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.
Система административного права как отрасли права:
1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс
2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая