Гражданское правоотношение – это отношение между определенными субъектами (участниками гражданским правоотношений), урегулированное нормами ГП и возникающее по поводу определенных объектов в связи, с чем у его участников возникают субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности.
Классификация гражданских правоотношений проводится по нескольким критериям:
1. По виду воздействий гражданско-правовых норм на общественные отношения
• Регулятивные
• Охранительные
Под основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений следует понимать юридические факты.
В теории ГП существует несколько теорий определяющих понятие юридического факта:
1. Теория конкретных жизненных обстоятельств. Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма ГП связывает изменение, возникновение и прекращение гражданских прав и обязанностей
2. Теория признания под юридическим фатом оснований установленных законом и другими правовыми актами. Юридический факт – это основание возникновения юридических прав и обязанностей, если оно предусмотрены законом, иными правовыми актами, а также вытекают из действий граждан и ЮЛ, хотя и не предусмотренных законом, но в силу принципа ГП не противоречащих ему.
|
|
Ст.8 ГК содержит определение возникновения гражданских прав и обязанностей, понимая под ними основания, предусмотренные законом, иными правовыми актами, установленные действиями граждан и ЮЛ, если они не противоречат основным началам и смыслу гражданского законодательства.
Административные правоотношения: понятие, виды, основания возникновения.
Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.
Виды административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:
- Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
|
|
- Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
- правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)
По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:
- внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
- внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.