Основные теории происхождения права

•      Теологическая теория – одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.

•      естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

•      историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.

•      марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.

•      психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.

Право и мораль: общее и особенное.

Мораль - это общая мера свободы и справедливости, поддерживаемая саморегулированием личности своего поведения и общественным мнением.

Единство (общее) права и морали.

1. Право и мораль являются достижением цивилизации и культуры.

2. Право и мораль обусловлены осознанием индивидом своего «Я», своего достоинства, развитием личной свободы, независимости, появлением частных интересов.

3. Право и мораль имеют общие экономические, исторические, культурные, политические и др. условия становления и развития.

4. Право и мораль признают человека, его права и свободы, достоинство высшей ценностью.

5. Право и мораль являются свойством личности, они неразрывны с личностью.

6. Право и мораль представляют собой общую меру свободы и справедливости поведения.

7. Право и мораль выступают регуляторами поведения (регулируют, направляют, ведут к определённому результату).

8. Право и мораль служат единой цели - формированию гуманного, демократического гражданского общества, правового государства.

9. Право и мораль связаны с социальным принуждением.

Различие (особенное) права и морали.

1. По происхождению: становление права в отличие от морали связано не только с формированием свободной личности, гражданского общества, но и государства (если не было бы государства, право не смогло бы выжить, получить закрепление и поддержку). Для появления и утверждения морали сила государства не требуется. Для морали, воздействие государства вторично, мораль обитает в душе человека, мораль нельзя навязать силой государства. Мораль развивается по своим законам в рамках общества, путём саморегуляции.

2. По форме выражения: право содержится в официальных юридических документах - нормативном акте, нормативном договоре, судебном прецеденте. Наличие письменной формы для права обязательно. Мораль прежде всего содержится в общественном сознании, хотя и может иметь письменную (конечно неофициальную) форму (христианская мораль в Библии).

3. По времени начала: право начинает действовать в точно установленные сроки (с момента опубликования закона, с определённой в законе даты и т.п.). Мораль нельзя ввести в действие в заранее определённый срок. Она начинает оказывать влияние постепенно, по мере её осознания.

4. Посредством права регулируется внешнее поведение, требующее не только саморегуляции, но и государственного регулирования, государственной оценки, государственного обеспечения. Мораль воздействует на внутренний мир человека (совесть, честь, долг). Моральной оценке поддаются все стороны жизни.

5. Для права в большей мере характерна детальная регламентация поведения. По этой причине в праве используются нормы права на удельный вес больше. Мораль в большей мере представляет собой систему принципов (общих идей).

6. По способу обеспечения: при правонарушении требуется применение мер юридической ответственности к правонарушителям. За аморальные проступки применяются только общественное воздействие.

Право и мораль тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: