Эффективное обеспечение качественного образования предполагает использование учителем физической культуры современных образовательных технологий

Педагогическая деятельность учителя физической культуры

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели:

· физическое развитие и общее оздоровление учащихся,

· развитие у них самостоятельности,

· развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

  • общее укрепление здоровья,
  • формирование правильной осанки,
  • профилактика и исправление плоскостопия,
  • профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  • всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

 

Сущность процесса обучения выражается через некоторые признаки современного процесса обучения: 1) двусторонний характер процесса обучения – преподавание – учение; 2) деятельность учителя и ученика; 3) роль учителя как руководителя; 4) планомерная организация всего процесса обучения; 5) учебный процесс должен соответствовать закономерностям развития учащихся; 6) воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

К современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения предъявляются новые требования, согласно которым, урок должен быть проблемным и развивающим. Это предполагает, что учитель сам нацелен на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками. Современный урок предполагает организацию учителем проблемных и поисковых ситуаций, активизацию деятельности обучающихся, максимальное применение творческих способностей. В центре внимания урока – дети. Как уже было отмечено, вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, и ученик должен быть активным участником образовательного процесса.

С целью повышения познавательной самостоятельности используются современные педагогические технологии.

Эффективное обеспечение качественного образования предполагает использование учителем физической культуры современных образовательных технологий.

1. Личностно-ориентированное обучение – предполагает использование всевозможных форм работы на уроке (групповых, индивидуальные задания, дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями, развитие физических качеств, при учете типа телосложения, технико-тактической подготовленности, при учете интересов учеников). В рамках такого обучения, построение урока осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик стремился к самооценке, самосовершенствованию своих возможностей, что, в свою очередь, активизирует деятельность всех учеников – сильных, слабых, медлительных. Когда ученики достигают высокого результата, возникают положительные эмоции от уроков физической культуры, что способствует развитию ребенка. Метод проектов, также, относится к личностно-ориентированным технологиям и представляет собой наиболее перспективную педагогическую технологию, позволяющую раскрывать творческие способности учеников, формировать умение ориентироваться во множестве информации, выделять главное, умение принимать решения. Данный метод содержит в себе обучение в сотрудничестве, групповые и рефлексивные методы.

2. Внутригрупповая дифференциация обучения – предполагает осуществление по степени оказания методической помощи каждому ученику, что позволяет выстроить индивидуальную направленность успеха, подобрать каждому ученику методы и средства обучения, которые рациональны и адекватны его способностям и возможностям. Оценивая физическую подготовленность, учитывается максимальный результат и его прирост. Данная система довольно результативная, что проявляется в повышении уровня физического здоровья учеников, в появлении у них уверенности, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.

3.   Здоровьесберегающие технологии. Гармоничное развитие личности и укрепление здоровья учащихся – приоритетное направление в условиях реализации ФГОС. Актуальным становится применение здоровьесберегающих технологий, и на уроках физической культуры они являются основными. Уроки, с использованием здоровьесберегающих технологий, строятся в сотрудничестве с врачом, который осуществляет медицинский контроль за здоровьем школьников. На таких занятиях, большая часть учебного времени отводится занятиям, которые решают оздоровительную задачу. При этом, используются разнообразные упражнения с разной дозировкой нагрузки и упражнения из лечебной физической культуры. В ходе таких занятий проводятся различные эстафеты, подвижные игры.

4. Информационно-коммуникативные технологии. Этот вид образовательных технологий направлен на освоение учениками навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Проведение теоретических уроков физической культуры должно оснащаться кабинетом с мультимедийным проектором, интерактивной доской, видео и DVD аппаратурой, компьютером. В рамках этих технологий применяются различная специальная литература, электронные пособия, энциклопедии, печатные издания и т.д.

5. Проблемное обучение. В рамках данной технологии, основной элемент занятия – проблемная ситуация, разворачивающая поисковую деятельность. Такие занятия способствуют развитию у обучающихся творческого мышления, самостоятельности, рефлексивной позиции.

6. Обучение двигательным действиям. Предполагает обучение целостным методов с последующим выделением деталей техники с разделением их по сложности. Затем происходит интеграция этих частей различными способами в зависимости от уровня технической подготовленности учеников для более качественного выполнения упражнения. Данная образовательная технология предполагает выбор операций для решения двигательных задач. В связи с этим, каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя составе операций, что является основой формирования индивидуального стиля деятельности.

7. Технология моделирующего обучения. Физические упражнения – это основные средства, используемые на уроках физической культуры и, именно они формируют двигательные умения и навыки, развивают двигательный аппарат, улучшают обмен веществ и т.д. С этой целью выбираются упражнения, направленные на укрепление здоровья – игры, развлечения в различных погодных условиях, применение упражнений на развитие выносливости, быстроты, ловкости.

 

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют достижению положительных результатов при соблюдении определенных принципов, к которым относят:

1.    Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает осознанность человеком необходимости движений для поддержания высокого уровня здоровья, понимание физиологических механизмов влияния физических упражнений на организм человека. Такой подход обуславливает стремление человека узнать о своем организме как можно больше, умение планировать использование средств физической культуры для обеспечения здоровья и т.п.

2.    Принцип систематичности и последовательности. Характеризуется необходимостью использовать определенные средства физической культуры, обеспечивающие решение основных проблем укрепления и достижения здоровья, которые решаются посредством физических упражнений. Принцип последовательности предполагает, что используемые средства бесконечно менять нельзя, и они должны использоваться в определенной последовательности и системе.

3.    Принцип постепенного увеличения нагрузки. Данный принцип исходит из динамических характеристик восстановления функций организма. Изменения, которые возникают после выполненной нагрузки, имеют определенные характеристики, которые опосредованы выполненной работой. В этом случае, после повторной работы, которая имеет те же характеристики объема, интенсивности и длительности, возникают такие же послерабочие изменения. Важно, что при сохранении такого режима физических тренировок происходит адаптация организма человека к нагрузкам. Когда нагрузка повышается, происходят изменения, которые выражаются в активизации белкового обмена и усовершенствовании деятельности центральной нервной системы.

4.    Принцип индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что организация и содержание урока физической культуры должны быть индивидуальными и соответствовать способностями определенного человека. К таким особенностям, прежде всего, относят генетически предопределенные. Согласно принципу индивидуализации, учитывают тип телосложения, морфотип к определенным заболеваниям. Также, важным генетическим фактором, является тип высшей нервной деятельности, согласно которому подбираются двигательные средства. Помимо генетических факторов, в процессе физических тренировок необходимо учитывать семейное положение, профессиональную принадлежность, режим работы и т.п.

5.    Принцип комплексности воздействия. Данный принцип зависит от специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма человека. Укрепление организма в оздоровительной физической культуре предполагает использование широкого спектра двигательных средств. Физическое развитие и физическое здоровье достигается посредством использования комплекса двигательных средств.

Здоровый образ жизни – деятельность человека, особые способы, направленные на поддержание и усовершенствование здоровья человека. Для того чтобы следовать здоровому образу жизни, необходимо следовать определенным принципам и правилам.

Субъектом здорового образа жизни является сам человек. Именно он сам стремиться или же нет к совершенствованию своего здоровья. Немаловажным фактором формирования здорового образа жизни выступает мотивирующий аспект – насколько человек хочет усовершенствовать возможности своего организма.

Поддержание здорового образа жизни способствует улучшению качества жизни человека во всех сферах жизнедеятельности. Правильный образ жизни необходим и спортсменам, так как от верного поддержания своего здоровья зависит качество и результативность спортивных показателей. Формирование здорового образа жизни входит в задачи организации уроков по физической культуре.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: