Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5)

Тема. Методы, приемы, правила и средства обучения.

Большинству из нас запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат .     Э.Севрус.

Что дает метод уму и сердцу? Г.Песталоцци.

                   Смысл школьного детства как раз и состоит в том, чтобы через сотрудничество взрослых и детей, через общую свободную работу уничтожить детский страх перед освоением мира

                                    (Из акции «Гуманная школа Баварии»,

 90-е г.г. 20 в.)

                План

1. Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения»  

2. Классификация методов обучения.

3. Характеристика методов обучения (классификация Лернера И.Я., Скаткина М.Н.)

4. О современных методах обучения.Выбор методов обучения.

5. Средства обучения: сущность, функции, классификация.

6. Виды средств обучения и их характеристика.

 

Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5)

1.1. Один из главных вопросов науки дидактики – «КАК учить? Каким

образом?», т.е. вопрос о методах обучения.

 В образовательном процессе результативность, успешность, продуктивность обучения школьников зависит во многом от используемых методов обучения. Является ли процесс обучения современным и прогрессивным – также зависит от методов обучения.

Еще Я.А.Коменский (17 в.) был озадачен этой проблемой. Он писал:

Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учились, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напряженного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха,  \и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

МО в истории образования и педагогики пережили свою эволюцию: от преимущественно словесных, репродуктивных-----к наглядным, практическим---к проблемным: частично-поисковым, исследовательским---к методам развивающего обучения, продуктивного обучения.

Отечественный дидакт М.Н. Скаткин в 80-е г.г. 20 в. насчитал более 100 МО, а теперь их и того больше. Обратимся к их перечню… и назовем для себя небольшую их часть: рассказ, беседа, демонстрация, упражнение, работа с книгой, игра, видеометод, проектный метод, лабораторная работа и т.д.

 

1.2. Мы изучаем дидактику и нас интересует, как в дидактике объясняют сущность МО? Или что представляет собой метод обучения как дидактическое явление?

Мы с Вами не раз сейчас откроем «Америку», которую уже открывали дидакты в различные периоды развития дидактики и педагогики.

Методы обучения в педагогической практике применялись в течение веков, но научное и всестороннее их осмысление происходит в 20 в., оформляясь в теорию о методах обучения «МО». Из нее мы узнаем об эволюции научного познания МО, их сущности, классификации и т.д.

Смысл понятия «МО» изменялся в истории дидактики.

??? С чем это было связано?

Изменения в обществе ----- Изменение цели обуч. и восп., образов.-----Изменение содержания образования-----Изменение способов обучения----Новый результат образов, обуч., воспит.. Итак, МО – категория в некоторм смысле историческая.

Метод – от греч. methodos – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Как определяли смысл МО?

Была в обществе цель обучения: дать знания и сформировать умения, навыки. 1. МО – «способ передачи другим познаний» (Д.И.Тихомиров).

2. МО – «все способы, приемы, действия учителя, которые направлены к достижению целей образования» (К.В. Ельницкий).

 «…спо­собы передачи знаний учащимся и руководства их познаватель­ной деятельностью» (И.Т. Ого­родников в 1968).

СЕГОДНЯ цель образования: растить человека деятельного, духовного, душевного, способного решать жизненные проблемы, способного ко всякому самоопределению, к преобразованию действительности, изменению себя, активного в жизни, гуманистической направленности.

МО – система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (в основе – идеи Лернера И.Я., Скаткина М.Н., 70-80-е г.г. 20 в.), а также развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (дополнение Г.М.Коджаспировой).

??? Чем отличается сущность МО в этом определении от других, к примеру, выше приведенных? Какое из определений МО можно считать наиболее современным? Почему?

Итак, это определение МО: отражает двусторонний характер обучения, признают необходимость взаимодействия учителя и ученика, указывает в общем виде на механизм в организации обучения, который позволяет учащемуся усваивать СО, развивать …., овладевать….

Существует несколько научных школ, которые по своему рассматривают МО. Обратимся к выводам Лернера И.Я., Скаткина М.Н. Почему к их теории?

Они разработали общую дидактическую теорию, в которую теория о МО органично вписывается как неотъемлимая составляющая ее часть, которая естественным образом   согласуется с теорией о содержании образования, и др..

Согласно теории Лернера И.Я., МО как дидактическое явление,  рассматривается как наиболее общая модель какого-либо способа взаимодействия обучающего и обучающегося, которая характеризуется признаками: 1) цель обучения, 2) способ усвоения, 3) характер взаимодействия субъектов. Каждый конкретный метод обучения проявляет специфично эти признаки, а совокупность методов обучения должна обеспечивать достижение целей воспитывающего и развивающего обучения.

Например, МО – беседа: проводится с целью включения в диалог ученика или учеников, может проводиться либо на репродуктивном уровне, либо на продуктивном; предполагает субъектно- субъектное взаимодействие.

В педагогических науках мы находим 4 уровня изучения МО (позиция И.Я. Лернера):

1 – общедидактический (МО как модель деятельности, в которой все обобщается);

2 – частнодидактический (МО как звенья, общие для любого процесса обучения);

3 – методический (МО на уровне учебного предмета в сочетании приемов);

4 – частнометодический (уровень приемов, из них состоит МО).

??? Какие из этих уровней рассмотрения МО относятся к дидактике?

- МО – сложное многомерное дидактическое явление.

- В образовательном процессе МО имеет смысл рассматривать в логике: цель обучения---содержание обучения---МО---формы организации обучения---результаты обучения.

- МО имеет объективную часть (те стороны МО, которые остаются  неизменными  в деятельности любого педагога) и субъективную (обусловленную личностными свойствами педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями обучения).

 

1.3. МО складывается из отдельных элементов (сторон или частей), которые в педагогическом процессе проявляют себя в отдельных взаимосвязанных действиях педагога и ученика как приемы обучения.

К примеру, МО – работа с книгой (помним, что в дидактике МО - общая модель деятельности). Из каких возможных элементов может складываться деятельность учителя и ученика? Приемы обучения: комментированное чтение, с картой в книге, с понятиями, с текстом, графическим материалом, с репродукцией и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow