Тема. Методы, приемы, правила и средства обучения.
Большинству из нас запоминается не то, чему нас учат, а то, как нас учат . Э.Севрус.
Что дает метод уму и сердцу? Г.Песталоцци.
Смысл школьного детства как раз и состоит в том, чтобы через сотрудничество взрослых и детей, через общую свободную работу уничтожить детский страх перед освоением мира
(Из акции «Гуманная школа Баварии»,
90-е г.г. 20 в.)
План
1. Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения»
2. Классификация методов обучения.
3. Характеристика методов обучения (классификация Лернера И.Я., Скаткина М.Н.)
4. О современных методах обучения.Выбор методов обучения.
5. Средства обучения: сущность, функции, классификация.
6. Виды средств обучения и их характеристика.
Определение дидактических понятий «метод обучения», «прием обучения», «правило обучения». (1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5)
1.1. Один из главных вопросов науки дидактики – «КАК учить? Каким
|
|
образом?», т.е. вопрос о методах обучения.
В образовательном процессе результативность, успешность, продуктивность обучения школьников зависит во многом от используемых методов обучения. Является ли процесс обучения современным и прогрессивным – также зависит от методов обучения.
Еще Я.А.Коменский (17 в.) был озадачен этой проблемой. Он писал:
Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учились, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напряженного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, \и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.
МО в истории образования и педагогики пережили свою эволюцию: от преимущественно словесных, репродуктивных-----к наглядным, практическим---к проблемным: частично-поисковым, исследовательским---к методам развивающего обучения, продуктивного обучения.
Отечественный дидакт М.Н. Скаткин в 80-е г.г. 20 в. насчитал более 100 МО, а теперь их и того больше. Обратимся к их перечню… и назовем для себя небольшую их часть: рассказ, беседа, демонстрация, упражнение, работа с книгой, игра, видеометод, проектный метод, лабораторная работа и т.д.
1.2. Мы изучаем дидактику и нас интересует, как в дидактике объясняют сущность МО? Или что представляет собой метод обучения как дидактическое явление?
Мы с Вами не раз сейчас откроем «Америку», которую уже открывали дидакты в различные периоды развития дидактики и педагогики.
|
|
Методы обучения в педагогической практике применялись в течение веков, но научное и всестороннее их осмысление происходит в 20 в., оформляясь в теорию о методах обучения «МО». Из нее мы узнаем об эволюции научного познания МО, их сущности, классификации и т.д.
Смысл понятия «МО» изменялся в истории дидактики.
??? С чем это было связано?
Изменения в обществе ----- Изменение цели обуч. и восп., образов.-----Изменение содержания образования-----Изменение способов обучения----Новый результат образов, обуч., воспит.. Итак, МО – категория в некоторм смысле историческая.
Метод – от греч. methodos – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Как определяли смысл МО?
Была в обществе цель обучения: дать знания и сформировать умения, навыки. 1. МО – «способ передачи другим познаний» (Д.И.Тихомиров).
2. МО – «все способы, приемы, действия учителя, которые направлены к достижению целей образования» (К.В. Ельницкий).
«…способы передачи знаний учащимся и руководства их познавательной деятельностью» (И.Т. Огородников в 1968).
СЕГОДНЯ цель образования: растить человека деятельного, духовного, душевного, способного решать жизненные проблемы, способного ко всякому самоопределению, к преобразованию действительности, изменению себя, активного в жизни, гуманистической направленности.
МО – система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (в основе – идеи Лернера И.Я., Скаткина М.Н., 70-80-е г.г. 20 в.), а также развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (дополнение Г.М.Коджаспировой).
??? Чем отличается сущность МО в этом определении от других, к примеру, выше приведенных? Какое из определений МО можно считать наиболее современным? Почему?
Итак, это определение МО: отражает двусторонний характер обучения, признают необходимость взаимодействия учителя и ученика, указывает в общем виде на механизм в организации обучения, который позволяет учащемуся усваивать СО, развивать …., овладевать….
Существует несколько научных школ, которые по своему рассматривают МО. Обратимся к выводам Лернера И.Я., Скаткина М.Н. Почему к их теории?
Они разработали общую дидактическую теорию, в которую теория о МО органично вписывается как неотъемлимая составляющая ее часть, которая естественным образом согласуется с теорией о содержании образования, и др..
Согласно теории Лернера И.Я., МО как дидактическое явление, рассматривается как наиболее общая модель какого-либо способа взаимодействия обучающего и обучающегося, которая характеризуется признаками: 1) цель обучения, 2) способ усвоения, 3) характер взаимодействия субъектов. Каждый конкретный метод обучения проявляет специфично эти признаки, а совокупность методов обучения должна обеспечивать достижение целей воспитывающего и развивающего обучения.
Например, МО – беседа: проводится с целью включения в диалог ученика или учеников, может проводиться либо на репродуктивном уровне, либо на продуктивном; предполагает субъектно- субъектное взаимодействие.
В педагогических науках мы находим 4 уровня изучения МО (позиция И.Я. Лернера):
1 – общедидактический (МО как модель деятельности, в которой все обобщается);
2 – частнодидактический (МО как звенья, общие для любого процесса обучения);
3 – методический (МО на уровне учебного предмета в сочетании приемов);
4 – частнометодический (уровень приемов, из них состоит МО).
??? Какие из этих уровней рассмотрения МО относятся к дидактике?
- МО – сложное многомерное дидактическое явление.
- В образовательном процессе МО имеет смысл рассматривать в логике: цель обучения---содержание обучения---МО---формы организации обучения---результаты обучения.
|
|
- МО имеет объективную часть (те стороны МО, которые остаются неизменными в деятельности любого педагога) и субъективную (обусловленную личностными свойствами педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями обучения).
1.3. МО складывается из отдельных элементов (сторон или частей), которые в педагогическом процессе проявляют себя в отдельных взаимосвязанных действиях педагога и ученика как приемы обучения.
К примеру, МО – работа с книгой (помним, что в дидактике МО - общая модель деятельности). Из каких возможных элементов может складываться деятельность учителя и ученика? Приемы обучения: комментированное чтение, с картой в книге, с понятиями, с текстом, графическим материалом, с репродукцией и др.