Как соотносятся МО и прием обучения?

v МО используются для решения общих задач в обучении, а прием обучения – для решения частных задач обучения.

v МО и прием обучения могут меняться местами, заменять друг друга.

v Одни и те же приемы могут быть использованы в различных методах др.

v Приемы определяют своеобразие МО и индивидуальный характер взаимосвязанной деятельности педагога и ученика.

Таким образом, МО включает в себя ряд приемов обучения, но сам не является суммой этих приемов.

1.4. Как правило, каждому человеку известно море … ПРАВИЛ: грамматики, поведения, игры…А учителю известны еще и дидактические правила (правила обучении). Правило обучения – это предписание или указание на то, КАК следует действовать, чтоб осуществить прием обучения или его часть на нормативной основе, а система или ряд дидактических правил указывают на то, как применить МО на нормативной основе.

Дидактические правила выведены как описательные характеристики действующей модели либо приема обучения либо метода обучения, исходя из анализа типичных ситуаций процесса обучения.

Они предписывают учителю, как педагогически целесообразно и на нормативной основе действовать самому и выстраивать действия учащихся при  применении того или другого приема обучения, МО.

 

1.5. Выводы. 1. МО в дидактике изучаются как наиболее общая модель деятельности  на общедидактическом и частнодидактическом уровнях;

 2. различают МО, приемы и правила обучения;

3. МО и приемы обучения в практике реализуются посредством дидактических правил, которые выполняет педагог в процессе обучения.

Классификация методов обучения (2.1, 2.2, 2.3, 2.4)

2.1. Существуют различные класси­фикации методов обучения, авторы которых по своему объединяют известные МО.

??? Чем, на Ваш взгляд, объясняется наличие многообразия классификаций МО в дидактической науке? (различные основания для классификации; проведены на основе определенной дидактической теории и др.).

2.2. Приведем ряд классификаций (*Преподаватель сначала называет группы МО, а затем предлагает студентам самостоятельно сформулировать основание для данной классификации МО).

2.2.1. По уровню активности учащихся (Голант Евгений Яковлевич):

пассивные (рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение);

активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

2.2.2 «Традиционная» (50-е г.г. 20 в.), Евгений Иосифович Перовский, Лордкипанидзе Давид О. по источнику знаний ( Слово. Образ. Действие.): словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.); практические (вы­полнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, ла­бораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д.). Верзилин Н.М. позже: словесные, обзорные, практические МО.

2.2.3 О дидактической (общей обучающей) цели (нач. 60-х г.г. 20 в.), (Данилов М.А., Есипов Б.П.): методы приобретения новых знаний;

методы формирования умений и навыков;

методы применения знаний;

методы закрепления и проверкизнаний, умений, навыков.

2.2.4 По характеру познавательной деятельности учащихся (а значит, по уровню их мыслительной активности и познавательной самостоятельности), (Сер. 60-х г.г. 20 в., М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер)

o объяснительно-иллюстративные МО (информационно-рецептивные);

o репродуктивные;

o проблемное изложение;

o частично-поисковый метод (эвристическая беседа);

o исследовательский метод;

o метод формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.

МО из какой-либо группы реализуется в определенной форме.

К примеру, исследовательский МО может быть в форме проекта, мини-исследования, лабораторной работы; проблемное изложение - проблемная лекция; объяснительно-иллюстративные МО: демонстрация, наблюдение, иллюстрация).

2.2.5   На основе целостного подхода к процессу обучения (70-е г.г. 20 в., Бабанский Ю.К.): три группы:

1)методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (перцептивные, словесные, наглядные, практические, логические, гностические, самоуправление учебными действиями);

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении);

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений, навыков + методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности).

Бинарная классификация (Махмутов М.И., 80-е г.г.20 в.).

(метод преподавания-------------------------------------------метод учения):

1. информационно-сообщающий---------------------исполнительный;

2. объяснительный------------------------------------репродуктивный;

3. инструктивно-практический---------------продуктивно-практический;

4. объяснительно-побуждающий----------------частично-поисковый;

5. побуждающий-----------------------------------поисковый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: