I задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Выполнила: Карманова Екатерина Владимировна 111 группа

Поэтическая фонетика

I задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Каждый вид искусства пользуется только ему одному свойственными средствами выражения. Эти средства принято называть языком данного искусства. Различают язык художественной литературы, язык скульптуры, язык музыки, язык архитектуры и т.д.

Язык художественной литературы, иначе говоря, поэтический язык, является той формой, в которой материализуется, объективируется вид словесного искусства, в отличие от других видов искусства, например, музыки или живописи, где средствами материализации служат звук, краски, цвет; язык хореографии – специфические выразительные движения человеческого тела и т.д.

Художественный образ в литературе создается как посредством слова, так и посредством композиции, а в поэзии еще и посредством ритмомелодической организации речи, которые в своей совокупности образуют язык произведения. Поэтому языком художественной литературы может считаться совокупность всех этих средств, а не одно из них. Вне совокупности этих средств произведение художественной литературы не может существовать. Однако слово – первоэлемент, основной строительный материал литературы, играет главную, решающую роль в языке художественной литературы.

Рассматривая язык как основное средство художественного изображения жизни в литературе, следует сосредоточить внимание на особенностях поэтического языка, который отличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинен созданию художественных образов.

Слово в языке художественного произведения приобретает художественное значение. Образность художественной речи выражается в ее эмоциональной насыщенности, предельной точности, экономности и одновременной емкости.

1. Какие понятия в данном тексте используются как синонимичные?

В данном тексте синонимичными являются такие понятия, как язык художественной литературы и поэтический язык.

2. Назовите основные средства создания художественного образа.

Основными средствами создания художественного образа являются слова, композиции, а в поэзии создается ещё путём ритмомелодической организацией речи, которые в своей совокупности образуют язык произведения. Поэтому языком художественной литературы может считаться совокупность всех этих средств, а не одно из них.

3. Почему именно слово является основным строительным материалом художественной литературы?

Слово - первоэлемент, основной строительный материал литературы, играет главную, решающую роль в языке художественной литературы.

 

4. В чем состоит особенность поэтического языка?

Особенность поэтического языка состоит в том, что он подчинен созданию художественных образов.

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

1.1 Словесная форма произведений, по преимуществу стихотворных, часто обладает также той или иной степенью звуковой организованности. По аналогии с лингвистической «фонетикой» (гр. phone — звук) — звуковым строем того или иного национального языка — эту организованность можно называть «поэтической фонетикой» — звуковым строем художественной речи отдельных произведений.

Такая построенность поэтических текстов заключается часто в звуковых повторах, которые не связаны прямо с предметной изобразительностью произведений, но только усиливают их эстетическое совершенство. Это относится прежде всего к рифмам в стихах, из которых состоит произведение.

Но звуковые повторы возникают не только в окончаниях стихов, но и в их начале, и посредине. Они усиливают изобразительность и выразительность художественной речи и иногда создают ее благозвучие — эвфонию.

Это могут быть повторы гласных звуков, называемые ассонансами (созвучиями). При установлении ассонансов в поэтических текстах надо иметь в виду именно звуки, из которых состоят слова, а не буквы, которыми эти звукиобозначаются. Те и другие не всегда совпадают.

Гораздо чаще возникают повторы согласных звуков, называемые аллитерациями. Иногда словесные повторы бывают более сложными — представляют собой сочетание гласных и согласных звуков.

Например:

Но ч евала ту ч ка золотая

На гр у ди у теса-великана;

У тром в п у ть она у м ч алась рано,

По лаз у ри весело играя...

В лучших произведениях звуковые повторы не только усиливают эстетическое совершенство произведения, но в единстве с его семантикой и с его предметной изобразительностью сами получают в какой-то мере изобразительную функцию. Поэт живописует тогда не только значением слов, обозначающих те или иные предметные детали его образов, но и самыми звуками своей поэтической речи. Такая функция словесной изобразительности называется звукописью. Для нее еще более важны не отдельные звуки, но их сочетания.

Вот картина лунной ночи, которой начинается стихотворение Державина «Видение мурзы»:

На темно-голубом эфире

Златая плавала луна;

В серебряной своей порфире

Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем.

Здесь семантически-словесное изображение луны, ее света, его цветовых оттенков и эффектов усиливается звуковым изображением. Аллитерации сонорных звуков «л», «н», «м», «р», в связи с повторами гласного «а» создают впечатление яркости и, вместе, плавности и мягкости, могут вызывать, по ассоциации, соответствующие зрительные представления. Ассоциации эти усиливаются тем, что звук «л», наиболее часто повторяемый, является начальным звуком слова «луна». Звукопись здесь применена в пейзажно-бытовом описании.

Иногда звукопись применяется для усиления не зрительных и эмоциональных впечатлений, но впечатлений слуховых. Звуками своей поэтической речи поэт живописует звуки, возникающие в самой изображаемой жизни. Такой вид звукописи называется звукоподражанием.

Так, в поэме Пушкина «Медный всадник» бедный чиновник Евгений бросает отчаянный вызов «кумиру на бронзовом коне» и бежит от него по улицам столицы, а тот преследует его.

… Евгений

Бежит и слышит за собой

Как будто грома грохотанье —

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой.

Воспринимая это изображение, мы не только видим «медного всадника», но как бы слышим удары копыт его коня — аллитерации резких звукосочетаний: «гр», «тж», «зв», «ск», «тр». <…>

Итак, в произведениях художественной литературы, преимущественно стихотворных, подбор и очертания звуков также становятся часто, наряду с поэтической семантикой, интонацией, ритмикой, одной из сторон их словесной формы, выражающей их идейное содержание. Звуковые повторы усиливают эстетическое совершенство произведений, иногда вместе с тем живописуют изображенную жизнь в ее внешней или внутренней, эмоциональной стороне, иногда воспроизводят ее звуки. Звуки слов поэтической речи, не имеющие ни одной из этих функций, не относятся к художественной форме произведений, не входят в ее состав.

1. Что связывает лингвистическую фонетику и поэтическую


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: