Лингвистическую и поэтическую фонетику связывает звуковой строй. Отличие в том, что лингвистическая фонетика изучает звуковой строй того или иного национального языка, а поэтическая фонетика – звуковой строй художественной речи отдельных произведений
2. Является ли рифма элементом поэтической фонетики? Почему?
Рифма является элементом поэтической фонетики. Потому что построенность поэтических текстов заключается часто в звуковых повторах, которые не связаны прямо с предметной изобразительностью произведений, но только усиливают их эстетическое совершенство. Это относится прежде всего к рифмам в стихах, из которых состоит произведение.
3. Назовите приемы звуковой изобразительности. В чем их отличие друг от друга?
Ассонанс, аллитерация, звукопись. Отличие их в том, что ассонанс - это повторы гласных звуков, аллитерация - это повторы согласных звуков, а звукопись - это не только отдельные звуки, но их сочетания.
4. Для чего применяется звукопись?
Звукопись применяется для усиления эстетического совершенства произведения и для усиления зрительных, эмоциональных впечатлений, впечатлений слуховых.
|
|
Задание II. Прочитайте определения понятия поэтическая фонетика. Какое из них вам кажется наиболее точным? Какое определение является наиболее приемлемым для вас? Почему?
Поэтическая фонетика — звуковая организация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихе.
Поэтическая фонетика — это приемы звуковой выразительности. Поэтическая фонетика изучает использование звуковых сочетаний в поэтической речи.
Поэтическая фонетика — использование звуковых сочетаний в поэтической речи.
Поэтическая фонетика — звуковой строй художественной речи отдельных произведений.
Для меня приемлемо первое определение, так как я считаю, что оно болеет точно передаёт суть данного словосочетания
Задание III
Внимательно рассмотрите таблицу «Поэтическая фонетика».
Почитайте определения основных терминов. Подумайте, какой термин является более общим, а какие являются его частным случаем?
Название термина | Определение | Пример |
Звукопись | Выразительное средство, в основе которого лежит повторение определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Звукопись помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома. | «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя Грохочет в небе голубом» (Ф. И. Тютчев) |
звукоподражание | система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту, другим звукам природы | «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…» (К. Бальмонт). |
аллитерация | повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов | «Пора, перо покоя просит…» (А. С. Пушкин) |
ассонанс | повторение гласных звуков, преимущественно ударных | «Стóнет óн по полям, по дорóгам…» (Н. А. Некрасов) |
|
|
Более общим термином, я считаю, является звукопись. Ну а ассонанс, аллитерация и звукоподражание являются его частным случаем.
Задание IV. Найти примеры звукописи в учебнике по литературному чтению (любой УМК) - выполнить письменно. Для этого вы берете учебник 1 или 2 класса (по любой программе) и подбираете примеры произведений (все указать надо) с богатой звуковой организацией.
(Учебник «Литературное чтение». Часть 1. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.)
Звукопись:
Марина Бородицкая — Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Звукоподражание:
Виктор Лунин
* * *
Ш орох,
Ш ептанье,
Ш умок под окном,
Ш лёпанье лёгкое...
Кто это — гном?
Шшш! Там, за ш торами,
Нам не видна,
Ш устрым мы ш онком
Ш уршит ти ш ина!
Аллитерация:
Тимофей Белозеров — Подснежники
П лакала Снегу р очка,
Зиму п ровожая.
Шла за ней п ечальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и п лакала,
Т р огая берёзы,
Вы р осли п одснежники —
Снегу р очкины
Слезы.
Ассонанс
Ирина Токмакова — Разговор лютика и жучка
— Лютик, Лютик, что хох о чешь?
— Да ведь ты меня щек о чешь!
Так лист о чки ты щек о чешь,
Что не х о чешь — захох о чешь!