Тема: «Претензии и иски по договору перевозки. Устав

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Тема: «Претензии и иски по договору перевозки. Устав

            железнодорожного транспорта РФ».

Тема: «Трудовое, гражданское и уголовное законодательство РФ».

Тема: «Претензии и иски по договору перевозки. Устав

            железнодорожного транспорта РФ».

ЗАДАЧА № 1

При перевозке лесоматериалов по железной дороге  в пути следования возник пожар, в результате которого часть груза погибла, а оставшаяся была повреждена. При составлении коммерческого акта выяснилось, что причиной пожара явилась техническая неисправность вагона.

 

Вопросы: 1. Куда и с какими требованиями нужно обратиться

                 грузополучателю?

             2. Может ли грузополучатель (по условию задачи) отказаться от

                 принятия груза и потребовать выплаты его стоимости от

                 железной дороги?

 

 

ЗАДАЧА № 2

 

Гражданин Виноградов отправил багаж из Москвы в С-Петербург. В пути следования багаж был утрачен и в пункт назначения не прибыл.

 

Вопросы: 1. К какой дороге (отправления или назначения) должен

                 предъявить требование о возмещении утраченного багажа

                 гражданин Виноградов?

             2. К какому виду договоров относится договор перевозки багажа?

             3. Чем договор на перевозку багажа отличается от договора на перевозку грузобагажа?

 

 

ЗАДАЧА № 3

 

Агрофирма отгрузила в адрес торгового предприятия по железной дороге груз – персики. Принимая груз на станции назначения, грузополучатель установил, что, во-первых, нарушены ЗПУ на вагоне, во-вторых, в железнодорожной накладной значится масса нетто 20т, а фактически оказалось 18т. Представитель торгового предприятия потребовал от железной дороги составления коммерческого акта и пояснил, что недостача 2т персиков могла произойти в результате недогруза отправителем или хищения в пути следования.

 

Вопросы: 1. Каково юридическое значение коммерческого акта?

             2. В каких случаях составляются коммерческие акты?

             3. На ком лежит ответственность за недостачу груза по условию

                 задачи?

 

ЗАДАЧА № 4

 

В адрес винзавода были отгружены 4 вагона лимонов торговым объединением. Груз прибыл в исправном вагоне, за ЗПУ перевозчика. Срок доставки груза просрочен на 7 суток. В связи с просрочкой доставки груза был составлен коммерческий акт, в котором указана порча 30% груза.

 

Вопросы: 1. Что такое претензия?

             2. Кому должна быть предъявлена претензия?

             3. Имеет ли право директор винзавода не принять груз от

                 железной дороги?

ЗАДАЧА № 5

 

Завод «Реостат» отгрузил в адрес завода «Богатырь» электромоторы для портальных кранов. Груз прибыл с просрочкой на 10 суток. Из-за несвоевременной доставки моторов завод «Богатырь» не выполнил обязательства по доставке кранов Мурманскому порту и уплатил ему неустойку за нарушение сроков исполнения договора. В связи с этим завод «Богатырь» предъявил к Управлению Октябрьской железной дороги претензию о взыскании штрафа за просрочку доставки груза (электромоторов) и возмещении понесенных им по вине железной дороги убытков, вызванных уплатой неустойки Мурманскому порту за несвоевременную поставку кранов.

 

Вопросы: 1. Что такое претензия?

             2. Правомерно ли требование завода «Богатырь»?

             3. Какую часть претензии железная дорога обязана возместить

                 заводу «Богатырь»?

 

 

ЗАДАЧА № 6

 

Магазин «Маяк» предъявил претензию к Управлению Северо-Кавказской железной дороги за испорченный груз, который перевозился в контейнере и прибыл в Тихорецк со следами подмочки. Заявленную магазином «Маяк» претензию, дорога отклонила, ссылаясь на вину грузоотправителя, который погрузил груз в технически неисправный контейнер, имевший в крыше расхождения сварных швов, что было отражено в коммерческом акте.

 

Вопросы: 1. Что такое коммерческий акт?

             2. Правомерно ли требование магазина «Маяк»?

             3. Куда и с какими требованиями следует обращаться магазину

                «Маяк»?

ЗАДАЧА № 7

 

Хладокомбинат обратился с претензией к Управлению Дальне-Восточной железной дороги о взыскании суммы за недостающее мясо. Груз прибыл в исправном вагоне, но без ЗПУ грузоотправителя, что отражено в коммерческом акте.

 

Вопросы: 1. Что такое коммерческий акт?

             2. Кто должен нести ответственность за недостачу груза?

             3. Изменится ли решение по второму вопросу, если вагон,

                 загруженный отправителем, прибыл на станцию назначения в

                 исправном состоянии и за его ЗПУ?

   

 

 

ЗАДАЧА № 8

 

Агрофирма «Залив» отгрузила в адрес Тихорецкого винзавода два вагона винограда. Груз был погружен отправителем и им же опломбирован. В Тихорецк груз был доставлен с опозданием на 5 суток, в исправных вагонах, но на одном из них было ЗПУ «Краснодар – Товарный». В связи с просрочкой доставки был составлен коммерческий акт, в котором кроме просрочки отмечена порча 40% винограда и недостача 5 ящиков с грузом.

 

Вопросы: 1. К кому и с какими требованиями должен обратиться Тихорецкий

                 винзавод?

             2. Кто должен возместить ущерб за просрочку и недостачу груза?

             3. На ком лежит ответственность за сохранность груза в пути

                 следования?

 

 

ЗАДАЧА № 9

 

Тихорецкий консервный комбинат предъявил претензию к Управлению Северо-Кавказской железной дороги за недостающее мясо. Груз прибыл в исправном вагоне, за ЗПУ перевозчика. При выдаче груза с проверкой оказалось, что вагон загружен не полностью, о чем составлен коммерческий акт.

 

Вопросы: 1. Подлежит ли претензия Тихорецкого консервного комбината

                 удовлетворению?

             2. На ком лежит ответственность за недостачу мяса?

             3. В каком случае железная дорога может быть освобождена от

                 выплаты претензии?

 

ЗАДАЧА № 10

 

Гражданин Соловьев приобрел в Санкт-Петербурге мебельный гарнитур и в фабричной упаковке отправил его по железной дороге в г.Тихорецк, получив на руки грузовую квитанцию. Придя за получением груза, Соловьев обнаружил, что обрешетка гарнитура повреждена, стекла серванта разбиты, а из шести стульев недостает двух. Соловьев от получения гарнитура отказался и потребовал возмещения его стоимости. Управление Северо-Кавказской железной дороги отказало в удовлетворении требований Соловьева, указав в ответе, что груз прибыл в исправном вагоне, за исправными ЗПУ станции отправления, к которой ему и следует обратиться с претензией.

 

Вопросы:1. К Управлению какой дороги должен подать претензию

               Соловьев?

            2. Может ли Соловьев отказаться от получения гарнитура?

            3. Что такое претензия?

 

ЗАДАЧА № 11

 

В соответствии с заявкой, железная дорога подала под погрузку охлажденного мяса Тихорецкому мясокомбинату 5 рефрижераторных вагонов. Перед началом погрузки рефрижераторы были осмотрены. В результате осмотра было выявлено, морозильная система трех из них неисправна, что не может обеспечить сохранность мяса от порчи. Грузоотправитель (мясокомбинат) потребовал от перевозчика устранить неполадки морозильной системы трех рефрижераторов или подать другие, с исправной охлаждающей системой. Железная дорога удовлетворить требования мясокомбината отказалась и в свою очередь предъявила требование об уплате штрафа за простой трех рефрижераторов.

 

Вопросы:1. Правомерны ли действия железной дороги?

            2. Какие права имеет грузоотправитель?

            3. Каковы обязанности перевозчика?

 

ЗАДАЧА № 12

 

В адрес овощной базы прибыл не предусмотренный договором вагон соли за исправными ЗПУ отправителя (завода «Экстра»). При вскрытии вагона было обнаружено, что соль отгружена без тары, насыпью и покрыта слоем цементной пыли, которая имеется также на стенках и полу вагона. Грузополучатель (овощная база) отказался от принятия груза и пояснил, что качество соли изменилось настолько, что исключается возможность даже частичного использования. Однако железная дорога настаивала на принятии груза и заявила, что в противном случае за хранение груза на станции сверх установленного срока будет взыскиваться сбор в размере, предусмотренном тарифом.

 

Вопросы:1.В каких случаях и в течение какого времени, прибывшие грузы

               хранятся на станции назначения бесплатно?

            2. Обязан ли грузополучатель принять груз на ответственное 

                хранение?

            3. Как следует решить спор?

ЗАДАЧА № 13

 

В соответствии с договором поставки мясокомбинат отправил в адрес агрофирмы партию охлажденного мяса в двух рефрижераторных вагонах. В пути следования из-за неполадок холодильных установок температурный режим хранения был нарушен, в результате чего большая часть груза была испорчена. Грузополучатель (агрофирма) отказалась принять испорченный груз.

 

Вопросы:1. Кто виноват в порче груза?

            2. Вправе ли грузополучатель отказаться от принятия испорченного

                груза?

            3. Что такое претензия?

 

 

ЗАДАЧА № 14

 

Управление Ярославской железной дороги взыскало в безакцептном порядке с промкомбината штраф за простой вагонов при разгрузке. Промкомбинат обратился в Госарбитраж с просьбой взыскать с Управления Ярославской железной дороги, так как задержка в разгрузке вагонов была вызвана ремонтом эстакады (место разгрузки).

 

Вопросы:1. Правомерны ли действия Ярославской железной дороги?

            2. Как решить спор?

            3. Что такое иск?

 

ЗАДАЧА № 15

 

Принимая груз в складе железной дороги, грузополучатель (магазин) выявил недостачу 4-х ящиков с посудой. Представитель магазина потребовал от железной дороги составления коммерческого акта. Перевозчик от составления коммерческого акта отказался, мотивируя тем, что груз прибыл в исправном вагоне за исправными ЗПУ грузоотправителя, вины железной дороги в недостаче груза нет.

 

Вопросы:1. Кто несет ответственность за недостачу 4-х ящиков с посудой?

            2. В каких случаях составляется коммерческий акт?

            3. Прав ли перевозчик, отказавшись от составления коммерческого

                акта?

 

ЗАДАЧА № 16

 

Обувная фабрика отгрузила по железной дороге обувь в адрес магазина. Груз прибыл в исправном вагоне за ЗПУ перевозчика. При получении груза, представитель магазина обнаружил недостачу 2-х ящиков с обувью. В это же день был составлен коммерческий акт.

 

Вопросы:1. Кому директор магазина должен предъявить претензию?

            2. Каковы сроки и порядок предъявления претензий?

 

 

ЗАДАЧА № 17

 

Гражданин Сомов отправил багаж из Саратова в Анапу в багажном вагоне пассажирского поезда, в котором и сам следовал. Поезд прибыл в пункт назначения с просрочкой на 4 часа, за которые гражданин Сомов потребовал компенсацию от железной дороги.

 

Вопрос: 1. Куда и с какими требованиями должен обращаться Сомов?

             2. Какова ответственность железной дороги за просрочку доставки

               по условию задачи?

          3. Какими документами регламентируются нарушения по договору

              перевозки обеими сторонами?

 

ЗАДАЧА № 18

 

Пассажир Калинин опоздал на поезд на 2 часа. Обратившись в билетную кассу городского железнодорожного вокзала, он потребовал возврата стоимости билета и плацкарты в полном размере, так как электропоезд со станции где он живет, пришел в город с опозданием на 2 часа, следовательно, его вины в опоздании на поезд нет, а есть вина железной дороги. В удовлетворении требований Калинина о возврате ему платежей кассир отказал.

 

Вопрос: 1.Подлежит ли требование Калинина удовлетворению?

          2. А если Калинин опоздал на поезд по своей вине, какие он может

              иметь права?

 

ЗАДАЧА № 19

 

Самарин приобрел билет в плацкартный вагон поезда. Войдя в вагон, он обнаружил, что его место занято другим пассажиром, имевшим билет на это же место. В связи с тем, что все места в этом вагоне были заняты, проводник предложил Самарину пройти в соседний вагон и занять купейное место, уплатив разницу в стоимости билетов. Самарин занял купейное место, а от оплаты в разнице стоимости билетов отказался.

 

Вопрос: 1. Правомерно ли требование проводника?

          2. Перечислите права пассажира в случае не предоставления ему

              места, указанного в билете?

 

ЗАДАЧА № 20

 

Определите, вправе ли грузополучатели предъявить претензии и иски к перевозчикам при:

1) порче груза, связанной с просрочкой доставки;

2) повреждении груза в результате неправильной погрузки средствами

отправителя;

3) повреждении грузов в пути следования в результате неправильной погрузки, произведенной перевозчиком;

4) недостаче груза, прибывшего за исправными ЗПУ грузоотправителя;

5) недостаче груза, прибывшего с нарушенными ЗПУ грузоотправителя.

 

Вопрос: 1. Что такое договор перевозки грузов?

          2. Кто является сторонами в договоре перевозки и каковы их права и

              обязанности?

          3. В каких случаях и кем должна быть доказана вина перевозчика в

              необеспечении сохранности грузов при доставке?

 

ЗАДАЧА № 21

 

АО «Буревестник» отправило в адрес АО «Монро» по железной дороге яблоки. В момент приемки груза от железной дороги было установлено, что в пути следования вагон вскрывался в связи с неисправностью, ЗПУ АО «Буревестник» нарушены. Груз прибыл с недостачей 500 кг. Грузополучатель предъявил претензию АО «Буревестник» и железной дороге о недостаче.

 

Вопрос: 1. В каких случаях железная дорога обязана составить коммерческий

              акт? Каково его юридическое значение?

          2. В какой форме может быть предъявлена претензия на недостачу

               грузоотправителю и перевозчику?

          3. Как будет решен спор, если груз в пути вскрывался и прибыл за

              ЗПУ железной дороги?

 

ЗАДАЧА № 22

 

Акционерное общество «Миранда» предъявило претензию к Управлению Октябрьской железной дороги на сумму 275 тыс.руб. за испорченный груз, который перевозился в контейнере и прибыл в Москву со следами подмочки.

Заявленную акционерным обществом «Миранда» претензию дорога отклонила, ссылаясь на вину грузоотправителя, который погрузил груз в технически неисправный контейнер, имевший в крыше расхождение сварных швов, что было отражено в коммерческом акте.

 

Вопрос: 1. Что такое коммерческий акт? Каково его правовое значение?

          2. Правомерны ли требования АО «Миранда»?

          3. Куда и с какими требованиями необходимо обращаться

              начальнику АО «Миранда»?

 

ЗАДАЧА № 23

 

Во время следования поезда неизвестными лицами было разбито несколько стекол вагона, в результате чего ряд пассажиров получил легкие увечья и ссадины, а пассажиру Федорову осколком стекла был выбит глаз. Один из пассажиров, Васильев, желая задержать хулиганов, повернул стоп-кран.

Из-за внезапного торможения поезда были травмированы: пассажир Арбузов, получивший сотрясение мозга; проводник Филатова, которой дверью отсекло пальцы руки; малолетний Дима Смирнов, который сломал руку. Фролов, не имевший проездного билета, погиб. Все пострадавшие, а также наследники погибшего Фролова обратились в страховое общество с требованиями о выплате возмещения.

 

Вопрос: 1. Что такое страховая сумма и каков ее размер?

          2. Подлежат ли вышеуказанные требования удовлетворению?

 

 

ЗАДАЧА № 24

 

 

При помещении чемодана в ячейку автоматической камеры хранения на вокзале Петров в качестве шифра набрал год своего рождения. При вскрытии ячейки обнаружилось, что его чемодан похищен. Петров обратился к администрации вокзала с претензиями по поводу похищения его чемодана из камеры хранения. Начальник вокзала сказал, что в соответствии с действующей инструкцией администрация вокзала не обязана возмещать стоимость похищенного при исправности запускающего устройства. Кроме того, Петров сам нарушил правила пользования автоматической камерой хранения, использовав в качестве шифра год своего рождения, чем создал благоприятную ситуацию для открытия ячейки подбором шифра.

 

Вопрос: 1. Какая ответственность хранителя?

          2. Правильное ли разъяснение дал начальник вокзала? Если нет,

              подготовьте аргументированное заявление в суд.

 

ЗАДАЧА № 25

 

 

Котов отправил багаж, объявив его ценность. При получении прибывшего на станцию назначения багажа было установлено, что вместо отправленных Котовым вещей в упаковке оказались никому не нужные предметы. Это обстоятельство было удостоверено коммерческим актом, составленным на станции назначения. Котов предъявил к железной дороге иск о взыскании фактической стоимости утраченного багажа, представив товарный чек, согласно которому действительная стоимость утраченных вещей ровно в два раза превышала указанную Котовым ценность багажа.

 

Вопрос: 1. В каком размере железная дорога отвечает за утрату груза и

              багажа?

           2. Изменится ли решение, если багаж сдан Котовым без объявления

               ценности?

           3. К какой дороге (отправления или назначения) предъявляется

               требование о возмещении стоимости утраченного груза и багажа?

 

ЗАДАЧА № 26

 

 

Пассажир Мухин опоздал на поезд на 30 минут, Обратившись в кассу железнодорожного вокзала, он потребовал возврата стоимости билета в полном размере, пояснив, что опоздал на поезд ввиду задержки движения пригородных поездов и, следовательно, нет его вины, а есть вина железной дороги. Кассир отказал в удовлетворении требования Мухина.

 

Вопрос: 1. Подлежит ли требование Мухина удовлетворению? Сошлитесь на

              действующее законодательство.

          2. Изменится ли решение, если Мухин потребовал возврата

             стоимости билета через 2 дня после отхода поезда, предоставив

             справку, что эти дни он находился в больнице по поводу

             сердечного приступа?

 

ЗАДАЧА № 27

 

Металлургический комбинат предъявил к Управлению железной дороги иск о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза и убытков – стоимости частично утраченного груза. Управление железной дороги отклонило требования истца на том основании, что просрочка в доставке груза произошла по причине стихийного характера (заносы, сильные морозы), вследствие чего был перерыв в движении на дороге. Что же касается недоставленного груза, то он не утрачен, а выдан в пути следования другому заводу металлоизделий, с которым истцу в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и следует произвести все расчеты. Завод настаивал на удовлетворении своих требований, указывая, что возражения ответчика не могут быть приняты во внимание, так как:

- груз был принят к перевозке в октябре, срок его доставки истекал также в октябре,  в указанный период никаких явлений стихийного характера, из-за которых был бы перерыв в движении на железной дороге, не было, а морозы и метели имели место в ноябре, в конце которого и был доставлен груз;

- дорога не предоставила доказательств переадресовки груза, поэтому она должна нести ответственность за утрату груза.

 

Вопрос: 1. Укажите виды несохранности грузов при их перевозках.

           2. Подлежит ли требование завода удовлетворению?

 

ЗАДАЧА № 28

 

ЗАО «Силуэт» предъявило иск к Управлению железной дороги о взыскании убытков, возникающих от уценки поврежденного груза, перевозившегося в контейнере и прибывшего в пункт назначения со следами подмочки. Заявленную истцом претензию дорога отклонила, ссылаясь на вину отправителя, который погрузил груз в технически неисправный контейнер, имевший в крыше расхождение сварных швов, что было отражено в коммерческом акте. ЗАО «Силуэт» настаивало на удовлетворении иска, указывая, что ответственность за порчу груза должна быть возложена на железную дорогу, так как указанные дефекты контейнера грузоотправитель не мог заметить при погрузке груза, поскольку они были обнаружены только при искусственном освещении в темноте.

 

Вопрос: 1. В каких случаях составляется коммерческий акт? Что в нем

              отражается?

           2. Подлежит ли иск ЗАО «Силуэт» удовлетворению?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: