Прочитайте предложенный текст

Открыть тетрадь, записать число 08.04.2020г. и

тему урока: "Свободная роспись по ткани. История создания".

 

Прочитайте предложенный текст.

На сегодняшний день существует великое множество видов декоративно-прикладного искусства, в список из самых популярных входит батик.

Батик — свободная роспись по ткани (шёлку, хлопку, шерсти) специальными красками. Этот вид искусств пришёл к нам из Индии и Индонезии. В наше время особой популярностью пользуются картины на шёлке, расписанные платки, шарфы и галстуки. Благодаря разнообразию техник и материалов каждый может найти в искусстве батика что-то своё.

3.Просмотрите видеоролик "Холодный батик".

перейдипо ссылке https://www.youtube.com/watch?v=EiEJIpnwbJM

(наведите курсор на ссылку, щелкните по ссылке несколько раз)

 

История батика уходит глубоко корнями в далекое прошлое. Свободную росписьткани в далеком прошлом выполняли исключительно на шелке.

Родиной шелка считают Китай (провинция Шан-Тунг). Шелк еще называют «китайка». Уже в XII в. до Н. э. в Китае изготовлялись тончайшие особо искусственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень долго держали секрет получения шелка. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска ткани и способ получения красителей из растений. Родиной искусства украшения ткани красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым, в свою очередь, и появились разные способы расцвечивания ткани. Так, например, широко распространился способ «бандахари». Перед окрашиванием ткани определенные участки крепко перевязывались суровой нитью (если окраске подлежали небольшие участки ткани) или сама ткань, завязывалась большим крепким узлом. Ткань погружалась в глубокие емкости с красителями, завязанные части не окрашивались. На цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия. Краски для окрашивания делались из растений, из природных материалов.например, краску индиго из листьев тропического кустарника – индигоноски красильной, листья которой похожи на листья нашей акации. Их собирали, бросали в глубокую посуду с теплой водой. Через 5-6 часов на дне посуды образовывался осадок типа густой сметаны. Его высушивали на солнце, затем резали на куски. Это и была индиго – по тем временам одна из самых ценных красок! Сейчас у индиго появилось много производных красок, превосходящих ее по своим свойствам: тиондиго алый, красный, розовый, броминдиго, тиондиго черный и т. д.

Техника «рокети» когда рисунок на ткань наносился горячим воском, затем ткань погружалась в краску, высушивалась, а воск удалялся. Горячий воск при остывании образовывал на поверхности ткани трещины, которые делали рисунок оригинальнее. Эта техника была популярна в Японии в III в. до н. э.. Шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Здесь интересна техника получения узорных тканей. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т.е. получение белого рисунка на цветном фоне. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском; последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, удаляют воск и получают белый рисунок на окрашенном фоне.

 

3.Просмотрите презентацию "История возникновения батика".

(наведите курсор на презентацию, щелкните несколько раз)

 

После первого знакомства русских с шелком прошли столетия. Его везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, поскольку шелковые ткани стоили дорого и на них можно было хорошо заработать. Это учел русский царь Алексей Михайлович. В середине XVII века он попытался развести шелковичных червей под Москвой, в Измайлове. Увы, из царской затеи ничего не вышло. Новые попытки производства шелковых тканей были предприняты в России во время правления Петра I. После персидского похода Петр I приложил немало усилий для организации шелкопрядного дела в России. В 1714 году первая шелкопрядная фабрика начала вырабатывать шелковые ткани. Старейшие шелкоткацкие мануфактуры – Купавинская, Фряновская – располагались вблизи Москвы, и шелковые ткани, изготовленные на них, по качеству не уступали изделиям всемирно известной в то время Лионской мануфактуры. Особое место в конце XIX века занимает предприятие братьев Сапожниковых, прославившееся производством шелковых декоративных высокохудожественных тканей. Это штучные изделия для церковного облачения и придворных церемоний, государственные знамена, иконы и т. д. Уникальные расписные шелковые ткани русских мастеров фабрики Сапожниковых неоднократно представляли текстильное искусство России на международных выставках.

 

4.Просмотрите презентацию "Виды батика"

(наведите курсор на презентацию, щелкните несколько раз)

 

Домашнее задание.

Ответьте на вопросы письменно:
1) Как давно зародилось искусство художественной росписи ткани?

2) Какой процесс предшествовал художественной росписи ткани?

3) Какие страны первыми освоили технику художественной росписи ткани?

4) Когда и кем в России было начато производство шелка?

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: