1. материальные: а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п., б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;
2. нематериальные: а) нормы, б) институты, в) ценности, г) убеждения.
Назовите уровни культуры.
Сообразно видам человеческой деятельности он делит культуру на следующие типы:
1) культура труда и культура досуга;
2) культура экономическая и культура политическая;
3) культура эстетическая и культура нравственная;
4) иные виды культур, связанные со спецификой тех или иных видов деятельности.
По сферам жизнедеятельности человека выделяются:
1) культура семьи и культура производственного коллектива;
2) культура города и культура села.
Каковы разновидности культуры?
Многообразие культур можно классифицировать по-разному:
1) Национальные
2) Мировая
3) Светская
4) Религиозная
5) Западная
6) Восточная
7) Элитарная
8) Народная
9) Массовая.
Перечислите функции культуры.
Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.
|
|
Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.
В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.
Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).
Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.
Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.
Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).
|
|
Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.
Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.
Что дает человеку культура?
Культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества, выступает средством собирания, хранения и передачи человеческого опыта.
Именно культура делает человека личностью. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности проявляется в развитии творческих способностей, эрудиции, понимании произведений искусства, свободном владении родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Карточки-задания
Карточка № 1
1. Что такое личность? Благодаря каким критериям мы сознаем себя как личность?
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни – человек с социально значимыми качествами.
1. в мотивах существует иерархия ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
2. способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.
2. Какие из приведенных статусов являются предписываемыми:
а) падчерица;
б) сын;
в) русский;
г) отец;
д) девочка;
е) принц.
Карточка № 2
1. В чем, на ваш взгляд, разница между понятиями «личность», «индивидуальность», «индивид»?
Индивидом рождаются - человека как отдельная особь, индивидуальность приобретается - человека, с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п., а личностью становятся в процессе социализации - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности.
2. Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:
Личный статус | Социальный статус |
любимый сын, | сантехник, |
ябеда | министр. |
продавец | |
старший сын | |
рыцарь |
Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр.
Карточка № 3
1. Расскажите о различных теориях, которые рассматривают проблему личности.
Психодинамические теории личности
Феноменологическая теория личности
Диспозициональная теория личности
Поведенческие теории личности
Когнитивные теории личности
2. Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но какому именно - социальному, достигаемому, предписанному или смешанному: безработный, 30-летний инвалид, эмигрировавший дворянин, вышедший из рядов компартии, чемпион мира, полицейский, вождь?
|
|
Карточка № 4
1. Дайте определение социализации. Почему, на ваш взгляд, социализация не заканчивается с момента окончательного взросления человека, а продолжается
всю жизнь?
Социализация личности - это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида
Продолжается она всю жизнь, потому что человек всю жизнь чему-то учится, постоянно находясь в обществе, в социуме он постоянно испытывает действие этого самого общества на себя во всех сферах.
2. Ниже перечислены статусы. Все они принадлежат к одному и тому же виду статусов. Но какому именно - социальному, достигаемому, предписанному или смешанному: женщина, космонавт, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица.
Карточка № 5
1. Являются ли агентами социализации следующие лица:
а) продавец;
б) диктор ТВ;
в) надзиратель тюрьмы;
г) сержант в армии.
2. Правда ли что:
1. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям. – нет, я думаю что эти статусы достигаются во много с помощью других людей – хорошего тренера для чемпиона мира, хорошего наставника(учителя) для доктора наук, и продюсера для рок-звезды
2. Предписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Нет, этот статус дается при рождении
3. Статус мужа является достигаемым. – да, это решение человека, становится мужем, или оставаться холостым
4. Актер – смешанный статус. - Да
Карточка № 6
1. Определите вид следующих статусов:
а) Почетный гражданин социальный неформальный
б) Почетный доктор иностранной академии наук социальный формальный ____
в) Родители невесты смешанный ___________________
г) Шафер на свадьбе смешанный ______________
д) Свидетель на свадьбе смешанный _____________________
|
|
2. Каков характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с
доминирующей культурой? Приведите примеры таких взаимодействий.
Культура, субкультура и контркультура. В современном обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством членом общества, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп. Для них характерны специфические средства жизнедеятельности, способы существования. Например, различные этнические, половозрастные, криминальные и т.п. слои и группы создают и используют только им присущие жаргоны, или языковые субкультуры. Можно говорить о существовании в обществе молодежной, мужской и женской, профессиональной, криминальной субкультур.
В ряде случаев субкультура используется, чтобы ограничить себя от других субкультур и культуры общества в целом, и противопоставить себя им. Примером может служить культура аутсайдеров, людей, ставящих себя вне общества (бомжи и др.). В этом случае можно говорить уже не о субкультуре, а о контркультуре.
Карточка № 7
1. Что представляет собой процесс социализации? Выделить основные виды социализации личности.
Социализация личности - это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.
Виды социализации
1.Первичная социализация
2.Ресоциализация
3.Групповая социализация
4.Гендерная социализация
5.Организационная социализация
6.Досрочная социализация
2. Правильны ли следующие суждения:
а) социальные статусы взаимодействуют между собой; - да
б) социальные отношения связывают между собой статусы; - да
в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие; - да
г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями. - да
Карточка № 8
1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:
а) социализация присуща не только человеку, но и животному; - нет
б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте; - нет
в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия. - нет
2. К каким из основных социальных институтов (семья, производство,
государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные
ниже:
Деньги. - Государство
Целибат. - религия
Престолонаследие. - государство
Обмен. - Производство
Адвокатура. - Производство
Побратимство. семья
Банки. - государство
Наставничество. - Образование
Цензура. – государство, образование
Карточка № 9
1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между
собой, и чем объяснить такую связь?
Социальный статус отражает положение отдельного человека или более обширной группы в рамках социальной иерархии. «Социальная роль» тесно связана с понятием статуса и отражает поведение, которое ожидают от человека, который обладает определенным социальным статусом. Чаще всего подчеркивается то, что роль – это не неподвижный, а динамический аспект социального статуса, и когда человек в своей деятельности и поведении соответствует требованиям роли, это говорит о том, что он соответствует и собственному социальному статусу.
2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются
правильными:
а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;
б) один человек обладает множеством статусов;
в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;
г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;
Карточка № 10
1. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и
достигаемые статусы?
Социальный статус отражает положение отдельного человека или более обширной группы в рамках социальной иерархии. Социальный статус имеет определенные, достаточно специфические признаки, которые отличают одного индивида или группу от остальных. Каждый статус обладает своими характеристика, которые опираются на оценку престижа. Таким образом, в современной науке об обществе различают несколько видов социального статуса:
1. Предписанный социальный статус (иными словами, его также называют естественным) – это социальный статус, который связан с рождением человека. Как правило, это прирожденный статус, который наследуется от старшего. Например, национальность индивида, его социальное происхождение в том или ином этносе;
2. Достигаемый социальный статус (приобретенный) – это статус человека, который связан с его социальной активностью, а также теми собственными усилиями, которые он приложил для достижения подобного положения в обществе. Например, сюда можно отнести уровень образования индивида, его профессиональный статус, квалификацию в том или ином направлении деятельности;
2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются
правильными:
а) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях; - нет
б) социальный статус – положение индивида в малой группе; - нет
ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус; - да
в) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует; - да
г) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью. - нет
Карточка № 11
1. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим
влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы
индивидуализации.
Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
Зеньковский В.В. в своей работе «Задачи и средства воспитания», предлагал следующую схему факторов развития личности:
1. Наследственность: а) физическая (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические особенности); б) социальная; в) духовная;
2. Среда: а) социальная наследственность (традиции); б) социальная среда (круг общения); в) географическая среда.
3. Воспитание: а) социальное; б) активность (самовоспитание).
2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях?
а) когда духовное лицо становится депутатом; - нет
б) когда спортсмен курит; - да
в) когда депутат едет в автобусе. - нет
Карточка № 12
1. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек
усваивает больше социальных ролей?
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации. Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых. Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека.
Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Наибольшее количество социальных ролей усваивается в зрелом возрасте
2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях
а) когда министр занимается коммерческой деятельностью; - да
б) когда женщина работает на производстве и занимается ведением
домашнего хозяйства; - нет
в) когда милиционер продает конфискованное оружие? - да
Карточка № 13
1. Дайте характеристики основным видам социальных ролей. Разверните основные положения ролевой теории общества.
Социальной ролью называется сценарий поведения, ожидаемого от индивида. Это поведение определяется нормами, ценностями, правилами и обязанностями, предписываемыми обществом, и соответствующими правами
Основными видами ролей выделены два: межличностные и социальные роли. Межличностные роли определенными типами взаимоотношений, они основываются на эмоциональной подоплеке. К примеру, в данную категорию можно отнести такие роли, как лидеры, любимчики и другие. Социальные роли определяются положением человека в обществе, либо видом его деятельности, или его профессией.
2. Правда ли, что:
- никто не силах изменить пол, расу и национальность? - нет
- мужчина – прирожденный статус? - да
- русский – приписываемый статус? - нет
Карточка № 14
1. Что такое социальный институт? Какие компоненты входят в его структуру?
Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Структуру социального института образуют:
· социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
· совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
· система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
· идеологические обоснования деятельности социального института;
· социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
2. Правда ли, что:
- биологическая национальность может быть вытеснена социально
приобретенной? - да
- возраст не является прирожденным статусом? - нет
- король – достигаемый статус? - нет
-
Карточка № 15
1.Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?
Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции.
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.
Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений.
Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.
Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.
Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.
Взаимосвязи между институтами. Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п.
2. Определите вид статусов:
Русский - Прирожденный
Принц - Предписанный
Мужчина - Прирожденный
Россиянин - Предписанный
Безработный - Смешанный
Любимец женщин - Личный
Красотка - Личный
Лжец - Личный
Преподаватель - Достигаемый
Студент - Достигаемый
Врач - Достигаемый