Практическое занятие по теме
Антибиотики
Актуальность темы
Инфекционные болезни, вызванные микроорганизмами занимают большой процент среди патологий организма человека. Опасность таких заболеваний в широкой распространенности, контактогиозности. Изучение фармакологической характеристики средств, применяемых в терапии инфекционных заболеваний, показания к применению и побочных эффектов будет способствовать формированию навыков по научно обоснованному и рациональному применению лекарственных препаратов при данных заболеваниях.
Цель занятия
После самостоятельного изучения темы студент должен уметь
· анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств.
· Оценивать возможность использования указанных средств по различным показаниям и их побочных эффектов.
· Выписывать рецепты на препараты данной фармакологической группы и обосновать показания к применению.
Исходный уровень знаний:
|
|
Для усвоения материала темы необходимо знать из курса микробиологии виды бактерий, инфекции, которые вызывают различные виды микроорганизмов, из предыдущей лекции значение антисептиков в профилактике инфекционных заболеваний.
Препараты для изучения:
Бета-лактамные антибиотики
Пенициллины
1. Природные:
короткого действия: бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин
продленного действия: бензилпенициллин-бензатин (ретарпен,
бициллины)
2. Полусинтетические:
антистафилококковые (устойчивые к бета-лактамазам): оксациллин и др.
широкого спектра действия: ампициллин, амоксициллин (флемоксин-
солютаб)
с антипсевдомонадной активностью: карбенициллин, пиперациллин
3. Комбинированные антибиотики
а) ампиокс (ампициллин + оксациллин)
б) уназин (ампициллин + сульбактам), амоксиклав, аугментин
(амоксициллин + клавулановая кислота)
Цефалоспорины
1 поколение: цефазолин (кефзол);
2 поколение: цефуроксим натрия (зинацеф);
3 поколение: цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (лонгацеф);
4 поколение: цефепим (максипим).
Карбапенемы: имипенем (тиенам), меропенем (меронем).
Монобактамы: азтреонам (азактам).
Макролиды:
I поколение: (14 членные) эритромицин, олеандомицин
II поколение: (15 членные) азитромицин (сумамед),
рокситромицин (рулид)
(16 членные) джозамицин (вильпрофен солютаб)
мидекамицин (макропен)
Линкозамиды:
I поколение: линкомицин
II поколение: клиндамицин (далацин)
Аминогликозиды:
I поколение: стрептомицин, канамицин, неомицин
II поколение: гентамицин
III поколение: амикацин
IV поколение: изепамицин
Тетрациклины:
I поколение: тетрациклин
|
|
II поколение: доксициклин(юнидокс солютаб), метациклин
Левомицетины: хлорамфеникол (левомицетин, синтомицин)
Рифампицины: рифаксимин
Гликопептиды: ванкомицин
Пребиотики (хилак форте) и пробиотики (бифиформ).
План изучения темы (уяснить и запомнить)
1. определение группы антибиотики, источники получения;
2. принципы химиотерапии. Резервные антибиотики и препараты
выбора. Преодоление резистентности к антибиотикам;
3. осложнения антибиотикотерапии;
4. классификация антибиотиков (механизм действия, спектр);
5. общая характеристика природных пенициллинов;
6. полусинтетические пенициллины общая характеристика;
7. цефалоспорины общая характеристика;
8. карбапенемы, монобактамы общая характеристика;
9. макролиды общая характеристика;
10. линкозамиды общая характеристика;
11. левомицетины общая характеристика;
12. тетрациклины общая характеристика;
13. аминогликозиды общая характеристика;
14. общая характеристика полимиксинов;
15. рифампицины;
16. гликопептиды
17. лечение и профилактика синдрома нарушенного бактериального
роста: пребиотики (Хилак форте) и пробиотики (Бифиформ).
Задание 1 Подпишите группу антибиотиков
№ | Наименование лек.средства | Фармакологическая группа |
1 | Benzylpenicillinum-natrium | , |
2 | Phenoxymethylpenicillinum | |
3 | Bicillinum-5 | |
4 | Oxacillinum | |
5 | Amoxicillinum | |
6 | Amoxiclavum | |
7 | Cefaclorum | |
8 | Ceftazidimum | |
9 | Erythromycinum | |
10 | Azithromycinum | |
11 | Clindamycini phosphas | |
12 | Gentamycini sulfas | |
13 | Tetracyclinum | |
14 | Doxycyclini hydrochloridum | |
15 | Chloramphenicolum (Laevomycetinum) |
Задание 2 Решение задач ( см.правила разведения антибиотиков в приложении)
Разведение антибиотиков (классическое)
пенициллины короткого действия разводят в растворе
0,25-5% новокаина из расчета 100000 ЕД в 1 мл
Задача№1: Во флаконе содержится 1 000 000 ЕД.
Назначение врача: пациенту необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД.
вопросы:
в каком количестве растворителя необходимо развести пенициллин?
сколько мл вы наберете в шприц?
сколько остается во флаконе ЕД?
сколько остается мл во флаконе?
Ответ: 10 мл; 0.9 мл; 910 000 ЕД; 9.1 мл
Самостоятельное решение задачи
Пациенту назначен антибиотик для внутримышечного введения в дозе 400 000 ЕД 2 раза день. Перед введением развести в 0,5% раствора новокаина. Курс лечения 7 дней. Форма выпуска 250 000 ЕД во флаконе, формы выпуска новокаина 0,5% раствор по 5 мл в ампулах №10 и раствор для инъекции 5 мг/ мл 5 мл. (эквивалентна ли концентрация?)
Вопросы:
o В каком количестве растворителя необходимо развести антибиотик (классическое 100 000 ЕД в 1 мл)?
o Сколько миллилитров вы наберете в шприц?
o Сколько флаконов антибиотика необходимо на курс лечения?
o Сколько ампул новокаина необходимо приобрести на курс (выполните расчет для формы выпуска 1 и формы выпуска 2?
o Сколько упаковок?
o Сколько ампул новокаина останется?
Образец решения задач на расчет доз:
Выписать канамицина сульфат во флаконах по 1 г. Содержимое флакона растворить в 5 мл 0,5 % раствора новокаина. Вводить внутримышечно 3 раза в сутки. Масса тела ребенка 20 кг.
Задание: Определить объем однократного введения, если разовая доза канамицина сульфата 15 мг/кг массы тела.
Rp.: Kanamycini sulfatis 1,0
D.t.d. N 10
S. Вводить внутримышечно по X мл 3 раза в сутки.
1 определение разовой дозы:
1 г канамицина сульфата растворяем в 5 мл 0,5 % раствора новокаина. Ребенок с массой тела 20 кг должен получить 0,015 г х 20 кг = 0,3 г канамицина сульфата.
2 определение разового объема введения раствора:
составим пропорцию:
1,0 г — 5 мл
0,3 г — X мл
X = 0,3 х 5 / 1 = 1,5 мл, что и является объемом для однократного введения.
Решение задач по двум вариантам (первый вариант нечетные номера, второй вариант четные номера по списку в журнале)
|
|
1 вариант | Задача 1 Выписать гентамицин сульфат. Разовая доза 0,4 мг/ кг веса. Масса тела больного 70 кг. Назначить внутримышечно 2 раза в день Форма выпуска раствор 4 % 1 мл в ампулах № 10. Решение Rp: |
Задача 2. Выписать мидекамицин ребенку 16 кг веса. Суточная доза 50 мг/кг веса, разделяется на 2 приема, принимать до еды. Форма выпуска таб. 400 мг № 8 (или суспензия 175 мг / 5 мл). Решение Rp: | |
Задача 3 Выписать ампициллин-натриевую соль для ребенка массой тела 32 кг. Назначить внутримышечно 4 раза в сутки, перед введением развести в 5 мл воды для инъекций. Суточная доза 50 мг/кг веса тела. Форма выпуска флакон с порошком 0,5. Решение Rp: | |
2 вариант | Задача 4 Выписать канамицин сульфат во флаконе 1,0. содержание флакона растворить в 5 мл 0,5 % раствора новокаина. Вводить внутримышечно 4 раза в день. Определить объем однократного введения, если разовая доза 50 мг/ кг. Масса ребенка 20 кг. Решение Rp: |
Задача 5 Выписать рокситромицин внутрь до еды ребенку массой тела 20 кг. Суточная доза 5 мг/кг веса на 2 приема. Длительность курса 5 дней. Форма выпуска таблетки по 0,15. Решение Rp: | |
Задача 6. Сколько надо выписать флаконов бензилпенициллина-натриевой соли на курс лечения 5 дней, если больному назначено по 300000 ЕД (единиц действия) 6 раза в день. Форма выпуска 1млн Е.Д.? Решение Rp: |
Задание 3 Решите Ситуационные задачи
1. Студент мединститута в домашних условиях начал введение пенициллина жене по поводу воспаления легких. Через несколько минут после введения одной дозы пенициллина у больной отмечались чувство жжения во всем теле, тошнота, головокружение, общая слабость. Вскоре она потеряла сознание, появились рвота, пена изо рта, отек век и губ, обнаружились признаки острого нарушения сердечно-сосудистой деятельности, посинели кожные покровы, на лице выступил холодный пот.
После проведенной искусственной вентиляции легких состояние несколько улучшилось, порозовела кожа. Но вскоре появились судороги мышц лица, конечностей, губы и ногти вновь стали синюшными, артериальное давление резко упало. Через несколько часов больная умерла.
|
|
Что произошло в данном случае?
Какая ошибка была допущена при введении лекарства?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Для лечения пневмонии был назначен антибиотик широкого спектра действия. Через несколько дней больной пожаловался на чувство жжения, сухость слизистой оболочки полости рта, болезненность и затруднение при глотании. При осмотре выявилось: пораженная слизистая оболочка полости рта гиперемирована, на ней блестящие белые точки, сливающиеся в пленки зеленовато-бурого цвета. Слизистая оболочка под пленками разрыхлена, эрозирована.
Что принимал больной?
Какая ошибка была допущена при назначении данного препарата?
______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 Выписать в рецептах антибиотики по данному заданию и указать группу
1вариант | 1. Антибиотик из группы пенициллинов длительного действия 2. Антибиотик из группы цефалоспоринов 3. Антибиотик из группы монобактамов 4. Антибиотик из группы тетрациклинов 5. Антибиотик из группы аминогликозидов |
2 вариант | 1. Антибиотик из группы пенициллинов короткого действия 2. Антибиотик из группы карбопенемов 3. Антибиотик из группы макролидов 4. Антибиотик из группы левомицетинов 5. Защищенный антибиотик из группы полусинтетических пенициллинов |
Заполните таблицу: Глоссарий
термины | понятие |
резистентность | |
спектр действия | |
бактерицидное действие | |
препараты солютаб | |
пребиотики | |
пробиотики | |
дизбактериоз | |
суперинфекция | |
аллергия | |
фотосенсибилизация | |
тератогенный эффект | |
поколение препаратов | |
диспепсия | |
эндолюмбальный путь введения | |
пролонгированное действие | |
защищенные пенициллины |
Вопросы для самоконтроля
1. особенности спектра действия, и применения в сравнении с природными пенициллинами полусинтетических пенициллинов;
2. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие природных пенициллинов;
3. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие макролидов;
4. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие цефалоспоринов;
5. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие тетрациклинов;
6. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие левомицетинов;
7. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие линкозамидов;
8. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие аминогликозидов;
9. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие противогрибковых антибиотиков;
10. принципы химиотерапии (преодоление резистентности, препараты выбора и резерва).
Источники информации
1. Материалы лекций
2. Виноградов В.М. Фармакология с рецептурой. Санкт-Петербург. Спец.
Лит.,2019 стр. 145-188
3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М. Медицина 2018
4. Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре. Уч. пособие для
медицинских училищ и колледжей. Ростов-на-Дону. Феникс.2018