Решение задач по двум вариантам ( первый вариант нечетные номера, второй вариант четные номера по списку в журнале)

Практическое занятие по теме

 

Антибиотики

Актуальность темы

Инфекционные болезни, вызванные микроорганизмами занимают большой процент среди патологий организма человека. Опасность таких заболеваний в широкой распространенности, контактогиозности. Изучение фармакологической характеристики средств, применяемых в терапии инфекционных заболеваний, показания к применению и побочных эффектов будет способствовать формированию навыков по научно обоснованному и рациональному применению лекарственных препаратов при данных заболеваниях.

 

Цель занятия

После самостоятельного изучения темы студент должен уметь

· анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств.

· Оценивать возможность использования указанных средств по различным показаниям и их побочных эффектов.

· Выписывать рецепты на препараты данной фармакологической группы и обосновать показания к применению.

 

Исходный уровень знаний:

Для усвоения материала темы необходимо знать из курса микробиологии виды бактерий, инфекции, которые вызывают различные виды микроорганизмов, из предыдущей лекции значение антисептиков в профилактике инфекционных заболеваний.

Препараты для изучения:

Бета-лактамные антибиотики

Пенициллины

1. Природные:

короткого действия: бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин

продленного действия: бензилпенициллин-бензатин (ретарпен, 

 бициллины)

2. Полусинтетические:

антистафилококковые (устойчивые к бета-лактамазам): оксациллин и др.

широкого спектра действия: ампициллин, амоксициллин (флемоксин-

солютаб)

с антипсевдомонадной активностью: карбенициллин, пиперациллин

3. Комбинированные антибиотики

а) ампиокс (ампициллин + оксациллин)

б) уназин (ампициллин + сульбактам), амоксиклав, аугментин

 (амоксициллин + клавулановая кислота)

Цефалоспорины

1 поколение: цефазолин (кефзол);

2 поколение: цефуроксим натрия (зинацеф);

3 поколение: цефотаксим (клафоран), цефтриаксон (лонгацеф);

4 поколение: цефепим (максипим).

Карбапенемы: имипенем (тиенам), меропенем (меронем).

Монобактамы: азтреонам (азактам).

Макролиды:

I поколение: (14 членные) эритромицин, олеандомицин

II поколение: (15 членные) азитромицин (сумамед),

 рокситромицин (рулид)

(16 членные) джозамицин (вильпрофен солютаб)

мидекамицин (макропен)

Линкозамиды:

I поколение: линкомицин

II поколение: клиндамицин (далацин)

Аминогликозиды:

I поколение: стрептомицин, канамицин, неомицин

II поколение: гентамицин

III поколение: амикацин

IV поколение: изепамицин

Тетрациклины:

I поколение: тетрациклин

II поколение: доксициклин(юнидокс солютаб), метациклин

Левомицетины: хлорамфеникол (левомицетин, синтомицин)

   Рифампицины: рифаксимин

   Гликопептиды: ванкомицин

Пребиотики (хилак форте) и пробиотики (бифиформ).

 

План изучения темы (уяснить и запомнить)

1. определение группы антибиотики, источники получения;

2. принципы химиотерапии. Резервные антибиотики и препараты

       выбора. Преодоление резистентности к антибиотикам;

3. осложнения антибиотикотерапии;

4. классификация антибиотиков (механизм действия, спектр);

5. общая характеристика природных пенициллинов;

6. полусинтетические пенициллины общая характеристика;

7. цефалоспорины общая характеристика;

8. карбапенемы, монобактамы общая характеристика;

9. макролиды общая характеристика;

10. линкозамиды общая характеристика;

11. левомицетины общая характеристика;

12. тетрациклины общая характеристика;

13. аминогликозиды общая характеристика;

14. общая характеристика полимиксинов;

15. рифампицины;

16. гликопептиды

17. лечение и профилактика синдрома нарушенного бактериального

        роста: пребиотики (Хилак форте) и пробиотики (Бифиформ).

                     

Задание 1 Подпишите группу антибиотиков

Наименование лек.средства Фармакологическая группа
1 Benzylpenicillinum-natrium ,
2 Phenoxymethylpenicillinum  
3 Bicillinum-5  
4 Oxacillinum   
5 Amoxicillinum   
6 Amoxiclavum   
7 Cefaclorum     
8 Ceftazidimum   
9 Erythromycinum    
10 Azithromycinum      
11 Clindamycini phosphas          
12 Gentamycini sulfas                 
13 Tetracyclinum  
14 Doxycyclini hydrochloridum  
15 Chloramphenicolum (Laevomycetinum)  

 

Задание 2 Решение задач ( см.правила разведения антибиотиков в приложении) 

 

Разведение антибиотиков (классическое)

пенициллины короткого действия разводят в растворе

0,25-5% новокаина из расчета 100000 ЕД в 1 мл

 

Задача№1: Во флаконе содержится 1 000 000 ЕД.

Назначение врача: пациенту необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД.

вопросы:

 в каком количестве растворителя необходимо развести пенициллин?

 сколько мл вы наберете в шприц?

сколько остается во флаконе ЕД?

 сколько остается мл во флаконе?

Ответ: 10 мл; 0.9 мл; 910 000 ЕД; 9.1 мл

Самостоятельное решение задачи

Пациенту назначен антибиотик для внутримышечного введения в дозе 400 000 ЕД 2 раза день. Перед введением развести в 0,5% раствора новокаина. Курс лечения 7 дней. Форма выпуска 250 000 ЕД во флаконе, формы выпуска новокаина 0,5% раствор по 5 мл в ампулах №10 и раствор для инъекции 5 мг/ мл 5 мл. (эквивалентна ли концентрация?)

Вопросы:

o В каком количестве растворителя необходимо развести антибиотик (классическое 100 000 ЕД в 1 мл)?

o Сколько миллилитров вы наберете в шприц?

o Сколько флаконов антибиотика необходимо на курс лечения?

o Сколько ампул новокаина необходимо приобрести на курс (выполните расчет для формы выпуска 1 и формы выпуска 2?

o Сколько упаковок?

o Сколько ампул новокаина останется?

Образец решения задач на расчет доз:

Выписать канамицина сульфат во флаконах по 1 г. Содержимое флакона растворить в 5 мл 0,5 % раствора новокаина. Вводить внутримышечно 3 раза в сутки. Масса тела ребенка 20 кг.

Задание: Определить объем однократного введения, если разовая доза канамицина сульфата 15 мг/кг массы тела.

Rp.: Kanamycini sulfatis 1,0

  D.t.d. N 10

  S. Вводить внутримышечно по X мл 3 раза в сутки.

1 определение разовой дозы:

1 г канамицина сульфата растворяем в 5 мл 0,5 % раствора новокаина. Ребенок с массой тела 20 кг должен получить 0,015 г х 20 кг = 0,3 г канамицина сульфата.

2 определение разового объема введения раствора:

составим пропорцию:

1,0 г — 5 мл

0,3 г — X мл

X = 0,3 х 5 / 1 = 1,5 мл, что и является объемом для однократного введения.

Решение задач по двум вариантам (первый вариант нечетные номера, второй вариант четные номера по списку в журнале)

1 вариант

Задача 1  Выписать гентамицин сульфат. Разовая доза 0,4 мг/ кг веса. Масса тела больного 70 кг. Назначить внутримышечно 2 раза в день Форма выпуска раствор 4 % 1 мл в ампулах № 10. Решение Rp:
Задача 2. Выписать мидекамицин ребенку 16 кг веса. Суточная доза 50 мг/кг веса, разделяется на 2 приема, принимать до еды. Форма выпуска таб. 400 мг № 8 (или суспензия 175 мг / 5 мл). Решение Rp:
Задача 3 Выписать ампициллин-натриевую соль для ребенка массой тела 32 кг. Назначить внутримышечно 4 раза в сутки, перед введением развести в 5 мл воды для инъекций. Суточная доза 50 мг/кг веса тела. Форма выпуска флакон с порошком 0,5. Решение Rp:

2 вариант

Задача 4 Выписать канамицин сульфат во флаконе 1,0. содержание флакона растворить в 5 мл 0,5 % раствора новокаина. Вводить внутримышечно 4 раза в день. Определить объем однократного введения, если разовая доза 50 мг/ кг. Масса ребенка 20 кг. Решение   Rp:
Задача 5 Выписать рокситромицин внутрь до еды ребенку массой тела 20 кг. Суточная доза 5 мг/кг веса на 2 приема. Длительность курса 5 дней. Форма выпуска таблетки по 0,15. Решение Rp:
Задача 6. Сколько надо выписать флаконов бензилпенициллина-натриевой соли на курс лечения 5 дней, если больному назначено по 300000 ЕД (единиц действия) 6 раза в день. Форма выпуска 1млн Е.Д.? Решение   Rp:

 

Задание 3 Решите Ситуационные задачи

1. Студент мединститута в домашних условиях начал введение пенициллина жене по поводу воспаления легких. Через несколько минут после введения одной дозы пенициллина у больной отмечались чувство жжения во всем теле, тошнота, головокружение, общая слабость. Вскоре она потеряла сознание, появились рвота, пена изо рта, отек век и губ, обнаружились признаки острого нарушения сердечно-сосудистой деятельности, посинели кожные покровы, на лице выступил холодный пот.

После проведенной искусственной вентиляции легких состояние несколько улучшилось, порозовела кожа. Но вскоре появились судороги мышц лица, конечностей, губы и ногти вновь стали синюшными, артериальное давление резко упало. Через несколько часов больная умерла.

Что произошло в данном случае?

Какая ошибка была допущена при введении лекарства?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2. Для лечения пневмонии был назначен антибиотик широкого спектра действия. Через несколько дней больной пожаловался на чувство жжения, сухость слизистой оболочки полости рта, болезненность и затруднение при глотании. При осмотре выявилось: пораженная слизистая оболочка полости рта гиперемирована, на ней блестящие белые точки, сливающиеся в пленки зеленовато-бурого цвета. Слизистая оболочка под пленками разрыхлена, эрозирована.

Что принимал больной?

Какая ошибка была допущена при назначении данного препарата?

______________________________________________________________________________________________________________________________

  Задание 4 Выписать в рецептах антибиотики по данному заданию и указать группу

 

1вариант 1. Антибиотик из группы пенициллинов длительного действия 2. Антибиотик из группы цефалоспоринов 3. Антибиотик из группы монобактамов 4. Антибиотик из группы тетрациклинов 5. Антибиотик из группы аминогликозидов
2 вариант 1. Антибиотик из группы пенициллинов короткого действия 2. Антибиотик из группы карбопенемов 3. Антибиотик из группы макролидов 4. Антибиотик из группы левомицетинов 5. Защищенный антибиотик из группы полусинтетических пенициллинов

                                     

Заполните таблицу: Глоссарий

термины   понятие
резистентность  
спектр действия  
бактерицидное действие  
препараты солютаб  
пребиотики  
пробиотики  
дизбактериоз  
суперинфекция  
аллергия  
фотосенсибилизация  
тератогенный эффект  
поколение препаратов  
диспепсия  
эндолюмбальный путь введения  
пролонгированное действие  
защищенные пенициллины  

Вопросы для самоконтроля

 

1. особенности спектра действия, и применения в сравнении с природными пенициллинами полусинтетических пенициллинов;

2. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие природных пенициллинов;

3. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие макролидов;

4. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие цефалоспоринов;

5. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие тетрациклинов;

6. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие левомицетинов;

7. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие линкозамидов;

8. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие аминогликозидов;

9. спектр действия, основные показания к применению, побочное действие противогрибковых антибиотиков;

10. принципы химиотерапии (преодоление резистентности, препараты выбора и резерва).

Источники информации

1. Материалы лекций

2. Виноградов В.М. Фармакология с рецептурой. Санкт-Петербург. Спец.

Лит.,2019 стр. 145-188

3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М. Медицина 2018

4. Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре. Уч. пособие для

 медицинских училищ и колледжей. Ростов-на-Дону. Феникс.2018

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: