Содержание
Паспорт программы…………………………………………………….……...3
Пояснительная записка…………………………………………...……..............13
Учебный план……………………………………………………........................19
Содержание учебного материала …………………………….……..................26
Методическое обеспечение программы……………………………………….43
-Требования техники безопасности в процессе реализации
программы…………………………………………………...……….……..43
-Организация мероприятий с обучающимися и родителями
вне учебного плана ………………………….............……….……..........49
-Иные методические материалы……………………………………………….52
Оценочные материалы. Система текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся…………………………...............57
Перечень информационного и материально-технического
обеспечения реализации программы……………….……………...…………63
Список литературы и интернет-ресурсов …………………………………….65
Паспорт программы
| Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Автомоделирование» |
| Направленность | Техническая |
| Тип программы | Разноуровневая образовательная программа, |
| Автор - составитель программы | Педагог дополнительного образования Морозов Михаил Александрович |
| Цель и задачи программы | Цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной к инженерному подходу в решении сложных технических задач и жизненных ситуаций, в процессе приобщения к технике, автомоделированию и автомодельному спорту. Обучающие: - обучить умению планировать свою работу; - обучить способам разработки и построения чертежей; - обучить приемам и технологии изготовления моделей; - обучить безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами; - изучить техническую терминологию, устройство автомобилей и механизмов; - изучить правила соревнований по автомодельному спорту. Развивающие: - развить у детей элементы технического мышления, изобретательности, рационализаторства, творческой инициативы; - развить умение управления моделью автомобиля, рулем в зависимости от состояния покрытия трассы; - развить умение самостоятельной работы с технической литературой чертежами; Воспитательные: - воспитывать уважение к трудовой деятельности и людям труда; - воспитывать культуру межличностных отношений, - сформировать чувства коллективной ответственности, взаимопомощи; - воспитать волю, чувство самоконтроля, стремление к достижению поставленных целей |
| Краткое содержание программы | Программа состоит из трех уровней: 1 уровень стартовый «Первые шаги в автомоделирование» 2 уровень базовый «Простейшие модели автомобилей» 3 уровень продвинытый «Кордовые модели автомобилей и аэросаней» Предлагаемая программа дает возможность изучить основы автомоделирования, научить воспитанников проектировать и строить модели автомобилей и аэросаней. Участвовать в соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровней, стать спортсменом-разрядником, судьей по спорту. В процессе изготовления модели воспитанник готовит графические документы (чертежи, рисунки, схемы, технологические карты) проводит поиск оптимальной конструкции корпуса модели, технологии ее изготовления. На протяжении всего этапа изготовления модели воспитанник осуществляет самоконтроль и оценку своей деятельности. В завершение он представляет модель на техническую оценку и защищает свою работу перед жюри. Учитывается возраст ребят в младшей группе 10-12лет, их психологические особенности, программой предусмотрено изготовление несложной модели автомобиля и участие с ней в объединенческих соревнованиях уже через четыре месяца, получение конкретного, законченного результата своих занятий, на данном этапе, в объединении. В конце первого года обучения предполагается участие в городских соревнованиях и выставках. Программа второго года обучения предусматривает изготовление гоночных моделей с двигателями внутреннего сгорания и радиоуправляемых моделей, участие в соревнованиях, выставках городского и областного уровней. Программа третьего года обучения предусматривает изготовление моделей-копий для участия в соревнованиях, выставках, конкурсах не только городского и областного, но и Всероссийского уровней. В тематическом плане учебный процесс изготовления моделей представлен набором последовательных тем,с помощью которых несложно отследить технологию изготовления моделей. Теоретические занятия непосредственно связаны с практической частью. Учитывая развитие современного образования, в частности новые технологии компьютерного обучения, в программе использованы компьютерные занятия по проектированию как отдельных деталей и узлов, так ив целом моделей - это прекрасная мотивация для ребят к самообразованию, смена обстановки обучения. В то же время на занятиях по практическому вождению и запуску моделей обучающиеся развивают быстроту реакции, что помогает им в управлении моделями, запуск кордовых моделей способствует развитию опорно-двигательного аппарата, что немаловажно для бурно развивающегося детского организма. |
| Ожидаемые результаты | Личностные: - осознание ценности технических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в технической среде; - готовность к профессиональному выбору. Метапредметные: Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умение управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - умение оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - умение производить поиск необходимой информации, анализировать. Коммуникативные УУД: - умение взаимодействовать в группе: определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Предметные Обучающиеся должны знать: После первого года обучения - историю развития автомобилестроения; -основные элементы конструкции автомобиля; - техническую терминологию; - основы черчения; - технологию конструкционных материалов, применяемых в автомоделировании; - технологию изготовления и регулировки простейших автомоделей; - безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами; - правила соревнований по автомодельному спорту для изготовленных моделей. После второго года обучения - историю развития автомодельного спорта и правила проведения соревнований по автомодельному спорту; - основы конструирования и проектирования; - методы расчета конструкций, деталей и узлов моделей; - технические приемы изготовления узлов и деталей автомоделей; - электродвигатели, их марки, применяемые в автомоделизме, - источники питания электродвигателей для моделей; - модельные двигатели внутреннего сгорания: - безопасные приемы работы с оборудованием, инструментом, зарядным устройством; После третьего года обучения - принцип работы и технологию изготовления кордовых моделей автомобиля; - правила соревнований по автомодельному спорту в полном объеме: устройство и эксплуатацию микролитражных двигателей внутреннего сгорания; - принцип и действие законов физики при проектировании и строительстве автомоделей. Обучающиеся должны уметь: После первого года обучения - читать сборочный чертеж модели; - разрабатывать простой чертеж детали; - самостоятельно пользоваться специальной литературой; - планировать порядок рабочих операций; - изготавливать простые детали и узлы ручным инструментом и на сверлильном и токарном станках; - регулировать модель на трассе; - доводить начатое дело до конца; -обращаться (при необходимости) за помощью к товарищам; выполнять поручение коллектива, работать в группе. После второго года обучения - разрабатывать чертежи сложной модели, выполнять расчеты; - изготавливать корпус модели 2 способами (паяный из жести, клееный из стеклопластика); - изготавливать сложные детали и узлы с помощью инструмента, на токарном и сверлильном станках; - правильно использовать погодные условия при запуске моделей; - запускать и регулировать модельные двигатели внутреннего сгорания; - оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим ребятам; - работать в коллективе, адекватно оценивать свое место в нем; После третьего года обучения - проектировать самостоятельно модель автомобиля; - регулировать и запускать кордовые - гоночные модели. |
| Продолжительность реализации программы | Продолжительность образовательного процесса в школах города - течение одного учебного года; в учреждении дополнительного образования – 3 года. |
| Режим занятий | Программа предусматривает двухчасовые занятия два раза в неделю на базе учреждения дополнительного образования и по 1 часу один раз в неделю на базе школ города. Максимальная наполняемость группы – 11 человек. |
| Возраст и категория обучающихся | Дети школьного возраста, 10-16 лет |
| Формы организации образовательной деятельности, наполняемость групп | Занятия по программе проходят в форме учебных занятий: по передаче и закреплению знаний, применяя беседы, экскурсий, презентаций; творческой мастерской: работа с бумагой, металлом, древесиной; выполняют простейшие построения с использованием линейки и угольника. Участвуя в соревнованиях, учатся регулировать и запускать модели. Основной метод практической работы - фронтальный: все обучающиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам объединения. Изготавливаемые модели должны быть посильны. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.Максимальная наполняемость группы – 8 человек. |
| Дата создания программы | 2019 год |
| Материально техническое обеспечение | Для организации занятий необходимы следующие условия: Оборудование: - Металлорежущие станки: фрезерный, токарный, сверлильный, - Сушильный шкаф, муфельная печь. - Заточной станок. - Циркулярно-строгальный станок. - Компрессор и краскопульт для окраски. - Тиски. - Верстак. - Вытяжной шкаф. - Бормашина. - Зарядное устройство и источники питания. - 3Д принтер. - 3Д фрезерный станок - станок лазерной резки и гравировки - Портативные компьютеры - 10-12 посадочных мест. Инструменты: Слесарный: - набор отверток, - гаечных ключей, - ножницы по металлу, - зубила, ножовки по металлу, - напильники, - надфили, - плоскогубцы, - круглогубцы, - кусачки. Столярный: - рубанки, - стамески, - молотки, - киянки. Для металлорежущих станков: - сверла, фрезы, - резьбонарезной инструмент, - развертки, накатки, резцы. Измерительный инструмент: - штангенциркули, - микрометры, - нутромеры, - линейки. Разное: - струбцины, - пинцеты, - зажимы, - скальпели, - ножи, - ножницы, - паяльники. Материалы: - древесина (липа), - металлопрокат (лист, утолок, пруток, труба), - стеклоткань, - пенопласт, - полиэтилен, - полистирол, - оргстекло, - фанера, - жесть, - эпоксидная смола, - лаки, краски, - клей ПВА, - грунтовка, - шпаклевка, - проволока медная, латунная, стальная, - припои оловянные и тугоплавкие. Модельная техника: - Микроэлектродвигатели для моделей. - Модельные двигатели внутреннего сгорания |
| Адресат деятельности | Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр туризма и детского творчества» города Ялуторовска 627010, Тюменская область, город Ялуторовск, улица Революции, дом 96 Тел. 8 (34535) 2-01-93 |
Пояснительная записка






