Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по автомодельному спорту «Автомоделирование» является разноуровневой, относится к программам технической направленности и предназначена для реализации на базе школ и учреждений дополнительного образования.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы.

     Программа разработана и реализуется в соответствие с Федеральным законом от Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. 26.07.2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; типовым положением о дополнительном образовании (письмо МО и НРФ от 11 декабря 2006г.N06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

При разработке учитывались требования к структуре программ дополнительного образования (письмо МО и НРФ от 11 декабря 2006 г. N06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей») и критерии оценки в выставках и соревнованиях по техническому творчеству разного уровня.

     Автомодельный спорт - это технический вид спорта, включающий в себя постройку моделей автомобилей и участие с ними в соревнованиях на специально оборудованных кордодромах и трассах, а также эффективный путь развития интереса к технике, техническому творчеству, воспитания личностных качеств у обучающихся, приобретения ими трудовых и конструкторских навыков.

Реализация программы актуальна для:

 

1. Обучающихся -для наиболее полного удовлетворения естественного интереса к автомодельному спорту, технике и техническому творчеству, удовлетворения базовых витальных потребностей обучающихся в самовыражении и интеграции в социум.

2. Родителей обучающихся - в современных условиях развития технического прогресса, когда дети вне школы оказываются изолированными, все больше уделяя свободное время компьютерным играм, попадают под влияние агрессивных интернет технологий, тем самым все больше становясь потребителями этого продукта, все дальше уходя от реальности. Реализация программы направлена на развитии созидательной, продуктивной деятельности, посредством занятий техническим творчеством приобретаются конструкторско-технологические навыки, последовательно подводящие ребенка к ориентации осмысленного выбора будущей профессии: инженера-конструктора, технолога-машиностроителя и многим другим профессиям данного профиля.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. занятия по данной программе решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса обучающихся. В учреждении ежегодно совершенствуется материально – техническая база, создаются условия для изготовления автомоделей, отвечающих современным техническим требованиям.В связи с данными обстоятельствами, программа корректируется, дополняется и предела в техническом развитии детей, нет.

Новизной  программы «Автомоделирование» является то, что впервые включен уровень «Первые шаги в автомоделирование». В настоящее время автомоделирование приобрело большую популярность среди молодежи и школьников

    Отличительная особенность программы

заключается в том, что обучающиеся не просто строят свою модель, выбирая при этом направление в автомодельном спорте: гоночные, радиоуправляемые или модели-копии. Изготавливая модели своими руками, приобретая навыки работы мерительными и слесарными инструментами, выполняют токарные и фрезерные работы, по сложности не уступающие уровню 4-6 разрядов рабочих станочников, пройдя всю цепочку операций и осмысления технологических процессов постройки моделей автомобилей как аналог постройки настоящих автомобилей, изучая при этом двигатели внутреннего сгорания, аэродинамику, теорию движения моделей и их настройки, все это поможет им в самостоятельной жизни и труде. А свои первые шаги в автомодельном спорте ребята делают на первом году обучения.

 


Цели и задачи

Цель программы:

· воспитание социально-адаптированной личности, способной к инженерному подходу в решении сложных технических задач и жизненных ситуаций, в процессе приобщения к технике, автомоделированию и автомодельному спорту.

 

Задачи программы:

Образовательные:

· изучение истории развития техники и автомобилестроения

· ознакомление обучающихся с современными конструкционными материалами, их свойствами и методами обработки

· обучить приемам проектирования, конструирования высокотехнологичных деталей, узлов и механизмов на примере изготовления модели

· обучить безопасным приемам работы с оборудованием и
инструментами;

· изучить техническую терминологию, устройство типовых технических узлов, деталей и механизмов на примере автомобиля и спортивных автомоделей

· привить навыки самостоятельной работы с технической литературой и чертежами

· изучить правила соревнований и базовые понятия автомодельного спорта

· изучить технику спортивной подготовки, тренировочного процесса и участия в соревнованиях по автомодельному спорту

Развивающие:

· развитие у обучающихся элементов технического мышления, изобретательности, рационализаторства, творческой инициативы

· развитие волевых качеств (терпение, усердие, усидчивость) в работе над моделью и усвоении знаний

· развитие способности  к самостоятельному творческому поиску

· развитие навыков межличностного общения

· развитие навыков управления спортивной моделью автомобиля

Воспитательные:

· воспитание уважение к трудовой деятельности и людям труда;

· формирование чувства коллективной ответственности, взаимопомощи;

· воспитание воли, чувства самоконтроля, стремления к достижению поставленных целей;

· воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности на примере истории великих русских конструкторов и изобретателей;

· формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности трудовой деятельности.

 


Возраст обучающихся

Группы обучения комплектуется из обучающихся 10-12 лет - первый год обучения; 13-18 лет - совершенствующих своё мастерство в постройке более сложных моделей и участвующих в соревнованиях высокого ранга.

Принимаются все желающие, не имеющие отклонений в физическом и психическом развитии, проявляющие интерес к техническому творчеству и желающие получить знания, умения и навыки по предлагаемой программе обучения.

Сроки реализации программы

Продолжительность образовательного процесса в школах города - течение одного учебного года; в учреждении дополнительного образования – 3 года.  

Режим занятий

Программа предусматривает двухчасовые занятия два раза в неделю на базе учреждения дополнительного образования и по 1 часу один раз в неделю на базе школ города. Максимальная наполняемость группы – 11 человек.

Формы проведения занятий

Занятия по программе проходят в форме учебных занятий: по передаче и закреплению знаний, применяя беседы, экскурсий, презентаций; творческой мастерской: работа с бумагой, металлом, древесиной; выполняют простейшие построения с использованием линейки и угольника. Участвуя в соревнованиях, учатся регулировать и запускать модели.

Основной метод практической работы - фронтальный: все обучающиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам объединения. Изготавливаемые модели должны быть посильны. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию.      

Методы обучения

Следует применять такие как эвристическая беседа, объяснение, самостоятельные и практические работы, демонстрация.

Ожидаемые результаты

Личностные:

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде;

- готовность к профессиональному выбору.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- умение оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- умение производить поиск необходимой информации, анализировать.

Коммуникативные УУД:

- умение взаимодействовать в группе: определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

 

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

После первого года обучения

- историю развития автомобилестроения;

-основные элементы конструкции автомобиля;

- техническую терминологию;

- основы черчения;

- технологию конструкционных материалов, применяемых в

автомоделировании;

- технологию изготовления и регулировки простейших автомоделей;

- безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами;

- правила соревнований по автомодельному спорту для

изготовленных моделей.

После второго года обучения

- историю развития автомодельного спорта и правила проведения

соревнований по автомодельному спорту;

- основы конструирования и проектирования;

- методы расчета конструкций, деталей и узлов моделей;

- технические приемы изготовления узлов и деталей автомоделей;

- электродвигатели, их марки, применяемые в автомоделизме,

- источники питания электродвигателей для моделей;

- модельные двигатели внутреннего сгорания:

- безопасные приемы работы с оборудованием, инструментом,

зарядным устройством;

После третьего года обучения

- принцип работы и технологию изготовления кордовых моделей автомобиля;

- правила соревнований по автомодельному спорту в полном объеме:

устройство и эксплуатацию микролитражных двигателей

внутреннего сгорания;

- принцип и действие законов физики при проектировании и
строительстве автомоделей.

Обучающиеся должны уметь:

После первого года обучения

- читать сборочный чертеж модели;

- разрабатывать простой чертеж детали;

- самостоятельно пользоваться специальной литературой;

- планировать порядок рабочих операций;

- изготавливать простые детали и узлы ручным инструментом и на

сверлильном и токарном станках;

- регулировать модель на трассе;

- доводить начатое дело до конца;

-обращаться (при необходимости) за помощью к товарищам;
выполнять поручение коллектива, работать в группе.

После второго года обучения

- разрабатывать чертежи сложной модели, выполнять расчеты;

- изготавливать корпус модели 2 способами (паяный из жести, клееный из

стеклопластика);

- изготавливать сложные детали и узлы с помощью инструмента, на токарном и сверлильном станках;

- правильно использовать погодные условия при запуске моделей;

- запускать и регулировать модельные двигатели внутреннего сгорания;

- оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим ребятам;

- работать в коллективе, адекватно оценивать свое место в нем;

После третьего года обучения

- проектировать самостоятельно модель автомобиля;

- регулировать и запускать кордовые - гоночные
модели.



 






Учебный план

Уровень сложности

Нормативный срок исполнения

Дисциплины (модули)

Трудоемкость инвариантной части (кол-во академических часов)

Трудоемкость вариативной части

(кол-во академических часов)

 

Формы промежуточной (итоговой) аттестации
теория практика всего теория практика всего  

Стартовый

 

 

1 год – 36 часов

 

Вводное занятие 1   1      

Тематический опрос.

Анализ выполненной работы

Выбор модели и чтение схем и чертежей 1 1 2      
Инструменты и материалы 1 1 2      
Экскурсии - 1 1      
Модели легковых и грузовых автомобилей 2 3 5      
Изготовление моделей 2 18 20      
Окраска модели 1 3 4      
Заключительное занятие   1 1      

Базовый

 

1год – 144 часа

 

Вводное занятие 2 - 2      

Тематический опрос.

Анализ выполненной работы

Правила техники безопасности 4 - 4      
История и современное развитие автомобилестроения 2 4 6      
Единая классификация автомоделей и правила проведения соревнований 2 2 4      
Слесарный  инструмент,  его использование и приемы работы 2 4 6      
Металлорежущие станки 2 4 6      
Черчение, методы измерений и измерительные инструменты 2 2 4      
Технология изготовления деталей на 3д принтере 1 2 3      
Окраска и отделка моделей - 3 3      
Конструктивные     особенности, технология  и  изготовление простейших автомоделей       2 82 84
Ходовые испытания и тренировки 2 10 12      
Спортивные соревнования - 8 8      
Заключительное занятие   - 2 2      

продвинутый

 

1год – 144 часа

 

 

Вводное занятие 2 - 2      

Тематический опрос.

Анализ выполненной работы

Правила техники безопасности 2 - 2      
История и современное развитие автомобилестроения 4 2 6      
Единая классификация автомоделей и правила проведения соревнований 2 - 2      
Проектирование и изготовление деталей сложной конфигурации на МРС 2 2 4      
Двигатели внутреннего сгорания 2 2 4      
Черчение, методы измерений и измерительные инструменты 2 2 4      
Технология литья деталей из пластических материалов 2 - 2      
Окраска и отделка моделей - 2 2      
Конструктивные     особенности, технология и изготовление кордовых скоростных моделей автомобилей и аэросаней       6 96 102
Ходовые испытания и тренировки 2 2 4      
Спортивные соревнования - 8 8      
Итоговое занятие 2 - 2      

 



 Задачи образовательной программы решаются поэтапно, с учетом уровней сложности, а именно

на базовом уровне обучения:

· дать первоначальные сведения по истории автомобилестроения, ознакомить в общих чертах с физическими основами движения автомобиля, с принципами их устройства и действия;

· научить воспитанников строить и запускать простейшие автомодели.

· ознакомить с основными этапами развития отечественного автомобилестроения и двигателестроения;

· расширить и углубить знания по физическим основам двигателей внутреннего сгорания, по основам настройки геометрических параметров моделей;

· помочь автомоделистам овладеть технологией постройки моделей аэромобилей и аэросаней с двигателями внутреннего сгорания, радиоуправляемых моделей;

· помочь им в выполнении разрядных норм в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации.

На продвинутом уровне обучения:

·   закрепить и расширить полученные знания в области проектировании сложных конструкций автомоделей и модельного двигателестроения с использованием автоматизированных систем проектирования «Компас» и «AutoCad»; «SolidWork»

· самостоятельно определять и составлять технологическую карту последовательности изготовления сложных деталей автомодельной техники;

· освоить технологию литья из пластических масс и изготовление прессформ для их производства;

· освоить навыки работы на МРС с числовым программным управлением;

· совершенствовать навыки управления и настройки автомоделей;

·  повышать спортивное мастерство и достигать высоких спортивных результатов

·   освоить инновационные технологии производства спортивной модельной техники высшего уровня достижений;

· освоить базовые понятия теории машин и механизмов, конструирования деталей машин;

· совершенствовать знания в области автоматизированного проектирования сложных конструкций автомоделей, спортивной модельной техники и сложных технических проектов с использованием автоматизированных систем проектирования «Компас» и «AutoCad»; «SolidWork»

· самостоятельно определять вектор своей научно-исследовательской деятельности;

· совершенствовать навыки работы на МРС с числовым программным управлением;

· определять приоритеты применения аддитивных технологий для ускорения процесса получения конечного продукта необходимого качества;

· совершенствовать навыки выступления в составе спортивных и проектных команд;

·  повышать спортивное мастерство и достигать высоких спортивных результатов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из трех уровней:

1 уровень стартовый «Первые шаги в автомоделирование»

2 уровень базовый «Простейшие модели автомобилей»

3 уровень продвинытый «Кордовые модели автомобилей и аэросаней»

Предлагаемая программа дает возможность изучить основы автомоделирования, научить воспитанников проектировать и строить модели автомобилей и аэросаней. Участвовать в соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровней, стать спортсменом-разрядником, судьей по спорту.

В процессе изготовления модели воспитанник готовит графические документы (чертежи, рисунки, схемы, технологические карты) проводит поиск оптимальной конструкции корпуса модели, технологии ее изготовления. На протяжении всего этапа изготовления модели воспитанник осуществляет самоконтроль и оценку своей деятельности. В завершение он представляет модель на техническую оценку и защищает свою работу перед жюри.

Учитывается возраст ребят в младшей группе 10-12лет, их психологические особенности, программой предусмотрено изготовление несложной модели автомобиля и участие с ней в объединенческих соревнованиях уже через четыре месяца, получение конкретного, законченного результата своих занятий, на данном этапе, в объединении. В конце первого года обучения предполагается участие в городских соревнованиях и выставках.

Программа второго года обучения предусматривает изготовление гоночных моделей с двигателями внутреннего сгорания и радиоуправляемых моделей, участие в соревнованиях, выставках городского и областного уровней.

Программа третьего года обучения предусматривает изготовление моделей-копий для участия в соревнованиях, выставках, конкурсах не только городского и областного, но и Всероссийского уровней.

В тематическом плане учебный процесс изготовления моделей представлен набором последовательных тем, с помощью которых несложно отследить технологию изготовления моделей. Теоретические занятия непосредственно связаны с практической частью.

Учитывая развитие современного образования, в частности новые технологии компьютерного обучения, в программе использованы компьютерные занятия по проектированию как отдельных деталей и узлов, так ив целом моделей - это прекрасная мотивация для ребят к самообразованию, смена обстановки обучения. В то же время на занятиях по практическому вождению и запуску моделей обучающиеся развивают быстроту реакции, что помогает им в управлении моделями, запуск кордовых моделей способствует развитию опорно-двигательного аппарата, что немаловажно для бурно развивающегося детского организма.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: