Дата урока: 18.04.2020
Тема урока: «Смена экосистем. Лабораторная работа № 8. "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".
Лабораторная работа № 8. "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".
Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.
Оборудование: модель аквариума (ФОТО), таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».
Краткие теоретические сведения.
Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и развитие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности аквариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы малых и средних размеров); в) видовой.
При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптокорина).
|
|
Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания:
· фитофаги (лабео, кольчужный сом);
· зоофаги (неон, минор, конго);
· смешанного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).
Кроме рыб, в аквариуме есть
· моллюски (физа пузырчатая, котушка роговая, котушка белая),
· кольчатые черви (трубочник),
· ракообразные (дафнии, креветки пресноводные),
· одноклеточные (инфузория-туфелька).
Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функционирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.
Примеры цепей питания:
• зеленые водоросли - кольчужный сом;
• инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск);
• хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния;
• зеленые водоросли - лабео;
• бактерии - дафния - неон и т.д.
Ход работы:
1. Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей.
Дафния
Циклоп Улитка
2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.
1. Укажите факторы среды.
2. Укажите компоненты экосистемы.
3. Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты.
2. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
|
|
4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
· падают прямые солнечные лучи;
· в аквариуме обитает большое количество рыб.
· в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;
4. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.