Краткие теоретические сведения

Дата урока: 18.04.2020

Тема урока: «Смена экосистем. Лабораторная работа № 8. "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".

Лабораторная работа № 8. "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".

Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Оборудование: модель аквариума (ФОТО), таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Краткие теоретические сведения.

Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и развитие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности аквариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы малых и средних размеров); в) видовой.

 

При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптокорина).

 

Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания:

· фитофаги (лабео, кольчужный сом);

· зоофаги (неон, минор, конго);

· смешанного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).

 

Кроме рыб, в аквариуме есть

· моллюски (физа пузырчатая, котушка роговая, котушка белая),

· кольчатые черви (трубочник),

· ракообразные (дафнии, креветки пресноводные),

· одноклеточные (инфузория-туфелька).

Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функционирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.

Примеры цепей питания:

• зеленые водоросли - кольчужный сом;

• инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск);

• хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния;

• зеленые водоросли - лабео;

• бактерии - дафния - неон и т.д.


Ход работы:

1. Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей.

 

Дафния

 

 

Циклоп Улитка

 

2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.

 

1. Укажите факторы среды.

 

2. Укажите компоненты экосистемы.

 

3. Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты.

2. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

· падают прямые солнечные лучи;

· в аквариуме обитает большое количество рыб.

· в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;

 

4. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: