Основные виды учебных материалов на подготовительном этапе обучения чтению

Учебный материал по чтению, как и любой учебный материал – это собственно языковые (речевые) и содержательные (из накопленного человечеством опыта) объекты, факты, явления, процессы, изучая которые, обучаясь под руководством учителя читать, ребенок познает окружающий мир и себя самого, а главное, - приобретает жизненно необходимые умения и навыки.

За длительный период обучения детей чтению практическая методика родного языка определила основные виды учебных материалов по годам обучения и формы их представления детям.

Для обучения грамоте (чтению) основные виды учебного материала- это звуки родной речи, буквы изучаемого алфавита, слоги, из которых строятся слова, слова, как строительный материал для предложений, такие явления как ударение и, наконец, предложения, которые в конце концов и составляют текст, подлежащий осмысленному прочтению, т. е. озвучиванию с соблюдением всех элементов интонирования, наиболее эффективно передающих сущность содержащегося в тексте и подлежащего освоению опыта. Разумеется, при этом дети осваивают и правила, позволяющие озвучивать чужую письменную речь адекватно тому, как она задана в тексте (вспомните, например, содержание беседы № учительницы А).

К настоящему времени все названные учебные материалы для обучения грамоте (чтению) в определенных, принятых авторами системах, располагаются на страницах специальных учебных книг – азбук и букварей.

Сами же системы отличаются друг от друга порядком представления детям учебного материала, количеством времени, которое отводится на освоение фактов, явлений, процессов, обеспечивающих умение озвучивать чужую письменную речь, компоновкой этих материалов на букварных страницах и их содержательной (познавательной, воспитательной, развивающей) сущностью или, как обычно говорят, методическими возможностями.

А поскольку азбук и букварей для первоначального овладения техникой чтения в России существовало и существует множество (об этом вы получили представление, изучая наше пособие «Детская книга и детское чтение»), вам, если к моменту вашего вступления в профессиональную деятельность из их числа не будет выделен так называемый стабильный букварь или азбука, придется самостоятельно решать, какую учебную книгу предпочесть для себя и своих учеников. И, чтобы выбор был осмысленным и свободным, учебные книги для уроков обучения чтению, рекомендованные МО РФ, вам надо собирать, изучать и учиться оценивать уже сейчас.

Разумеется, изучать звуки, буквы, слоги, слова, предложения и составлять из них небольшие тексты вы можете с детьми и без букваря или азбуки. Опыт такого обучения существует. Он описан рядом известных методистов первой половины ХХ века, например, проф. П. О. Афанасьевым и И. Н. Шапошниковым. И если этот опыт вас заинтересует, вы можете изучить его самостоятельно, обратившись в «Методический практикум» на стр.  От себя добавим, что, с нашей точки зрения, безбукварное обучение интересно и полезно в частных школах, где количество детей не превышает 3-5 человек в классе, или при индивидуальном обучении какого-то ребенка. В обычной же массовой школе его применять очень трудно, если вы не найдете специальных методических пособий, где соответственно этому методу будет разработан каждый урок.

Однако, как вы знаете, обучение технике и навыку чтения по Букварю (или без Букваря) – это не цель, а средство для самостоятельной беседы читателя с книгой, которая его привлекает. Не случайно ведь квалифицированный учитель после каждого урока обучения чтению, где он отрабатывает с детьми технику раскодирования письменной речи, знакомит с новыми буквами, слогами, словами, непременно побуждает детей находить эти буквы, слоги, слова, предложения в «настоящих» детских книгах - со сказками, рассказами, загадками и т. п. Эти детские книги и составляют основной учебный материал для обучения младших школьников чтению, т. к. цель обучения чтению – умение видеть за книгой собеседника, выбирать себе собеседника и самостоятельно беседовать с ним, слушая, запоминая, представляя, воображая и оценивая как его, так и свои собственные возможности и особенности.

Но любые ли детские книги являются учебным материалом для первоклассников на подготовительном этапе обучения? Разумеется, не любые. Эти книги, как и любой учебный материал (текст в букваре, задача или примеры на уроках математики) должны отбираться к урокам чтения в строгом соответствии с требованиями, гарантирующими доступность и необходимость учащимся именно такого учебного материала в каждый данный момент обучения.

Основные требования к книгам для чтения=рассматривания на занятиях в первом классе таковы:

· Разнообразие от занятия к занятию по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме: о Родине, о героях и подвигах, разных людях, в том числе и о детях, о животных и растениях, о машинах и вещах, о приключениях и волшебстве.

· Объем книги – от 8 до 30 страниц (желательны книги большеформатные).

· Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник). Реже – сборник произведений ряда авторов (тематический сборник), но при условии, что фамилии авторов даны под произведениями, а не на обложке, или сборник народных сказок.

· Оформление обложки типовое, т. е. основные надписи (фамилия автора и заглавие книги) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке (рис.)

· Произведения для чтения вслух – художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные станицы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.

Таков круг чтения – основное явление, подлежащее освоению детьми на подготовительном этапе обучения.

Кроме круга чтения, первоклассники осваивают на подготовительном этапе:

Правила самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух. Освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка. Рекомендательный плакат.

Основные понятия, которые должны быть усвоены в ходе практической деятельности с книгой, без объяснения: рисунок (иллюстрация), переплет, обложка, надписи, страницы, заглавие (книги, произведения), фамилия автора.

Понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник, темы чтения, книжная выставка.

До второй половины ХХ века - пока учебные материалы для формирования читателя в школе не разграничивались с точки зрения цели и средств при обучении чтению – в зависимости от специфики, их пытались представлять детям и учителю только в виде особых учебных книг: букварей, азбук, хрестоматий для внеклассного чтения. Но уже в начале ХХ века, а затем в соответствии с последними данными науки о формировании читателя (70-е годы ХХ века) попытки заменить круг чтения хрестоматиями были признаны абсолютно непригодными для цели обучения – научить и приохотить детей читать доступные им книги по собственному выбору, ибо достичь такой цели, пользуясь только хрестоматией, никак нельзя.

И если для первых шагов в овладении техникой чтения буквари и азбуки сохраняют свое значение по сей день, облегчая труд учителя, то для обучения младших школьников чтению=общению с детской книгой=собеседником, как вы понимаете, нет и не может быть иного учебного материала, кроме самих детских книг из доступного круга чтения, представленного учащимся в полном объеме, а не частично, системно, а не хаотично.

В истории русской школы было несколько попыток как-то собрать, систематизировать, описать детские книги, чтобы учителю и детям было удобно в них ориентироваться. Вы уже знакомы с рекомендательными указателями, которые постоянно выходили в свет в 30-70 годы ХХ века и стали опорой в работе по формированию читателя для многих учителей начальных классов. Информация о новых изданиях детских книг всегда поступала и продолжает поступать в библиотеки в виде издательских каталогов, отражающих деятельность того или иного издательства. Такая информация появляется в журналах «Детская литература» и «Начальная школа», в газете «Книжное обозрение». Но все же ее никак нельзя назвать формой представления доступного круга как учителю, так и детям, поступившим, частности, в первый класс. Такой формой, как мы уже вам объясняли, может быть признана только особая библиотечка младшего школьника, например, БМШ (См. «Обучение чтению: Детская книга и детское чтение», глава 3 и далее).

! Выполните задание:

Дайте определение понятию учебный материал для обучения младших школьников чтению.

Заполните схему, предложенную ниже, так, чтобы этот материал для подготовительного этапа обучения был представлен как можно более полно.

№ п/п

Разновидности учебного материала для подготовительного этапа обучения чтению

Основной Для формирования техники и навыка чтения Дидактические пособия и средства для помощи учителю и начинающему читателю
1      
2      
3      

 

При заполнении таблицы не забудьте о беседах учительницы А (особенно 6 и 7).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: