Основные приемы и результаты работы с учебным материалом на подготовительном этапе обучения

Если метод, как вы должны помнить,-это путь в учебный материал, прямой или окольный (от исходной точки А к цели – точке Б),то приемы или способы- это методические средства, помогающие обучающимся пройти каждый участок учебного пути с наименьшими трудностями и с наибольшим эффектом.

Естественные трудности, которые на каждом участке пути возникают перед первоклассниками, вызываются всякий раз особенностями конкретного учебного материала, подлежащего усвоению. А усвоению в подготовительный период обучения чтению подлежат, с одной стороны, детские книги – как дистанцированные собеседники, т. е. закодированная буквами и обращенная к читателю речь этих собеседников (текст) и возможности книги как инструмента для чтения, которые позволяют начинающему читателю в меру его подготовки вступать в беседу с собеседником-книгой и даже проникать в специфику содержания и манеру предложенного книгой-собеседником разговора.

В период обучения грамоте, как уже говорилось, первоклассникам предлагаются в качестве собеседников только доступные детские книги в типовом оформлении. Если вы забыли значение этого термина, обратитесь к § 2 и повторите материал. Сейчас же вам надо понять и запомнить основные приемы, которые вы должны демонстрировать детям, обращаясь к учебному материалу как квалифицированный читатель, чтобы побуждать детей следовать вашему примеру. Приемы эти не сложны, но требуют от учителя внимания и точности их выполнения:

1. При работе с детской книгой:

* Приучитесь сами и приучайте детей, взяв в руки любую книгу, внимательно рассматривать ее с первой страницы обложки:

- на первой странице обложки сразу же выделять и разграничивать иллюстрации и надписи;

- анализировать их по содержанию: сначала иллюстрации, потом основные надписи.

Вопросы, на которые надо привыкнуть отвечать: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? На какие мысли наводят нас эти картинки или картина? Где здесь надписи? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Где заглавие книги? Покажите! Прочитайте! При этом дети, побуждаемые вопросом, учатся находить и читать в надписях на книгах сначала хотя бы отдельные буквы, отдельные слоги, а в заключение - с вашей помощью непременно всю надпись, хором.

Вопросы после чтения надписи: Как мы поняли эту надпись? Знаем ли мы этого автора? Какие его книги уже знаем?

- содержание прочитанных надписей и иллюстраций на первой странице обложки каждый раз сопоставляются; определяется, насколько оправдано и понятно помещение на первой странице именно такой картинки (или картинок) и данной надписи. Как они связаны? Чем? На какие мысли нас наводят?

* Рассматривание 4 страницы обложки – иллюстраций и надписей (порядок и смысл рассматривания тот же). Сопоставление того, что написано и нарисовано на первой странице обложки, с тем, что содержится на 4 странице обложки. Размышления о том, насколько связаны иллюстрации и надписи на первой и четвертой страницах обложки, и предварительный вывод о том, одно в книге произведение или несколько.

* Общий вывод о том, может ли быть в этой книге только что прочитанное учителем (или любое знакомое детям и нужное им сейчас) произведение?

* Внимательное перелистывание книги с целью уточнения (подтверждения или опровержения) высказанного предположения о ее содержании. Выделение и рассматривание иллюстраций, а также крупных заголовков, означающих начало нового произведения; если возможно, отыскание знакомого произведения.

* Предположительные высказывания об общем характере книги: теме или жанре предлагаемого книгой читателю разговора; характере, манере, в которой этот разговор будет вестись (весело, грустно, страшно; в стихах – в прозе и т. п.); вывод о том, нравится ли собеседник, хочется ли с ним поговорить самому в свободное время.

Показатели успешности работы учителя с детской книгой и передачи своего читательского опыта детям на подготовительном этапе обучения таковы:

К 4-й неделе обучения(конец сентября) учащиеся начинают проявлять интерес к детским книгам, которые учитель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обращаются к этим книгам, листают их и рассматривают в свободное время – группами и в одиночку. К концу первого полугодия в классе нет ни одного ребенка, который не подошел бы к выставке книг в Уголке чтения или у доски и не рассмотрел бы ее без всякого побуждения со стороны учителя.

К 5-6-й неделе первоклассники могут найти прослушанное произведение в книге-сборнике, если помещенные там произведения различаются героями и эти различия подчеркнуты иллюстрациями

К 7-й неделе у первоклассников формируется способность самостоятельно выделять надписи на обложке книги, дети пробуют эти надписи читать.

К концу первой- началу второй четверти они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.

К 10 –й неделе первоклассники безошибочно различают книги, знакомые и незнакомые по содержанию.

К 12-й неделе могут выделить из группы книг книги, написанные одним автором.

К 14-15-й неделе осознают понятие «название книги» (фамилия автора и заглавие). Учащиеся могут определить на слух, правильно ли отвечающий ученик называет книгу, и даже установить, какой части в названии книги не достает.

Чтобы достичь этих результатов, к каждому занятию внеклассным чтением надо предъявлять такие требования:1)отбирать книги для чтения=рассматривания в строгом соответствии с методическими рекомендациями (см. БМШ); 2) организовать активную учебную деятельность учащихся с детскими книгами и среди книг в Уголке чтения, т. е. учить детей думать над книгами, осознанно ориентироваться в них, привлекая при этом все имеющиеся знания по чтению; 3) следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли ими. Если к тому же занятие проведено учителем мастерски, т. е. красиво и гармонично,- это дополнительный плюс к оценке занятия. Если же за внешней эффектностью занятия нет специальной обучающей сущности,- это не обучение чтению, а развлекательное мероприятие.

Как видите, описанные приемы хотя и нацелены на освоение детьми любой детской книги как инструмента для чтения, но одновременно требуют от учителя и от учащихся совершенствования и закрепления всех имеющихся читательских знаний и умений как единого комплекса читательской культуры: и умения думатьнад книгой, и умения раскодировать текст в меру сил, и умения проникать в сущность и специфику литературного произведения уже до его чтения.

2. Второй комплекс приемов тоже совмещает в себе имеющиеся у ребенка на момент работы все читательские умения и культурные привычки. Но этот комплекс нацелен на раскодирование и озвучивание печатного и письменного текста, т. е. собственно «речи» дистанцированного собеседника.

В этот комплекс входит три разновидности приемов, которые каждый учитель собирает и совершенствует всю жизнь.

1-ая группа – приемы, совершенствующие устную речь детей (артикуляцию звуков, интонацию, окрашивающую речь разными смыслами, правильное дыхание, обеспечивающее непрерывность речевого потока; пауз в речевом потоке; усвоение основных синтаксических конструкций связной речи; обогащение словаря детей).

Приемы этой группы лучше всего реализуются путем практических упражнений.

Если проанализировать эти упражнения, то окажется, что все они проводятся по принципу «делай как я», а именно:

-вслушивайся в звучащую речь и постарайся услышать то, что слышу я и твои товарищи по классу;

-обрати внимание, постарайся прочувствовать, а если надо, то уточнить те моменты артикуляции звуковых компонентов, которые значимы для их озвучивания при чтении, например, тик, а не тык и так, а не тяк, когда воспроизводится звук, издаваемый часами; другими словами, в первом случае губы растянуты и серединка языка выгнулась к небу, а во втором случае, этих артикуляционных движений нет, но остается необходимость упереться кончиком языка в верхние зубы, иначе звук исказится (обратите внимание, что уточнение артикуляции всегда проходит на сопоставлении каких-то звучащих единиц);

-номинация (называние) новых явлений, которые наблюдаются, и побуждение детей к использованию новых слов= терминов в нужный момент своей речи;

-сопоставление звучащих комплексов с передающими их графическими комплексами, т. е. буквами и сочетаниями букв;

-правильное озвучивание графических компонентов, если надо, то за учителем или читающим одноклассником и вместе с учителем, т. е. хором. Опираясь на этот принцип, вслед за учителем, вместе с ним и, наконец, индивидуально, самостоятельно, дети постепенно улавливают основы слогоделения, значимость ударений, интонационные и мелодические рисунки родной речи, связанные с передачей смысла, выдерживание паузы и т. п. Нельзя только пытаться требовать от детей, чтобы они усваивали и запоминали предложенный им новый материал с первого раза. Конечно, есть такие дети, которые сразу схватывают и осознают предлагаемый им филологический материал, но они – исключение, а не правило. Основной массе первоклассников, чтобы привыкнуть выполнить новое читательское действие и присвоить умение им распорядиться в нужный момент, нужно не менее 4-5 повторений. Зато потом, на 6-7 раз не надо делать вид, что вы учите детей тому, чему они уже научились, что они делать уже умеют и в состоянии сделать самостоятельно. Надо помнить педагогическую истину: хорош педагог, который умеет вовремя отпустить руку ребенка, а не тянуть его за руку, когда он может и хочет идти вперед сам.

2-ая группа приемов – упражнения, подключающие все виды памяти ребенка для прочного освоения и разграничения конфигураций букв русского алфавита и установления ассоциативных связей: буква, буквы (образ) – артикуляция – звук, звуки (основной эквивалент).

В качестве приемов, получивших широкое распространение в массовой школе для отработки этой деятельности можно выделить использование картинной азбуки, где объект изображенный на картинке, совмещен с буквой, с которой начинается хорошо известное ребенку слово- название какого-то объекта. (Рис.)

Не менее важен прием распознавания конфигурации букв на ощупь: игра в «Чудесный мешочек», в котором надо наощупь выбрать предложенную букву из пластмассы, или игра «Выбери, закрыв глаза», когда ребенок наощупь выбирает из 3-5 предложенных ему букв, вырезанных из тонкой наждачной бумаги, ту, которая нужна (задана, загадана классом).

Очень удачно отрабатывается значение букв в системе упражнений по вылепливанию детьми печатных букв из пластилина, выкладыванию их из спичек, изготовлению букв из любого природного материала (веточек, листочков) и даже рисование контуров букв мелом на доске, прутиком на песке в свободное от занятий время. Сейчас, кроме того, широкое распространение получил прием составления букв из разрезанных частей и элементов (они легко закрепляются на фланелеграфе, и дети с удовольствием соревнуются друг с другом, кто быстрее составит нужные буквы или дополнит нужную букву до ее общепринятой конфигурации. Например: «Буквы испортились, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допиши их.

Рис. стр 245

Или «Странные буквы»: Какие буквы странные, совсем как иностранные…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: