Общая характеристика подготовительного этапа обучения чтению

Вам надо запомнить, что этап – это завершенная часть любого процесса, в нашем случае – процесса обучения чтению, который отличается от всех прочих этапов, или частей этого процесса, своими задачами, условиями обучения и трудностями или противоречиями, которые дети с помощью учителя должны преодолеть, чтобы решить поставленные перед ними задачи.

На подготовительном этапе детей традиционно обучают грамоте(чтению) и формируют первоначальные умения самостоятельно общаться с доступной детской книгой: видеть в ней собеседника, различать книги =собеседников «по одежке» и манере общения с читателем, т. е. по внешним приметам –по тому как он, собеседник, представлен книгой (так это бывает и при общении человека с незнакомыми ему людьми; ведь разница только в том, видим ли мы своего собеседника непосредственно или предугадываем, кто он, каков он и как будет разговаривать с нами). Конечно, для себя в этот момент – в момент знакомства –другим собеседником, т. е. читателем, решается вопрос, хочется ли ему общаться с новым знакомцем или нет и почему.

Вам как будущим учителям, прочитав первый абзац, надо задуматься, что для начинающего читателя при этом выступает в роли цели, а что является средством для ее достижения: обучение грамоте или умение самостоятельно общаться с детской книгой в процессе овладения грамотой. С чего надо начинать обучение первоклассника чтению и почему? Задумайтесь! Постарайтесь ответить.

Следующий важный момент– это трудности, которые ожидают детей=первоклассников на подготовительном этапе обучения чтению.

Трудности, или противоречия, которые вам вместе с учениками предстоит преодолевать, двигаясь к цели, объективны и обязательны. Ведь в курсе педагогики вам уже разъяснили, что в преодолении трудностей или противоречий и состоит основа обучения. Если учитель не видит ни трудностей, ни противоречий на определенном этапе обучения, не ищет мер их преодоления и не нацеливает детей на победу над этими трудностями и противоречиями, то и обучения не происходит.

Чем же в этом смысле характеризуется первый, или, как говорят методисты, подготовительный этап обучения младших школьников чтению.?

В наше время, т. е. на рубеже ХХ-ХХ1 веков в России, этот этап прежде всего характеризуется разноуровневой подготовкой детей, поступающих в школу. Если прежде, вплоть до середины ХХ века, ребенка – будущего первоклассника, готовили к школе: формировали усидчивость, внимание, интерес к предстоящей перемене в жизни (станешь учеником!), старались, чтобы ребенок запомнил свой адрес, мог рассказать о себе, о семье, о том, как он живет и чего хочет, но не учили грамоте, и это считалось нормой, то теперь все не так. Нормой становятся «экзамены», которые начальная школа устраивает первоклассникам. Родителей, которые очень редко являются специалистами в обучении, нацеливают на то, чтобы они до школы выучили с ребенком буквы, научили его читать и т. п. А это очень плохо! Плохо потому, что, как давно доказали психологи, неумелое обучение отбивает у ребенка желание учиться и формирует в нем черты противоестественной для нормального существа дебильности, тех признаков дебильности, которые порождены именно неумелым обучением и являются реакцией нормального ребенка на такое обучение. Вот и получает учитель вместо любознательных первоклассников весьма разнородную и труднообъединяемую для обучения в единый коллектив массу детей, среди которых выделяется обычно три группы. Первая группа – дети, которым в 1 классе с первого же урока скучно и неинтересно, потому что они и буквы знают, и читать, как они считают, уже умеют. Вторая группа – дети, которые ни букв как следует не знают, ни читать не умеют, но уже активно не хотят этому учиться. И только небольшая третья группа – это действительно первоклассники, которые ничего не должны ни знать, ни уметь, но всему хотят научиться.

Отсюда противоречие первое: учителю надо так построить обучение чтению, чтобы все дети сразу попали в примерно равные условия и чтобы им всем захотелось делать то, что надо, чтобы стать читателями.

Вы знаете, как разрешить это противоречие?.. Вспомните! Постарайтесь рассказать!..

Противоречие второе. Дело в том, что новая социальная роль (ученик!), новые условия жизни (школа, уроки, домашние задания) настраивают ребенка и на новизну того учебного материала, с которым ему надо будет учиться работать. Привычное начало обучения чтению – показ классу Букваря – этой роли теперь уже не выполняет, т. к. практически нет ребенка, который эту книгу не держал бы в руках до школы, причем не единожды. А учитель должен обеспечить детям новизну учебного материала, если он хочет, чтобы уже первый день учения не разочаровал, а очаровал первоклассников. Как это сделать учителю?.. С чего и почему ему надо начать обучение чтению? Ответьте!

И, наконец, третье противоречие.

Из первого раздела вы должны были запомнить и понять, что читательской деятельности нельзя обучать односторонне:вот мол научу, допустим, звуковому анализу речи,потом буду учить читать слоги, а затем когда-нибудь - буду учить и думать над тем, что ребенок читает и должен при этом воображать, представлять, осознавать…

Еще раз повторим: чтение- это речевая деятельность, т. е. деятельность, сущность которой состоит в единстве восприятия чужой речи и думанья надней, запоминания ее, что невозможно без произвольного внимания к каждому объекту этой деятельности и к каждому своему действию.

Единство содержания и формы чужой речи, которое сразу должен научиться воспринимать ребенок=читатель, задано для него в материализованном объекте - в детской книге. Вы это знаете, если освоили первую часть нашего пособия –«Обучение чтению: Детская книга и детское чтение». Но многоаспектный характер работы с детской книгой (как материальным объектом, в котором хранится необходимый ребенку опыт, а также как инструментом для вычерпывания этого опыта и как особым искусством слова для передачи этого опыта –литературным произведением определенного рода, вида и жанра) входит в противоречие с весьма ограниченными возможностями первоклассников. Ведь они пока не только бегло и правильно озвучивать чужую речь не умеют, но и распределенностью произвольного внимания не владеют… Как же быть?

Таким образом, задачи подготовительного этапа вытекают из противоречий, которые этому этапу свойственны, и эти задачи таковы:

1.Квалифицированно проверить и установить, чем владеют и чем не владеют поступившие в 1 класс дети, которых вы будете обучать. Имейте в виду, что каждый набор детей в первый класс всегда оказывается неповторимым

2.Представив, весь комплекс действий, составляющих сущность читательской деятельности, которой первоклассников надо обучить, учитель должен выстроить эти действия так, чтобы уже на первом уроке чтения предъявить детям те из них, которые дети м о г у т под руководством учителя, выполнить или начать осваивать сами, а остальные действия запланировать для себя, чтобы выполнить их самому - как образец для подражания, как зону ближайшего развития для детей.

- Обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное, т. е.

постоянное (с первого урока!) и – главное – в и д и м о е д л я него самого, а значит р а д у ю щ е е е г о посильное продвижение в овладении чтением.

    4.Вызвать у всех детей желание и обеспечить им умение активно овладевать техникой чтения.

5.Сформировать у детей уже на подготовительном этапе обучения чтению разносторонний, хотя и минимальный читательский кругозор (знание детских книг из доступного круга чтения).

этапе обучения, если учитель обучает их чтению по всем современным правилам.

Объясните, каков этот кругозор – количественно и качественно.

!Выполните задание:

Внимательно рассмотрите таблицу, перенесите ее в тетрадь

 

№№ п\п

Читательские действия. составляющие деятельность чтения=общения

Действия учителя

Действия учащихся

с помощью учителя самостоятельно
1 Найти нужную книгу: до урока после урока      
2 Прочитать литературное произведение      
3 Услышать «чужую» речь в чтении учителя      
4 Запомнить ее      
5 Понять содержание      
6 Представить его, вообразить в картинах, красках      
7 Пережить      
8 Оценить      
9 Увидеть воссозданные образы в книжной иллюстрации      
10 Найти и прочитать основные надписи (или хотя бы отдельные слоги, слова, на обложке книги)      
11 Сопоставить надписи с иллюстрациями и сделать предположение, может ли быть в этой книге прочитанное произведение      
12 Проверить свое предположение, перелистав книгу, вглядываясь в иллюстрации и текст      
13 Самостоятельно найти книгу такую же или о том же в классном Уголке или в домашней библиотечке      

 

Воспользовавшись знаками + и -,заполните таблицу; сделайте вывод о том, многое ли могут первоклассники=читатели уже после первого урока чтения на подготовительном этапе обучения чтению. А почему? Кто, чем и как им помогает это делать? Ответьте.

Примечание: Чтобы представить процесс формирования учащихся=читателей на подготовительном этапе обучения практически и в системе, обратитесь в раздел 3 к опыту работы учительницы А. и изучите материалы ее бесед с №1 по №7.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: