Адаптирована в НИИ ИМ. В. М. Бехтерева

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработа-на на базе современного русского язык а и отражает сфор-мировавшиес я в наше й культуре представления о струк-туре личности. Цель ю ее разработки являлос ь создание компактного и валидного инструмента изучения опреде-ленных свойств личности, ее самосознания, межличност-ных отношений, который мог бы быть применен в клини-ко-психологической и психодиагностической работе, а так-же в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты лич-ности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существую-щей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов се-мантического дифференциала:

1. 1. Оценки

2. 2. Силы

3. 3. Активности.

 

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. 1. Оценка испытуемыми (по 100-бальной шкале) веро-ятности того, что человек, обладающий свойствами лич-ности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получе-ны обобщенные показатели представлений о сопряженно-сти черт личности, составляющих так называемую имп-лицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. 2. Корреляции между самооценками по чертам личнос-ти. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каж-дый из которых был составлен из 20 черт личности и тре-бовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3. 3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-бал-льным), представляющим факторы семантического диф-ференциала, оценки усреднялись.

 

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких слу-чаях исходный список не содержал одного из членов тре-буемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И. О. пол возраст

Интерпретация факторов ЛД

 

При применении ЛД для исследования самооценок зна-чения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как лич-ность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определением смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критичес-кое отношение человека к самому себе, его неудовлетво-ренность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень при-нятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой цен-ности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оце-нок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один чело-век в восприятии другого. При этом положительные (+) зна-чения этого фактора соответствуют предпочтению, оказывае-мому объекту оценки, отрицательные (—) - его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз-витии волевых сторон личности, как они осознаются са-мим испытуемым. Его высокие значения говорят об уве-ренности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значе-ния свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не-способности держаться принятой линии поведения, зави-симости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низ-кие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспри-нимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положи-тельные (+) значения указывают на высокую активность, об-щительность, импульсивность; отрицательные (—) — на инт-ровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражает-ся восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепен-ное значение.

Использование метода ЛД

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспек-тах отношений испытуемого к себе и к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросни-ками и социометрическими шкалами. От личностных оп-росников он отличается краткостью и прямотой, направ-ленностью на данные самосознания. Некоторые традици-онные, получаемые с помощью опросников характеристи-ки личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уро-вень самоуважения, доминантности-тревожности и экст-раверсии-интроверсии является достаточно важным пока-зателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная ди-агностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не толь-ко самостоятельно, но и в комплексе с иными диагности-ческими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомер-ностью характеристик отношений и большей их обобщен-ностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД мож-но рекомендовать к применению в двух областях: в груп-повой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использо-ван для исследования таких сторон личности и группово-го процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожи-даемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на чле-нов семьи (например, ребенка), между собой, которую пред-ставляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доми-нирования-подчинения ж уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьи-рование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеаль-ным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД мо-жет помочь в определении действительной природы недо-вольства супружескими взаимоотношениями (недостаточ-ная эмоциональная привлекательность, избегание ответ-ственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном кон-фликте.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЙ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА К. ЛЕОНГАРДА

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утвер-ждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Над вопросами долго не ду-майте, правильных и неправильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. 1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?

2. 2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. 3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?

4. 4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано пра-" вильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?

5. 5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, как все Ваши сверстники?

6. 6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?

7. 7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, в компании?

8. 8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не раз-говаривать?

9. 9. Вы серьезный человек?

10. 10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. 11. Предприимчивы ли Вы?

12. 12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?

13. 13. Мягкосердечны ли Вы?

14. 14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?

15. 15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших со-трудников?

16. 16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?

17. 17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. 18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоя-тельств?

19. 19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. 20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. 21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. 22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23. 23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?

24. 24. Если по отношению к Вам несправедливо поступи-ли, энергичто ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. 25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?

26. 26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или ска-терть висят неровно и Вы сразу же стремитесь попра-вить их?

27. 27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?

28. 28. Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?

29. 29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?

30. 30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. 31. Можете ли Вы быть совсем веселым?

32. 32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья бук-вально пронизывает Вас?

33. 33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?

34. 34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. 35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятного ощущения?

36. 36. Любите ли Вы работу, где необходима высокая лич-ная ответственность?

37. 37. Склонны ли Вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд, несправедливо?

38. 38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?

39. 39. Предпочитаете ли Вы работу, где необходимо дей-ствовать быстро, но не требуется высокого ее качества?

40. 40. Общительный ли Вы человек?

41. 41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. 42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. 43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. 44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?

45. 45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. 46. Предпринимаете ли Вы первым шаги к примире-нию, если Вас кто-нибудь обидел?

47. 47. Вы очень любите животных?

48. 48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что остави-ли дом или рабочее место в порядке?

49. 49. Преследуют ли Вас неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. 50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. 51. Трудно ли Вам докладывать, выступать перед аудиторией?

52. 52. Можете ли Вы ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. 53. У Вас большая потребность в общении с другими людьми?

54. 54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впада-ет в глубокое отчаяние?

55. 55. Вам нравится работа, требующая энергичной орга-низаторской деятельности?

56. 56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу пре-пятствий?

57. 57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

58. 58. Часто ли Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы преды-дущего или будущего дня все время крутятся у Вас в голове?

59. 59. В школе Вы иногда подсказывали своим товари-щам или давали им списывать?

60. 60. Требуется ли Вам большое напряжение, чтобы но-чью пройти через кладбище?

61. 61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была точно на одном и том же месте?

62. 62. Бывает ли так, что перед сном у Вас хорошее на-строение, а утром Вы встаете мрачным?

63. 63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. 64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. 65. Вы часто смеетесь?

66. 66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. 67. Вы подвижный человек?

68. 68. Вы очень переясиваете из-за несправедливости?

69. 69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. 70. Уходя из дому или ложась спать, Вы проверяете, погашен ли везде свет и заперты ли двери?

71. 71. Вы очень боязливы?

72. 72. Изменится ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. 73. Раньше Вы охотно участвовали в кружках художе-ственной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?

74. 74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, не-жели радостно?

75. 75. Часто ли Вас тянет попутешествовать?

76. 76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавлен-ностью?

77. 77. Легко ли Вам удается поднять настроение подчи-ненных?

78. 78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. 79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

80. 80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницы в Вашей тетради, если в ней допускали помарки?

81. 81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. 82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. 83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?

84. 84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. 85. Способны ли Вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?

86. 86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. 87. В беседе Вы скупы на слова?

88. 88. Если бы Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

 

Оценивание уровня акцентуированного выражения лич-ности производится по ключевой таблице и результаты от-ражаются на графике.

КЛЮЧ

Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни ука-занные вопросы и количество ответов «Нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале

число.

1. Г-1  Гипертимы  хЗ (умно-
    жить значе-
    ние шкалы
    на 3)

 

+(«Да»): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 —(«Нет»): нет

1. 2. Г-2 Застревающие, ригидные х2
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
-: 12, 46, 59

2. 3. Г-3 Эмотивные, лабильные хЗ
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
-: 25

3. 4. Г-4 Педантичные
+: 4, 14, 17, 26, 39,-48, 58, 61, 70, 80, 83
-: 36

4. 5. Г-5 Тревожные хЗ
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

 








I о

1. 6. Г-6 Циклотимные хЗ
+: 6, 18, 18, 40, 50, 62, 72, 84
—: нет

2. 7. Г-7 Демонстративные х2
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
-: 51

3. 8. Г-8 Неуравновешенные, возбудимые хЗ
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
—: нет

4. 9. Г-9 Дистимичные хЗ
+: 9, 21, 43, 75, 87
-: 31, 53, 65

5. 10. Г-10 Экзальтированные хб
+: 10, 32, 54, 76
—: нет

 

Максимальный показатель по каждому виду акцептуа-ции равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. силь-ной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не пре-вышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше этого среднего.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЩЕНИИ В. В. БОЙКО

Чтобы установить ее, важно выбрать ответ, который более всего подходит к вам:

1. 1.    Зная себя, вы можете сказать: а) я скорее человек миролюбивый, покладистый; б) я скорее человек гибкий, способный обходить ост-рые ситуации, избегать конфликтов; в) я скорее человек, идущий напрямую, бескомпро-миссный, категоричный.

2. 2.    Когда вы мысленно выясняете отношения со своим

 

обидчиком, то чаще всего: а) ищете способ примирения; б) обдумываете способ не иметь с ним дел; в) размышляете о том, как его наказать или поста-вить на место.

3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старает-

ся или не хочет вас понять, вы вероятнее всего: а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял; б) постараетесь свернуть с ним общение; в) будете горячиться, обижаться или злиться.

4. Если защищая свои важные интересы, вы почувству-

ете, что можете поссориться с хорошим человеком, то: а) пойдете на значительные уступки; б) отступите от своих притязаний; в) будете отстаивать свои интересы.

5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить,

вы скорее всего: а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца; б) дипломатичным образом уйдете от контактов; в) дадите достойный отпор.

6. Во взаимодействии с властным и в то же время не-

справедливым руководителем вы: а) сможете сотрудничать во имя интересов дела; б) постараетесь как можно меньше контактировать с ними; в) будете сопротивляться его стилю, активно защи-щая свои интересы.

7. Если решение вопроса зависит только от вас, но парт-

нер задел ваше самолюбие, то вы: а) пойдете ему навстречу; б) уйдете от конкретного решения; в) решите вопрос не в пользу партнера.

8. Если кто-то из друзей время от времени будет позво-

лять себе обидные выпады в ваш адрес, вы: а) не станете придавать этому особого значения; б) постараетесь ограничить или прекратить контакты; в) всякий раз дадите достойный отпор.

9. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом

раздражен, то вам привычнее: а) прежде успокоить его, а затем реагировать на пре-тензии; б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии; в) поставить его на свое место или прервать.

10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам

о том плохом, что говорят о вас другие, то вы: а) тактично выслушаете все до конца; б) пропустите мимо ушей; в) прервете рассказ на полуслове.

11. Если партнер слишком проявляет напористость

и хочет получить выгоду за ваш счет, то вы: а) пойдете на уступку ради мира; б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу; в) однозначно дадите понять партнеру, что он не по-лучит выгоду за ваш счет.

12. Когда вы имеете дело с партнером, который дей-

ствует по принципу «урвать побольше», вы: а) терпеливо добиваетесь своих целей; б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним; в) решительно ставите такого партнера на место.

1. 13.  Имея дело с нагловатой личностью, вы: а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии; б) сводите общение до минимума; в) действуете теми же методами.

2. 14. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно: а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой; б) уходите от общения; в) осаждаете его или отвечаете тем же.

3. 15. Когда вам задают неприятные, подковыривающие

 

вопросы, вы чаще всего: а) спокойно отвечаете на них; б) уходите от прямых ответов; в) «заводитесь», теряете самообладание.

16. Когда возникают острые разногласия между вами

и партнером, то это чаще всего: а) заставляет вас искать выход из положения, нахо-дить компромисс, идти на уступки; б) побуждает сглаживать противоречия, не подчер-кивать различия в позициях; в) активизирует желание доказать свою правоту.

17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее: а) поздравить его с победой; б) сделать вид, что ничего особенного не происходит; в) «сражаться до последнего патрона».

18. В случаях, когда отношения с партнером обретают

конфликтный характер, вы взяли себе за правило: а) «мир любой ценой» — признать свое поражение, прине-сти извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера; б) «пас в сторону» — ограничить контакты, уйти от спора; в) «расставить точки над «и» — выяснить все разно-гласия, непременно найти выход из ситуации.

19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам

чаще всего удается его выигрывать: а) благодаря дипломатии и гибкости ума; б) за счет выдержки и терпения; в) за счет темперамента и эмоций.

20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше

самолюбие, вы: а) мягко и корректно сделаете ему замечание; б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, буд-то ничего не случилось; в) дадите достойный отпор.

1. 21.  Когда близкие критикуют вас, то вы: а) принимаете их замечания с благодарностью; б) стараетесь не обращать на критику внимание; в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь.

2. 22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам

 

неправду,  вы обычно предпочитаете: а) спокойно и тактично добиваться истины; б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти непри-ятный оборот дела; в) решительно вывести лгуна на «чистую воду».

1. 23.  Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего: а) ищите сочувствия, понимания; б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах; в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете «козла отпу-щения».

2. 24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способ-ный чем вы, получает поощрение начальства, вы:

 

а) радуетесь за коллегу;
б) не придаете особого значения факту;
в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.

 

Обработка данных. Для определения присущей вам стра-тегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа: «а» — миро-любие, «б» — избегание, «в» — агрессия. Чем больше отве-тов того или иного типа, тем отчетливее выражена соот-ветствующая стратегия; если их количество примерно оди-наковое, значит в контакте с партнерами вы активно ис-пользуете разные защиты своей субъективной реальности.

Интерпретация результатов. Каково же содержание и принцип действия каждой из этих стратегий?

Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть по-датливым, готовность жертвовать некоторыми своими ин-тересами во имя главного — сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стрем-ление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в- конфликты, чтобы не подвергать ис-пытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важ-но еще иметь подходящий характер — мягкий, уравнове-шенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хо-рошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с не-важным характером также вынужден показывать миро-любие. Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и об-

стоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выс-тупает ли миролюбие ведущей стратегией психологичес-кой защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие — безукоризнен-ная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие — доказательство бес-хребетности и безволия, утраты чувства собственного дос-тоинства, которое как раз и призвана оберегать психоло-гическая защита. Победитель не должен становиться тро-феем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и соче-тается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интел-лектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается ата-кам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает?

Причины бывают разные. Избегание носит психоген-ный характер, если оно обусловлено природными особен-ностями индивида. Унего слабая врожденная энергия: бед-ные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темпе-рамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для до-минирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъек-тивной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценнос-тей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек зас-тавляет себя обходить острые углы в общении и конфлик-

тные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия стро-ится на основе добротного интеллекта и уживчивого ха-рактера — весьма высокие требования к личности. Избега-ние будто бы проще, не требует особых умственных и эмо-циональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрес-сия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого.

Агрессия — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на ос-нове инстинкта.

Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» ин-стинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоциональ-ного реагирования. Достаточно окинуть мысленным взо-ром типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жест-ких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимо-отношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно издалека.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «пере-даточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетает-ся», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

МЕТОДИКА

 

ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО

 

КОНТРОЛЯ ДЖ. РОТТЕРА

 

АДАПТАЦИЯ БАЖИНА Е. Ф., ГОЛЫНКИНОЙ С. А.,

 

ЭТКИНДА А. М.

В основу определения УСК личности положены 2 пред-посылки:

1. 1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локали-зации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события явля-ются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной дея-тельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстерналь-ного к интервальному типу.

2. 2. Локус контроля, характерный для индивида, уни-версален по отношению к любым типам событий и ситуа-ций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной лич-ности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

 

Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по б-бальной шкале:

полное -3-2-112 3 полное

несогласие согласие

Другими словами, поставьте против каждого утвержде-ния один из б-ти предложенных баллов с соответствую-щим знаком «+» (согласие) или «—» (несогласие).

Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Же-лаем успеха!

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий че-ловека.

2. 2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. 3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. 7. Внешние обстоятельства — родители и благосостоя-ние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отноше-ния супругов.

8. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что проис-ходит со мной.

9. 9. Как правило, руководство оказывается более эффек-тивным, когда полностью контролирует действия подчи-ненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. 10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. 11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смо-гу осуществить их.

12. 12. То, что многим людям кажется удачей или везени-ем, на самом деле является результатом долгих целена-правленных усилий.

13. 13. Думаю, что правильный образ жизни может боль-ше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. 14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по досто-инству оценено другими.

16. 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. 17. Думаю, что случай или судьбы не играют важной роли в моей жизни.

18. 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения об-стоятельств.

22. 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором мож-но самостоятельно определять, что и как делать.

23. 23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоя-тельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. 25. В конце концов, за плохое управление организаци-ей ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. 27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. 28. На подрастающее поколение влияет так много раз-ных обстоятельств, что усилия родителей по их воспита-нию часто оказываются бесполезными.

29. 29. То, что со мной случается, — это дело моих соб-ственных рук.

30. 30. Трудно бывает понять, почему руководители посту-пают так, а не иначе.

31. 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. 32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. 33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды.

35. 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подож-дать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. 39. Я всегда предпочитаю принять решение и действо-вать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются не-признанными, несмотря на все его старания.

 

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

1. 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои воз-можности, должны винить в этом только самих себя.

2. 43. Многие мои успехи были возможны только благо-даря помощи других людей.

3. 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало что зависело от везе-ния или невезения.

 

КЛЮЧ Обработка результатов теста включает три этапа.

1 ЭТАП Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1.

ПОКАЗАТЕЛИ (ШКАЛЫ):

1. 1. Ио — шкала общей интернальности;

2. 2. Ид — шкала интернальности в области достижений;

3. 3. И - шкала интернальности в области неудач;

4. 4. Ис  — шкала интернальности в семейных отношениях;

5. 5. Ип — шкала интернальности в производственных от-ношениях;

6. 6. Им — шкала интернальности в области межличност-ных отношений;

7. 7. Из шкала интернальности в отношении здоровья и

 

болезни. Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам: Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми

шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «—», изменяют знак Вашего балла на обратный.

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

 

2 ЭТАП

 

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оцен-ки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследо-ваний.

Таблица 2 для перевода «сырых» баллов в стены.

ЗЭТАП
Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.
Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десяти-

 

балльных шкалах и отметьте так же норму, соответствую-щую 5,5 стенов. НАПРИМЕР:

Анализ результатов

Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСКпо 7-ми шкалам, сравнивая свои резуль-таты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе кон-троля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстер-нальном типе УСК.

Описание оцененных шкал:

1. Шкала общей интернальности (И^. Высокий пока-затель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуа-циями. Такие люди считают, что большинство важных со-бытий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким обра-зом, они чувствуют свою собственную ответственность за

эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио  соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят свя-зи между своими действиями и значимыми для них собы-тиями жизни, не считают себя способными контролиро-вать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий дру-гих людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (-0^). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высоко-му уровню субъективного контроля над эмоционально по-ложительными событиями и ситуациями. Такие люди счи-тают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом пресле-довать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид  свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам

— везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

1. 3. Шкала интернальности в области неудач (JST). Вы-сокие показатели по этой шкале говорят о развитом чув-стве субъективного контроля по отношению к отрицатель-ным событиям и ситуациям, что проявляется в склонно-сти обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ии  свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

2. 4. Шкала интернальности в семейных отношениях (if). Высокие показатели И означают, что человек счита-

 

с

ет себя ответственным за события, происходящие в его се-мейной жизни. Низкий Ис  указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности
в области производственных отношений (isQ.
Высокий Ип  свидетельствует о том, что человек считает

 

свои действия важным фактором организации собствен-ной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ^указывае т на то, что человек склонен припи-сывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

1. 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (И^. Высокий показатель /^свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий И^ напротив, указывает на то, что человек не может ак-тивно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров. 4

2. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (.ЙГ). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здо-ровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полага-ет, что выздоровление во многом зависит от его действий. Че-ловек с низким Из  считает здоровье и болезнь результатом слу-чая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

 

Исследование самооценок людей с разными типами субъек-тивного контроля показало, что люди с низким УСК характе-ризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неис-кренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с вы-соким УСК считают себя добрыми, независимыми, решитель-ными, справедливыми, способными, дружелюбными, честны-ми, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, от-ветственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО

Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться ли-стом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших поясне-ний, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:

1. 1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй. *

2. 2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. 3. Высокопоставленные должностные лица, как прави-ло, ловкачи и хитрецы.

4. 4. Современная молодежь разучилась испытывать глу-бокое чувство любви.

5. 5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. 6. Практически в любом коллективе присутствует за-висть или подсиживание.

7. 7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

8. 8. Большинство работников на предприятиях и в учрежде-ниях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. 9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. 10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11. 11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жале-ешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. 12. Добро должно быть с кулаками.

13. 13. С нашим народом можно построить счастливое об-щество в недалеком будущем.

14. 14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. 15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16. 16. Я очень доверчивый человек.

17. 17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.

18. 18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем буду-щем останется иллюзией.

19. 19. Наша действительность делает человека стандарт-ным, безликим.

20. 20. Воспитанность в моем окружении на работе - ред-кое качество.

21. 21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в об-мен на деньги.

22. 22. Большинство людей пойдет на безнравственные по-ступки ради личных интересов.

23. 23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. 24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

25. 25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

 

Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и ин-терпретации результатов.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: