1. Завуалированная жестокость в отношениях к лю-дям, в суждениях о них.
Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы от-вечали в самом начале раздела. О завуалированной жес-токости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество бал-лов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 — да (3), 6 - да (3), 11 - да (7), 16 - нет (3), 21 - нет (4).
Максимально можно набрать 20 баллов. Сколько получи-лось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетли-вее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
2. Открытая жестокость в отношениях к людям.
Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружаю-щих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, воз-можно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете су-дить по таким вопросам из выше приведенного опросни-ка: 2 - да (9), 7 - да (8), 12 - да (10), 17 - да (10), 22 - да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных?
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
Таковой выражается в объективно обусловленных от-рицательных выводах о некоторых типах людей и отдель-ных сторонах взаимодействия.
Обоснованный негативизм обнаруживается в таких воп-росах и вариантах ответов: 3 — да (1), 8 — да (1), 13 — нет (1), 18 — да (1), 23 — да (1). Максимальное число баллов — 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонст-рируют весьма выраженную жестокость — завуалирован-ную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то что вызывает обосно-ванный негативизм, не замечают.
4. Брюзжание, то есть склонность делать необосно-ванные обобщения негативных фактов в области взаи-моотношений с партнерами и в наблюдении за социаль-ной действительностью.
О наличии такого компонента в негативной установ-ке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 - да (2), 9 - да (2), 14 - да (2), 19 - да (2), 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10. А как обстоит с брюзжанием у вас?
5. Негативный личный опыт общения с окружающими.
Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и парт-
. неров по совместной деятельности (в предыдущих показа-телях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 — да (5), 10 - да (5), 15 - да (5), 20 - да (4), 25 - да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возмож-ных?
Подведем итоги:
Негативная коммуникативная установка
Показатели | максимум баллов | вами полученные | процент от максимума |
баллы | баллов | ||
Завуалированная жестокость | 20 | ||
Открытая жестокость | 45 | ||
Обоснованный негативизм | 5 | ||
Брюзжание | 10 | ||
Негативный опыт общения | 20 |
Всего: 100
Какой суммарный балл получен вами, если учесть все показатели негативной коммуникативной установки? Для сравнения приведем данные обследованных нами групп (N — число опрошенных).
Коммуникативная установка - % к максимуму баллов компонента
Компоненты установки Медсестры Врачи Воспитатели N=107 N=58 N=37
Завуалированная жестокость Открытая жестокость Обоснованный негативизм Брюзжание Негативный опыт общения 52,9 35,0 38,9 33,6 19,0 23,1 59,0 44,4 56,2 32,2 15,6 20,5 34,8 24,0 19,5
Всего: 42,0 27,4 31,6
Если вы получили балл выше общего среднего — 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной ком-муникативной установки, которая, по всей вороятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера.
Проблемы появятся даже в том случае, если вы старае-тесь тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда вы заставляете себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, од-нако расплачиваться за это приходится высокой психоло-гической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами рабо-ты - в семье, в общении с приятелями или в обществен-ных местах, что тоже малоприятно.
1) Уровень ситуативной коммуникативной толерантно-сти — фиксируется в отношениях данной личности к кон-кретному другому человеку, например, к брачному парт-неру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, напри-мер, в высказываниях: «терпеть не могу этого человека», «он меня раздражает своим присутствием», «меня трясет от него», «меня все в нем возмущает».
О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «мне очень импонирует этот деловой партнер», «с этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «не все я принимаю в этом человеке», «иногда он невы-носим», «кое-что меня в нем раздражает»;
2) уровень типологической коммуникативной толеран-тности — выявляется в отношениях человека к собиратель-ным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами.
Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: «меня раздражает такой тип людей», «я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «лучше не иметь дела с клиентами - пенсионерами». Средний уро-вень проступает в оборотах речи: «такие работники вызы-вают противоречивые чувства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типо-логической толерантности свидетельствуют выражения: «обычно представители этой нации — хорошие люди», «обо-жаю такой тип мужчин»;
3) уровень профессиональной толерантности — прояв-ляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаружи-вается у личности, главным образом в рабочей обстановке.
Так можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными — капризными, преувеличива-ющими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие «хороший» или «плохой» пассажир, у официантов, парикмахеров, води-телей такси — «хороший» или «плохой» клиент;
4) уровень общей коммуникативной толерантности —
в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными прин-ципами, состоянием психического здоровья человека.
Общая коммуникативная толерантность в значитель-ной мере предопределяет прочие ее формы — ситуатив-ную, типологическую, профессиональную.
Как же узнать, в какой мере вы способны проявлять терпимость к другим? Об этом свидетельствуют определен-ные поведенческие признаки и умонастроения.
О низком уровне общей коммуникативной толерант-ности свидетельствуют следующие особенности поведе-ния:
1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или прини-мать индивидуальность других людей.
Индивидуальность другого это прежде всего то, что со-ставляет особенное в нем: данное от природы, воспитан-ное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения лич-ностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.
Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам лю-дей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценка-ми от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов - совсем неверно, 1 -верно в некоторой степени, 2 — верно в значительной сте-пени, 3 — верно в высшей степени. Закончив оценку суж-дений, подсчитайте число полученных баллов, но будьте искренни:
баллы
1. 1. Медлительные люди обычно действуют мне на
нервы.
2. 2. Меня раздражают суетливые, непоседливые
люди.
3. 3. Шумные детские игры переношу с трудом.
4. 4. Оригинальные, нестандартные, яркие лично-
сти чаще всего действуют на меня отрица-
тельно.
5. 5. Безупречный во всех отношениях человек на-
сторожил бы меня.
Всего:
2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
В этом случае вы отказываете партнеру в праве на ин-дивидуальность и, словно в прокрустово ложе, втискивае-те партнера в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде вы счита-ете себя «истиной в последней инстанции», судите о парт-нерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями.
Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я. Меру согласия с суж-
дениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3:
баллы
1. 1. Меня обычно выводит из равновесия несообра-
зительный собеседник.
2. 2. Меня раздражают любители поговорить.
3. 3. Я бы тяготился разговором с безразличным для
меня попутчиком в поезде, самолете, если он
проявит инициативу.
4. 4. Я бы тяготился разговорами случайного по-
путчика, который уступает мне по уровню
знаний и культуры.
5. 5. Мне трудно найти общий язык с партнерами
иного интеллектуального уровня, чем у меня.
Всего:
3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей.
Таким способом вы регламентируете проявление инди-видуальности партнеров и требуете от них предпочтитель-ного для себя однообразия, которое соответствует вашему внутреннему миру - сложившимся ценностям и вкусам.
Проверьте себя: в какой мере категоричны или консер-вативны ваши оценки в адрес окружающих:
баллы
1. 1. Современная молодежь вызывает неприятные
чувства своим внешним видом (прически, кос-
метика, наряды).
2. 2. Так называемые «новые русские» обычно про-
изводят неприятное впечатление либо бескуль-
турьем, либо рвачеством.
3. 3. Представители некоторых национальностей в моем
окружении откровенно не симпатичны мне.
4. 4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
5. 5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким
профессиональным уровнем.
Всего:
4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
Качества личности партнера, которые определяют по-ложительный эмоциональный фон общения с ним, назо-вем коммуникабельными, а качества партнера, вызываю-щие негативное отношение к нему — некоммуникабельны-ми. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые от-рицательные реакции в ответ на некоммуникабельные ка-чества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызыва-ют некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения.
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкнове-нии с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):
баллы
1. 1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
2. 2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо не-
приятен.
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре на-
стоять на своем.
1. 3.
2. 4. Мне неприятны самоуверенные люди.
Ь. Обычно мне трудно удержаться от замечания в ад-
рес озлобленного или нервного человека, который
толкается в транспорте.
Всего:
5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.
В сущности, вы беретесь за непосильную задачу — воз-намерились изменить ту или иную подструктуру личнос-ти, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении
правил этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам.
Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным.
баллы
1. 1. Я имею привычку поучать окружающих.
2. 2. Невоспитанные люди возмущают меня.
3. 3. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспиты-
вать кого-либо.
4. 4. Я по привычке постоянно делаю кому-либо заме-
чания.
5. 5. Я люблю командовать близкими.
Всего:
В данном случае вы как бы «обтесываете» те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настаиваете на принятии вашей точки зрения, оценивая партнера, ис-ходите из своих обстоятельств и т. д.
Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка сужде-ний от 0 до 3 баллов):
баллы
1. 1. Меня раздражают старики, когда в час пик они ока-
зываются в городском транспорте или в магазинах.
2. 2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком
для меня просто пытка.
3. 3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей пра-
вильной позицией, то обычно это раздражает меня.
4. 4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
5. 5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-
своему, не так, как мне того хочется.
Всего:
7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, нелов-кость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
Это означает, что ваше сознание «застревает» на разли-чиях между личностными подструктурами — вашей и парт-нера. Таков источник взаимных обид, стремления услож-нить отношения с партнером, придавать особый неприят-ный смысл его поступкам и словам.
Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
баллы
1. 1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам доста-
нется по заслугам.
2. 2. Меня часто упрекают в ворчливости.
3. 3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми,
кого я ценю или уважаю.
4. 4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные
шутки.
5. 5. Если деловой партнер непреднамеренно заде-
нет мое самолюбие, я на него тем не менее оби-
жусь.
Всего:
8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.
Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недо-могает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности — душевно черствый и поэтому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в диском-фортных состояниях и обычно рассчитывает на понима-ние и поддержку окружающих.
Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к диском-фортным состояниям окружающих (оценка суждений от О до 3 баллов):
баллы
1. 1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую
жилетку.
2. 2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей),
которые при удобном случае рассказывают о
своих болезнях.
3. 3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-
нибудь начинает жаловаться на свою семей-
ную жизнь.
4. 4. Обычно я без особого внимания выслушиваю
исповеди друзей (подруг).
5. 5. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из
родных или друзей.
Всего:
9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, при-вычкам, установкам или притязаниям других.
Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигает-ся проще, чем адаптация к партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего парт-нера, а не себя - для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптаци-онные умения обеих сторон.
Проверьте себя: каковы ваши адаптивные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):
баллы
1. 1. Как правило, мне трудно идти на уступки парт-
нерам.
2. 2. Мне трудно ладить с людьми, у которых пло-
хой характер.
3. 3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым
партнерам по совместной работе.
4. 4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения
с несколько странными людьми.
5. 5. Чаще всего я из принципа настаиваю на сво-
ем, даже если понимаю, что партнер прав.
Всего:
Итак, вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низком уровне общей коммуникативной толерантности, сопровождающемся не-гативными эмоциями. Подсчитайте сумму баллов, полу-ченных вами по всем 9-ти признакам и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которое мож-но заработать — 135, свидетельствует об абсолютной не-терпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так невероятно получить ноль баллов — свидетельство терпимости личности ко всем ти-
пам партнеров во всех ситуациях. В среднем, опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений — 31 балл, медсестры — 43, врачи — 40 баллов. Сравните свои данные с приведенными показателями и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.
Обратите внимание на то, по каким из 9-ти предложен-ных выше поведенческих признаков у вас высокие сум-марные оценки - здесь возможен интервал от 0 до 15 бал-лов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту от-ношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообраз-нее. Сравните себя с представителями некоторых массо-вых профессий, связанных с общением и влиянием на людей.
Показатели сниженной толерантности — бал из 15 воз-можных (N — число опрошенных)
Компоненты установки
Неприятие или непонимание инди-видуальности человека. Использование себя в качестве эта-лона при оценке других. Категоричность или консерватизм в оценках людей.
Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкно-вении с некоммуникабельными ка-чествами партнеров.
Стремление переделать, перевоспи-тать партнеров. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным.
Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно при-чиненные вам неприятности.
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту парт-нера.
Неумение приспосабливаться к парт-нерам.
В сумме:
Воспитатели Медсестры Врачи N=22 N=53 N=27
3,4 5,6 4,4
3,0 4,3 4,7
4,7 6,1 5,7
3-1 5,3 5,2
5,1 5,1 4,0
3,2 4,5 4,4
3,7 4,6 4,4
1,8 3,3 3,4 2,6 4,0 4,0 31,2 42,8 40,2
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ТИПА ЛИЧНОСТИ»
И «ВЕРОЯТНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ»
ДАННОГО ТИПА
ДЖ. ОЛДХЭМА И Л. МОРРИСА
В предлагаемой методике представлены 14 категорий типов личности, а также тест, определяющий модель ис-следуемой личности.
В 1994 г. в США была опубликована классификация расстройств личности «Американской психиатрической ассоциации». Эта классификация была представлена в «библии американской психиатрии», в Диагностическом и Статистическом справочнике умственных расстройств — DSM-IV. В то же время в США действует тест «Экспертиза расстройства личности» — ЭРЛ. Принципы, которыми ру-ководствовались составители DSM-IV и ЭРЛ, формируют основу для системы определения типа личности и Авто-портрета Личности, представленных в данной методике. Четырнадцать типов личности, выделенных в методике, это обычные гуманные непатологические версии резких болез-ненных расстройств, зафиксированные в DSM-IV и ЭРЛ.
Переводя выше сказанное на российскую терминоло-гию, предлагаемый тест определяет «норму» и «акцентуа-цию» определенного типа личности. Авторы пишут: «Хотя никто не может сказать с уверенностью где заканчивается ТИП и начинается расстройство, все же они руководству-ются следующим: «Если индивидуум способен гибко вза-имодействовать с окружающими, если обычные действия и впечатления приносят ему удовлетворение, тогда мы смело можем отнести этого человека к нормальному или здоровому типу личности, и, напротив, если на повседнев-ные задачи индивид реагирует негибко или не выполняет их, а также, если обычные действия и впечатления приво-дят к дискомфорту или лишают человека способности к самосовершенствованию, то мы говорим о патологической или малоадаптируемой личности». Т. Миллон — психолог.
АВТОПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ
Ваш персональный тип, это неповторимая смесь всех четырнадцати известных нам типов, его можно изобра-зить на бумаге в виде кривой. Ответьте на вопросы теста, подсчитайте ответы и занесите их в таблицу Автопортре-та, затем соедините точки, и вашим глазам предстанет уникальная кривая вашей личности. Никто, кроме вас, не обладает идентичным набором типов, составляющих этот автопортрет.
Четырнадцать следующих разделов посвящены каждо-му типу в отдельности. Вам не нужно будет использовать тест во время чтения. Все читатели, заполнившие и не заполнившие таблицу, смогут открыть для себя уникаль-ные стороны своей личности и окружающих людей (роди-телей, детей, родственников, друзей, учителей, супругов, любовников, начальников, подчиненных), внимательно прочитав каждую главу.
Все четырнадцать стилей нормальны и универсальны, и хотя любая личность имеет сильные и слабые стороны, нет ничего «ненормального» в доминировании одного типа или недостатке другого. Персональный Автопортрет - это ил-люстрация богатства и многообразия отличий среди всех нас.
Четырнадцать расстройств В конце каждого раздела описывается расстройство лич-ности, присущее данному типу. Обсуждаются чувства и поведение людей, страдающих расстройствами, предлага-ются варианты диагностирования и лечения данного рас-стройства. Важно еще раз заметить, что основная цель Автопортрета личности невыявление расстройства лично-сти. Другими словами, если ваша кривая поднялась до уровня Бдительного стиля, это говорит лишь о том, что вы высоко бдительны, а не о том, что вы страдаете параной-ей. Преобладание одного стиля над другими говорит о том, что ваша личность обладает большинством полезных и не очень полезных качеств этого стиля, а не о психическом заболевании. Только квалифицированный психиатр или другой профессионал в данной области способен диагнос-тировать расстройство. Если же описание какого-нибудь расстройства наведет вас на мысль, что вы или кто-то из близких подвержены серьезному недугу, посоветуйтесь с врачом. Автопортрет личности для двоих Любой тест, призванный определить ваш характер, не будет полным, хотя именно вы являетесь лучшим судьей собственным мыслям и чувствам. Ваши поступки гораздо
лучше оценят люди, находящиеся рядом. Чтобы достиг-нуть большей точности в установлении диагноза, психи-атры довольно часто обращаются к помощи членов семей пациентов. Близкие люди могут считать составление гра-фика Автопортрета личности друг для друга своего рода упражнением, помогающим лучше узнать, понять себя и человека, постоянно находящегося рядом. Для этого нуж-но взять тест и ответить на его вопросы так, как, по ваше-му мнению, ответил бы ваш партнер, принимая во внимание его склонности, антипатии и поступки, затем сравните результаты с оригиналом. Ваше представление об этом человеке, возможно, окажется субъективным, и если вы отнесетесь к этому с интересом и вниманием, пре-доставит вам много полезной информации.
Иногда это упражнение помогает обнаружить скрытые стороны вашей личности и личности вашего друга.
ТЕСТ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ
Инструкции
/. Ответьте на все 107 вопросов
Даже если вы считаете, что вопрос не касается вас или вашей личной жизни, отвечайте так, как если бы он имел к вам отношение.
Д. (Да, я согласен).
Используйте этот ответ, если данное утверждение со-вершенно верно для Вас, в большинстве случаев. М. (Может быть, я согласен). Используйте этот ответ, если данное утверждение иног-
да, каким-то образом верно для Вас. Используйте этот ответ так же для утверждений, состо-
- ящих из нескольких частей, если Вы согласны с одной, но не согласны с другой.
Н. (Нет, я не согласен).
Используйте этот ответ, если данное утверждение со-вершенно ложно для Вас.
1. 1. Я провожу за работой больше времени, дмн чем мои коллеги, поскольку люблю, чтобы все было сделано правильно и хорошо.
2. 2. Я очень организованная личность. Я люб- дмн лю следовать расписанию и составлять списки дел, которые следовало бы выполнить. Иногда у меня оказывается столько списков, что я не знаю, что с ними делать.
3. 3. Иногда меня называют «трудоголиком».
дмн
Действительно, я работаю очень напряженно, даже когда есть деньги и все счета оплачены. Думаю, если бы я захотел, то мог бы рассла-биться и немного отдохнуть.
1. 4. Я люблю свои ежедневные дела и обязан- дмн ности. Я становлюсь упрямым, если кто-то пытается заставить меня изменить им.
2. 5. Я ненавижу рутину, я не очень обязатель- дмн ный человек, поэтому откладываю все дела на потом или вообще не занимаюсь ими.
3. 6. Когда бы я не добивался успеха, всякий дмн раз обнаруживаю, что не получаю от этого удо-вольствия, к тому же в другой сфере жизни все начинает разлаживаться.
4. 7. У меня множество способностей, но они дмн не дают мне преимуществ. Если я делаю что-то хорошо, то могу помочь другим, но не могу за-ставить свои способности работать на себя.
5. 8. Я прекрасно лажу е собой. Я знаю, ка-кую работу хочу выполнять, каких друзей иметь и вообще, что для меня важно.
6. 9. Я чувствую себя, как пустая раковина. Я могу ощущать полную бессмысленность су-ществования.
7. 10. Я обожаю мечтать. Представляю себя богатым, могущественным и знаменитым. Под шумные аплодисменты получающим Нобелев-скую премию, обожествляемым за талант и красоту толпой фанов.
11. Хотя я и не уверен, что это хорошо, меня привлекает насилие, оружие и боевые искусст-ва. Я люблю фильмы, в которых много дей-ствия.
1. 12. Считают, что я говорю довольно стран-но, говорю вещи, которые слишком глубоки для людей, или не объясняю, что я имею в виду.
2. 13. Меня называют надменным, ну что ж...
3. 14. Я люблю, когда мной восхищаются, а когда игнорируют, пытаюсь выуживать комп-лименты словно рыбу.
4. 15. Внешность очень важна для меня, я тра-чу много времени, удостоверяясь в том, что выгляжу привлекательно.
5. 16. Иногда люди считают меня эксцентрич-ным, потому что я одеваюсь по-своему и ка-жусь им немного «не от мира сего». Действи-тельно, я живу в собственном маленьком мирке.
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн дмн дмн дмн
1. 17. Хотя я думаю, что понимаю людей, они всегда говорят, что у меня нет ни малейшего понятия о том, что они чувствуют.
2. 18. Если приходится стоять в очереди или сидеть в переполненном ресторане, я обычно пытаюсь пролезть вперед и быть обслуженным4 немедленно, или, по крайней мере, я считаю, что так должно быть.
3. 19. Я никогда не ощущаю вины за то, что сделал.
4. 20. Все люди, с которыми я сотрудничаю, и все организации, к которым я принадлежу, являются влиятельными и важными.
21. Возможно, некоторые считают меня за-жатым и косным, но я свято верю, что для аморального или неэтичного поведения изви-нений не существует.
1. 22. Прежде чем принять решение, я пред-почитаю выслушать добрый совет, даже если это касается будничных проблем.
2. 23. Я просто не могу выбрасывать старые вещи, даже если они бесполезны и бессмыс-ленны для меня.
3. 24. Может быть, я и преувеличиваю важ-ность своей персоны, но, честно говоря, думаю, что достоин всяческих похвал.
4. 25. Я суровый судья самому себе.
5. 26. Я бы не назвал себя легкомысленным, для меня все имеет значение и вес. Большую часть времени я абсолютно серьезен.
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
1. 27. Иногда мне кажется, что вина, это мое второе имя. Я даже не всегда уверен, что знаю повод, из-за которого чувствую себя виноватым.
2. 28. Я не очень-то верю в себя, иногда я чув-ствую себя просто никчемным.
3. 29. Я не боюсь рассказывать другим о своих проблемах, но чувствую себя очень неудобно, если мне помогают решать их.
4. 30. Люди могут думать, что я слишком много говорю о своих неудачах, но они не понимают, насколько все действительно плохо для меня.
31. Иногда я замечаю, что смеюсь над не-удачами других, хотя не очень горжусь такой реакцией. Возможно, мне просто хочется ска-зать: «Вот я бы на вашем месте...»
1. 32. Мне трудно находиться среди тех, кто богаче меня, так как часто завидую их счаст-ливой звезде.
2. 33. Иногда мне трудно расслабиться и от-дохнуть. Когда появляется возможность доста-вить себе удовольствие, по разным причинам мне трудно воспользоваться ею.
3. 34. Когда дело касается взаимоотношений с окружающими, мне кажется, что я свой самый злейший враг. Я вечно связываюсь с теми, что унижает и разочаровывает меня. Не могу пове-рить, что я настолько не разбираюсь в людях. Должно быть, просто наивен.
4. 35. Со мною трудно долго находиться ря-дом, потому что мои требования к людям чрез-мерны. И все-таки я расстраиваюсь, когда люди сходят с ума от моего поведения.
дмн
дмн дмн дмн дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
1. 36. Если кто-то заботится обо мне или слиш-ком нежно ко мне относится, для меня это не ин-тересно. Мне становится даже скучно, если в моих отношениях с окружающими отсутствует вызов.
2. 37. Кажется, я иногда слишком много де-лаю для других.
3. 38. Обычно я оставляю серьезные решения другим важным людям.
4. 39. Я не слишком самостоятелен, я больше последователь, чем лидер, но могу быть пре-данным игроком в команде.
5. 40. Мне нравится соглашаться с другими людьми. Если я не согласен, то обычно остав-ляю свое мнение при себе.
41. Я лезу из кожи вон, делая все для дру-гих, чтобы понравиться им. Иногда в пылу я могу даже доставить неприятности.
42. Мне гораздо лучше находиться в среде общения, потому что я чувствую себя совершен-но беспомощным в одиночестве.
43. Когда общение прекращается, я начи-наю паниковать и немедленно начинаю искать другое.
44. Вероятно, я слишком волнуюсь, что не могу позаботиться о себе, если потеряю важно-го в своей жизни человека.
45. Порой я просто теряю рассудок, когда представляю, что люди могут покинуть меня.
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн дмн дмн дмн дмн дмн
Я принимаюсь звонить и требовать, чтобы меня разуверили в этих подозрениях, что, должно быть, здорово им докучает.
1. 46. Я люблю быть в центре внимания, это восхитительно. Я гораздо лучше чувствую себя в центре событий, чем на обочине.
2. 47. Мне нравится флиртовать, и я хочу, что-бы люди считали меня привлекательной.
3. 48. Меня считают очень занимательным. Я умею живо и красочно рассказывать о том, что произошло, хотя и не всегда придержива-юсь фактов.
4. 49. Я довольно легко поддаюсь внушению. Мне приходится быть всегда настороже, чтобы не попасть под влияние других.
5. 50. Слишком часто я предаю больше значе-ния взаимоотношениям, чем они того стоят. Это причиняет мне душевную боль.
51. Как правило, мои взаимоотношения очень интенсивны, чувства, которые я испы-тываю к человеку, бросаются из одной крайно-сти в другую. Иногда я преклоняюсь перед ним, а иногда просто не переношу его присутствия.
1. 52. Для меня зависть - это жизненный фак-тор. Я завидую - мне завидуют. ^
2. 53. Я не очень доверяю людям, хотя мне бы хотелось. Просто не могу не волноваться, что они используют меня, если я не буду прояв-лять осторожность.
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
1. 54. Иногда мне кажется, что мои друзья или коллеги не так уж преданны, как мне бы хотелось.
2. 55. У меня нет близких друзей, кроме, раз-ве что, некоторых членов семьи.
3. 56. Я ревнивец. Я всегда волнуюсь, верен ли мне мой партнер.
4. 57. Я довольно скрытная личность и держу всегда все в себе, так как никогда не знаешь, кто может использовать эту информацию в сво-их целях.
5. 58. Вообще-то я одиночка. Мне не очень-то нравится, если вокруг люди, даже моя семья.
6. 59. Если есть выбор, я предпочитаю все де-. лать сам.
7. 60. Я не испытываю сильного желания за-няться с кем-нибудь сексом.
61. Для меня трудно быть самим собой в близких отношениях. Я боюсь показаться смеш-ным и поэтому отступаю.
1. 62. Я стесняюсь в кругу новых людей.
2. 63. Я часто нахожу общество невыносимым, даже если это общество людей, которых я хо-рошо знаю. Не могу преодолеть чувство, что другие смотрят на меня, оценивают и не всегда лестно.
3. 64. Обычно я не связываюсь с людьми, пока не удостоверюсь, что нравлюсь им.
дмн дмн дмн дмн
дмн дмн дмн дмн
дмн
дмн
дмн
1. 65. Мне более удобно заниматься работой, ко-торая не вовлекает в себя много людей. Я беспо-коюсь, что коллеги станут критиковать меня.
2. 66. В обществе я чувствую себя уверенно. Я разговариваю спокойно, без страха сказать какую-нибудь глупость или обнаружить про-бел в знаниях.
3. 67. Люди не понимают или не одобряют меня.
4. 68. Я могу быть довольно критичным по отношению к своему боссу или вышестоящему начальству. Может быть я не представляю ка-ково это находиться в их шкуре, но, мне ка-жется, я мог бы работать лучше.
5. 69. Когда меня просят сделать то, что я не хочу делать, я становлюсь несносным, могу спорить, дуться или ворчать.
6. 70. Если ко мне придираются, становлюсь невыносимым, упрямым, но позже чувствую вину и пытаюсь ее загладить.
71. Лучше бы я не относился к другим так критично, я всегда нахожу в них недостатки.
1. 72. Некоторые люди говорят, что я черес-чур самостоятелен, но лучше я сделаю работу сам, чем позволю другим сделать ее неправиль-но. Я рискну показаться слишком «деловым», если это сможет заставить людей выполнить работу так как нужно.
2. 73. Думаю, что строгая дисциплина очень важна. Хотя я не приверженец физических
дмн
дмн
д Мн д Мн
д Мн дмн дмн
дмн
дмн
наказаний, верю в правильность пословицы: «Пожалеешь розгу — испортишь ребенка».
1. 74. Члены моей семьи часто жалуются, что я ущемляю их свободу и независимость. Пола-гаю, я действительно довольно строг.
2. 75. Люди говорят, что я унижаю их перед другими. Они не должны быть такими чувстви-тельными — слова не могут обидеть. А если они действительно считают меня слишком критич-ным, пусть отвечают тем же.
3. 76. Думаю, что могу быть страшным, неко-торые люди говорят, что выполняют мои ука-зания потому, что боятся меня.
4. 77. Я предпочитаю доминировать в отноше-ниях с окружающими. В результате я могу показаться жестоким или плохим, не осозна-вая этого.
5. 78. Я верю, что в некоторых отдельных си-туациях приходится перешагивать через дру-гих, чтобы добраться до нужного места.
6. 79. Я вижу, что некоторые люди делают мне мелкие пакости, достают или даже оскорбля-ют меня лишь для того, чтобы вывести из себя.
7. 80. Если кто-то поступил по отношению ко мне плохо, я долго держу на него зуб.
81. Я не обязательно говорю только правду.
82. Иногда я люблю присочинить или иска-зить факты, только чтобы посмотреть на реак-
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
цию людей, это всего лишь шутки, нет причин злиться.
1. 83. Иногда мне говорят, что я ищу предлог к ссоре. Правда, я готов спорить или драться с любым, кто не на моей стороне.
2. 84. Я остро чувствую критику, даже если она завуалирована, и никому не спускаю ее с рук.
3. 85. У меня ужасный характер, но ничего не могу поделать.
4. 86. Люди говорят, что иногда не понимают, воспринимать ли мои чувства серьезно или нет.
5. 87. Я выражаю свои чувства пылко и теат-рально.
6. 88. У меня особое проявление эмоций. На-пример, что-то печальное может показаться смешным, и я рассмеюсь.
7. 89. Мое настроение — чувствительный при-бор. Мелочи могут выбить меня из колеи. За несколько часов я могу испытать широкий спектр эмоций, от счастья до печали и раздра-жения. Но плохое настроение никогда не затя-гивается.
8. 90. Я много размышляю и беспокоюсь.
91. Я бы не хотел так сильно переживать по поводу того, что думает обо мне общество.
92. Ненавижу риск и нетрадиционные ре-шения, так как боюсь оказаться в дураках.
дмн
дмн дмн дмн дмн дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
1. 93. На свете не так уж много вещей, кото-рые я люблю делать.
2. 94. Меня можно назвать человеком с каменным лицом, потому что я вообще не очень эмоционален.
3. 95. Я не показываю своей реакции ни на критику, ни на комплименты.
4. 96. Я думаю, что настроен на иную, чем ос-тальные, волну. Иногда я замечаю странные вещи, и они мне кажутся реальными, хотя я не могу доказать этого. Например, выход из собственного тела или присутствие рядом че-ловека, который давно уже умер.
5. 97. Меня привлекает магия и НЛО. Я обладаю подобием «шестого чувства», иногда знаю, что дол-жно произойти за долго до того, как это случится.
6. 98. Я вижу стакан наполовину пустым, а не наполовину полным.
7. 99. Я не могу легко тратить деньги, хотя некоторые обвиняют меня в скупости. Я пред-почитаю оставлять что-нибудь на черный день.
100. Мне нравится действовать импульсив-но и по вдохновению, например, я могу напить-ся, если есть настроение, или позволить себе хорошо поесть. Возможно, иногда я вожу ма-шину слишком быстро или делаю бессмыслен-ные покупки. Так жить гораздо интереснее, хотя порою можно и обжечься.
101. Я могу быть очень театральным в печа-ли. Я иногда угрожаю убить себя, но вряд ли это сделаю на самом деле.
дмн дмн дмн дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
дмн
102. Я заинтересован андеграундным сти- дмн лем жизни, когда можно беспрепятственно ло-мать устоявшиеся правила.
103. Я просто не способен долго работать дмн или волноваться, оплачены ли мои счета, по-этому многие люди считают меня безответствен-ным.
104. Я не принадлежу к типу людей, кото- д Мн рые осторожничают. Я могу рискнуть ехать на повышенной скорости или немного выпивши, но я всегда знаю что делаю.
105. Я люблю все делать спонтанно, не пла- д Мн нируя заранее.
106. В детстве я был трудным ребенком и д Мн вечно попадал в неприятности. Я прогуливал уроки, убегал из дома, дрался, врал, воровал и спекулировал.
107. Под влиянием стресса я становлюсь д Мн подозрительным без причины или нарочно все порчу, а после притворяюсь, что ничего не слу-чилось.
II. Теперь обозначьте Ваши ответы в таблице.
1. 1. Имейте в виду, что таблица разделена на 14 коло-нок, обозначенных буквами от А до N, каждая из этих колонок в свою очередь подразделена на 3 маленьких ко-лонки, обозначенных буквами а, Ь, с. В них вы обознача-ете свой ответ.
2. 2. Для каждого из 107 вопросов обозначьте соответству-ющую букву (ДМН) в том ряду, где они появляются. На-пример, ваш ответ на вопрос № 1 должен появиться в ко-лонке I.
Заметьте, что на вопросы 53, 55 и 57 вы должны отве-тить в двух колонках вместо одной.
III. Расчет конечного результата
1. 1. В колонке А подсчитайте количество «а», после под-считайте количество «Ь».
2. 2. Теперь умножьте количество «а» на 2.
3. 3. К полученному результату прибавьте количество «Ь» и запишите конечный результат.
4. 4. Повторите эти расчеты для всех колонок от В до N.
Заметьте, что крайние справа подколонки С я расчетах не участвуют.
IV. Нарисуйте свой Автопортрет личности в виде графика, как будет показано далее
1. 1. Для каждого из четырнадцати личностных типов постройте свою колонку и впишите в них ваш конечный результат, например, если конечный результат в колонке А равнялся 7, обведите цифру 7 в таблице в колонке А.
2. 2. После того, как вы полностью обведете четырнад-цать цифр в колонке, соедините точки между собой. По-лученный график — ваш Автопортрет личности.
ГРАФИК АВТОПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ