Семейная жизнь глазами матери

Методика PARJ (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (преж-де всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (се-мейной роли).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающие-ся разных сторон отношения родителей к ребенку и жиз-ни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отно-шений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I - опти-мальный эмоциональный контакт, П — излишняя эмоцио-

нальная дистанция с ребенком, III — излишняя концент-рация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описываются с помощью 8 признаков, их номера в оп-росном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

.— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

.— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

.— семейные конфликты (7);

.— сверхавторитет родителей (11);

.— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

.— «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

.— доминирование матери (19);

.— зависимость и несамостоятельность матери (23).

 

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

.— побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

.— партнерские отношения (14);

.— развитие активности ребенка (15);

.— уравнительные отношения между родителями и ре-бенком (21).

 

П. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со-стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

.— раздражительность, вспыльчивость (8);

.— суровость, излишняя строгость (9);

.— уклонение от контакта с ребенком (16).

 

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, б, 10, 12, 18, 20, 22):

.— чрезмерная забота, установление отношений зависи-мости (2);

.— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

.— создание безопасности, опасение обидеть (6);

.— исключение внесемейных влияний (10);

.— подавление агрессивности (12);

.— подавление сексуальности (18);

.— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

.— стремление ускорить развитие ребенка (22).

 

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной после-довательности, и отвечающий должен выразить к ним от-ношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости опре-деляет выраженность признака. Таким образом, максималь-ная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно - 8, 7, 6, 5 - низ-кие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже не-большие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, ста-райтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью; а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б - если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением полностью не согласны».

О себе сообщите:
Возраст
Пол
Образование
Профессия
Количество и возраст детей

 

1. Если дети считают свои взгляды правиль-ными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б

2. Хорошая мать должиа сберегать сяоих

детей даже от маленьких трудностей и обцд. А а б Б

1. 3. Для хорошей матери дом и семья -са,МОе важное в жизни. А а б Б

2. 4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

3. 5. Дети должны отдавать себе отчет в 'гом, что родители делают для них очень много. А а б Б

4. 6. Маленького ребенка всегда следует креп-ко держать во время мытья, чтобы он не у^ал. А а б Б

5. 7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. АабБ

6. 8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благо-дарить родителей за строгое воспитание. А а б Б

7. 9. Пребывание с ребенком целый день мо-жет довести до нервного истощения. А а б Б

8. 10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

9. 11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

10. 12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

11. 13. Самое плохое для матери, занимающей-ся хозяйством, чувство, что ей нелегко освобо-диться от своих обязанностей.

12. 14. Родителям легче приспособиться к де-тям, чем наоборот.

13. 15. Ребенок должен научиться в жизни мно-гим нужным вещам, и поэтому ему нельзя раз-решать терять ценное время.

14. 16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать по-стоянно.

15. 17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

16. 18. В присутствии ребенка не надо разгова-ривать о вопросах пола.

17. 19. Если бы мать не руководила домом, му-жем и детьми все происходило бы менее орга-низованно.

18. 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

19. 21. Если бы родители больше интересова-лись делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

20. 22. Большинство детей должны самостоя-тельно справляться с физиологическими нуж-дами уже с 15 месяцев.

21. 23. Самое трудное для молодой матери — ос-таваться одной в первые годы воспитания ре-бенка.

 

АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

А абБ А абБ А а бБ АабБ А абБ АабБ

АабБ

АабБ

АабБ

1. 24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра-вильная.

2. 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые не-сет жизнь.

3. 26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

4. 27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

5. 28. Мать должна жертвовать своим счасть-ем ради счастья ребенка.

6. 29. Все молодые матери боятся своей нео-пытности в обращении с ребенком.

7. 30. Супруги должны время от времени ру-гаться, чтобы доказать свои права.

8. 31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

9. 32. Матери часто настолько бывают замуче-ны присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

10. 33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

11. 34. Ребенок должен уважать своих родите-лей больше других.

 

35.Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеж-дает мать в том, что ее воспитательные возмож-ности меньше умений и способностей (могла бы, но...).

АабБ

АабБ АабБ АабБ А абБ АабБ А абБ АабБ

А абБ АабБ АабБ

АабБ

АабБ

1. 37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

2. 38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

3. 39. Родители, которые разговаривают с ре-бенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

4. 40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

5. 41. Нельзя допускать, чтобы девочки и маль-чики видели друг друга голыми.

6. 42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

7. 43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

8. 44. Если у вас принято, что дети рассказы-вают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие воп-росы можно решить спокойно и без конфликтов.

9. 45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

10. 46. Нехорошо, когда мать одна преодолева-ет все трудности, связанные с уходом за ребен-ком и его воспитанием.

11. 47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

12. 48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

13. 49. Женщина должна выбирать между до-машним хозяйством и развлечениями.

14. 50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

 

АабБ

А абБ

А а бБ

А аб Б

А аб Б АабБ

А абБ АабБ

А абБ А абБ

АабБ АабБ А абБ

1. 51. Очень мало женщин получает благодар-ность детей за труд, затраченный на их воспи-тание.

2. 52. Если ребенок попал в беду, в любом слу-чае мать всегда чувствует себя виноватой.

3. 53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вы-зывают раздражение.

4. 54. Дети, которым внушили уважение к нор-мам поведения, становятся хорошими, устой-чивыми и уважаемыми людьми.

5. 55. Редко бывает, чтобы мать, которая це-лый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

6. 56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

7. 57. Дети должны знать, что нет людей бо-лее мудрых, чем их родители.

8. 58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

9. 59. Молодые матери страдают по поводу сво-его заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

10. 60. Заставлять детей отказываться и при-спосабливаться — плохой метод воспитания.

 

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

1. 62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому при-выкнут.

2. 63. Когда мать плохо выполняет свои обя-занности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанно-стей по содержанию семьи.

 

АабБ АабБ АабБ

АабБ

АабБ АабБ А абБ АабБ А абБ АабБ АабБ АабБ

АабБ

1. 64. Детские игры с сексуальным содержа-нием могут привести детей к сексуальным пре-ступлениям.

2. 65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хо-зяйство.

3. 66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

4. 67. Родители, которые выслушивают с одоб-рением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

5. 68. Чем быстрее слабеет связь детей с семь-ей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

6. 69. Умная мать делает все возможное, что-бы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

7. 70. Дети должны принимать участие в ре-шении важных семейных вопросов.

8. 71. Родители должны знать, как нужно по-ступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

9. 72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

10. 73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

11. 74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

12. 75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

 

А абБ

А абБ А абБ

АабБ

АабБ

А абБ А абБ

А абБ

А абБ А абБ

А абБ А абБ

1. 76. В семейной жизни существует много воп-росов, которые нельзя решить путем спокойно-го обсуждения.

2. 77. Большинство детей должны воспитывать-ся более строго, чем это происходит на самом деле.

3. 78. Воспитание детей - это тяжелая работа.

4. 79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

5. 80. Больше всех других дети должны ува-жать родителей.

6. 81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это мо-жет привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

7. 82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

8. 83. Родители должны считать детей равно-правными по отношению к себе во всех вопро-сах жизни.

9. 84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на-ходится на правильном пути и будет счастлив.

10. 85. Надо оставить ребенка, которому груст-но, в покое и не заниматься им.

11. 86. Самое большое желание любой матери -быть понятой мужем.

12. 87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные про-блемы.

13. 88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

14. 89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

 

А аб Б

Ааб Б А аб Б А а б Б Ааб Б

А а б Б А а б Б Ааб Б Ааб Б Ааб Б А аб Б

А аб Б Ааб Б А аб Б

1. 90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принима-ют их советы.

2. 91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справ-ляться с физиологическими нуждами.

3. 92. Большинство женщин нуждаются в боль-шем количестве времени для отдыха после рож-дения ребенка, чем им дается на самом деле.

4. 93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит роди-телям свои проблемы.

5. 94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к лю-бой работе.

6. 95. Для хорошей матери достаточно обще-ния с собственной семьей.

7. 96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

8. 97. Матери жертвуют всем ради блага соб-ственных детей.

9. 98. Самая главная забота матери — благопо-лучие и безопасность ребенка.

10. 99. Естественно, что двое людей с противо-положными взглядами в супружестве ссорятся.

 

100. Воспитание детей в строгой дисципли-не делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. 103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

А абБ

А абБ

А абБ

А абБ

А абБ А абБ

А абБ А абБ А абБ

А абБ А абБ А абБ А абБ А абБ

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчаст-ной, потому что знает, что многие вещи, кото-рые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у роди-телей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. 108. Дети делают все возможное, чтобы за-интересовать родителей своими проблемами. 109. Немногие мужчины понимают, что мате-ри их ребенка тоже нужна радость в жизни. 110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отда-вать себе отчет в том, что будет вынуждена ру-ководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родите-лями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кор-мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отноше-нию к детям.

А абБ

АабБ

АабБ

Ааб Б Ааб Б Ааб Б Ааб Б

Ааб Б Ааб Б

Ааб Б

Ааб Б

Ааб Б

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

^чЛтвет
АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

 

№ ппЧ,
1

 

24 47 7093
2

 

25 48 7194
3

 

26 49 7295
4

 

27 50 7396
5 28 51 7497
6 29 52 7598
7 30 53 7699
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79102
11 34 57 80103
12 35 58 81104
13 36 59 82105
14 37 60 83106
15 38 61 84107
16 39 62 85108
17 40 63 86109
18 41 64 87110
19 42 65 88111
20 43 66 89112
21 44 67 90113
22 45 68 91114
23 46 69 92115

 

Для психолога, работающего в производственном кол-лективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисе-мейных отношений, особенности организации семей-ной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

— хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональ-ной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в мето-дике это шкала 17);

— отношения, обеспечивающие воспитание детей, «пе-дагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред-варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (се-мейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семей-ного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в произ-водственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приори-тете семейных проблем над производственными, о вторич-ности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале

13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому призна-ку, характерна зависимость от семьи, низкая согласован-ность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оцен-ки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психоло-гу лучше понять специфику семейных отвошений обсле-дуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенно-стей неудавшихся отношений между родителями и ребен-ком, зоны напряжений в этих отношениях-

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

КЛЮЧ

 

\Ответ Значение Ааб Б Ааб Б Ааб Б Ааб Б Ааб Б признака № шК

1 24477093
2 25487194
3 26497295
4 27507396
5 28517497
6 29527598
7 30537699
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79102
11 34 57 80103
12 35 58 81104
13 36 59 82105
14 37 60 83106
15 38 61 84107
16 39 62 85108
17 40 63 86109
18 41 64 87110
19 426588Ш
20 43 66 89112
21 446790113
22 45 68 91114
23 46 69 92115

 

А — 4 балла; а — 3 балла; 6 — 2 балла; Б — 1 балл.

 

Признаки:

1) Вербализация 13) Неудовлетворенность

ролью хозяйки 2) Чрезмерная забота 14) Партнерские отношения 3) Зависимость от семьи 15) Развитие активности ре-

бенка 4) Подавление воли 16) Уклонение от конфликта 5) Ощущение самопожерт-17) Безучастность мужа вования 6) Опасение обидеть 18) Подавление сексуальности 7) Семейные конфликты 19) Доминирование матери

8) Раздражительность 20) Чрезвычайное вмешатель-

ство в мир ребенка 9) Излишняя строгость 21) Уравнение отношения 10) Исключение внесемей-,22) Стремление ускорить раз-ных влияний витие ребенка 11) Сверхавторитет роди-23) Несамостоятельность ма-телей тери

J

г

12) Подавление агрессивноств

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А. Я. ВАРГА, В. В. СТОЛИН

Тест-опросник родительского отношения (0Р0) представ-ляет собой психодиагностический инструмент, ориентиро-ванный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система раз-нообразных чувств по отношению к ребенку, поведенчес-ких стереотипов, практикуемых в общении с ним, особен-ностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. 1. «Принятие-отвержение*. Шкала отражает интеграль-ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание од-ного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребен-ка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклон-ностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребен-ку и не уважает его.

2. 2. «Кооперация* - социально желательный образ роди-тельского отношения. Содержательно эта шкала раскры-вается так: родитель заинтересован в делах и планах ре-бенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творчес-кие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ре-бенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. 3. «Симбиоз* - шкала отражает межличностную дис-танцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим-биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ре-бенком единым целым, стремится удовлетворить все по-требности ребенка, оградить его от трудностей и неприят-ностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по сво-

 

ей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятель-ности никогда.

1. 4. «Авторитарная гиперсоциализация* - отражает фор-му и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За про-явления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребен-ка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

2. 5. * Маленький неудачник* - отражает особенности вос-приятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении дан-ного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоя-тельность. Родитель видит ребенка младшим по сравне-нию с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьез-ными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

Текст опросника

1. 1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. 3. Я уважаю своего ребенка.

4. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значи-тельно отклоняется от нормы.

5. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от ре-альных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. 8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, кото-рые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. 21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. 22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и спо-собный, как мне бы хотелось.

25. 25. Я жалею своего ребенка.

26. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое сво-бодное время.

28. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрос-леет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. 33. При принятии семейных решений следует учиты-вать мнение ребенка.

34. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. 37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эго-изм, упрямство и лень.

40. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

 

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

1. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

2. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

3. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

4. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

5. 46. Мой ребенок часто раздражает меня.

6. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

7. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

8. 49. Я не доверяю своему ребенку.

9. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

10. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

11. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

12. 53. Я разделяю интересы своего ребенка.

13. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать само-стоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

14. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

15. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

16. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

17. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

18. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

19. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

20. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к Опроснику

1. 1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. 5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

 

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учиты-вается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответ-ствующим шкалам интерпретируется как:

.- отвержение,

.- социальная желательность,

.- симбиоз,

.- гиперсоциализация,

.- инфантилизация (инвалидизация).

 

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К. РОДЖЕРСА И Р. ДАЙМОНДА

ОПРОСНИК СПА

1. 1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибуд! в разговор.

2. 2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. 3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. 4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. 5. Часто ругает себя за сделанное.

6. 6. Часто чувствует себя униженным.

7. 7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. 8. Свои обещания выполняет всегда

9. 9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. 10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. 11. В своих неудачах винит себя.

12. 12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. 13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изме-нить, все усилия напрасны.

14. 14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. 15. Принимает в целом те правила и требования, кото-рым надлежит следовать.

16. 16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. 17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. 18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застре-вает» на переживаниях обид, мысленно перебирая спосо-бы мщения.

19. 19. Умеет управлять собой и собственными поступка-ми, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него

 

— не проблема.

1. 20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

2. 21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

3. 22. Люди, как правило, ему нравятся.

4. 23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

5. 24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

6. 25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

7. 26. С окружающими обычно ладит.

8. 27. Всего труднее бороться с самим собой.

9. 28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

10. 29. В душе - оптимист, верит в лучшее.

11. 30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

12. 31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

13. 32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

14. 33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

15. 34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

16. 35. Человек с привлекательной внешностью.

17. 36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

18. 37. Приняв решение, следует ему.

19. 38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

20. 39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

21. 40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

22. 41. Всем доволен.

23. 42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

24. 43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, ста-ло вдруг безразличным.

25. 44. Уравновешен, спокоен.

26. 45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

27. 46. Часто чувствует себя обиженным.

28. 47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

29. 48. Бывает, что сплетничает.

30. 49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда под-водят его.

31. 50. Довольно трудно быть самим собой.

32. 51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

33. 52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом — не от мира сего.

34. 53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

35. 54. Старается не думать о своих проблемах.

36. 55. Считает себя интересным человеком — привлека-тельным как личность, заметным.

37. 56. Человек стеснительный, легко тушуется.

38. 57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, что-бы довел дело до конца.

39. 58. В душе чувствует превосходство над другими.

40. 59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

41. 60. Боится того, что подумают о нем другие.

42. 61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

43. 62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

44. 63. Чедовек деятельный, энергичный, полон ини-циатив.

45. 64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

46. 65. Себя просто недостаточно ценит.

47. 66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

48. 67. Относится к себе в целом хорошо.

49. 68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

50. 69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отноше-ния, особенно — если разногласия грозят стать явны-ми.

51. 70. Подолгу не может принять решение, а потом сомне-вается в его правильности.

52. 71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все сме-шалось у него.

53. 72. Доволен собой.

54. 73. Невезучий.

55. 74. Человек приятный, располагающий к себе.

56. 75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нра-виться как человек, как личность.

57. 76. Презирает лиц противоположного пола и не связы-вается с ними.

58. 77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг - не получится.

59. 78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

60. 79. Умеет упорно работать.

61. 80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

62. 81. Случается, что говорит о том* в чем совсем не разби-рается.

63. 82. Всегда говорит только правду.

64. 83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

65. 84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

66. 85. Чувствует неуверенность в себе.

67. 86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

68. 87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отно-шениях с другими.

69. 88. Человек толковый, любит размышлять.

70. 89. Иной раз любит прихвастнуть.

71. 90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

72. 91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитыва-ет на чью-то помощь.

73. 92. Никогда не опаздывает.

74. 93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

75. 94. Выделяется среди других.

76. 95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно по-ложиться.

77. 96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

78. 97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

79. 98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

80. 99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят. 100. Беспокоится, что лица противоположного пола

 

слишком занимают мысли. 101. Все свои привычки считает хорошими.

БЛАНК для ответов

12345678 910
111213 141516 1718 19 20
2122232425262728 29 30
3132 33 3435363738 3940
4142434445464748 49 50
515253 5455565758 59 60
616263 6465666768 69 70

 

7172 73 747576 7778 79 80

 

8182838485868788 89 90

 

919293 9495969798 99100
101

 

Инструкция

 

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим соб-ственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание оп-росника, примерьте его к своим привычкам, своему обра-зу жизни и оцените: в како й мер е это высказыва-ние может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозна-чить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по ваше-му мнению, один из семи вариантов оценок, пронумеро-ванных цифрами от «О» до «6»:

.— «О» - это ко мне совершенно не относится;

.— «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

.— «3» - не решаюсь отнести это к себе;

.— «4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

.— «5» - это на меня похоже;

.— «6» - это точно про меня.

 

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Показател и

и ключ и интерпретаци и

Интегральны е показател и

«Адаптация» «Самоприятие»

«Приятие других» «Эмоциональная

комфортность»

Интегральны е показател и «Интернальность» «Стремление к доминированию»

Показатели

1 а Адаптивность

Ъ Дезадаптивность

2 а Лживость — b+

3 а Приятие себя

b Неприятие себя

4 а Приятие других

b Неприятие других

5 а Эмоциональный комфорт b Эмоциональный дискомфорт

5 а Эмоциональный комфорт b Эмоциональный дискомфорт

6 а Внутренний

контроль
b Внешний
контроль

 

Номера высказываний

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37,41, 44,47, 51, 53, 55,61,63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

2,6, 7, 13, 16, 18,25,28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

34,45, 48, 81, 89, 8, 82, 92, 101

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 7, 59,62,65,90,95,9 9

9, 14, 22, 26, 53, 97

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63,68, 79, 91, 98, 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

Нормы

(68-170) 68-136

(68-170) 68-136

(18-45) 18-36

(22-52) 22-42 (14-35) 14-28

(12-30) 12-24 (14-35) 14-28

(14-35) 14-28 (14-35) 14-28

(14-35) 14-28 (14-35) 14-28

(26-65) 26-52 (18-45) 18-36

Показатели

Номера высказываний

Нормы

7 а Доминирование

58, 61, 66

(6-15) 6-12

b Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

(12-30) 12-24
8

Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86

 . (10-25) 10-20
             

 

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопреде-ленности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределен-ности — как высокие.

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА. ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ГРУППЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необхо-димо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Дос-тоинством методики является то, что при работе с ней ис-пытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повтор

:

нал сортировка того же набора карточек, но в других от-ношениях: «социальное "Я"» (Каким меня видят другие?);

«идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?)*,

«актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);

«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);

«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тен-денций поведения человека в реальной группе: зависи-мость, независимость, общительность, необщительность, принятие * борьбы» и ^избегание борьбы*. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление инди-вида к принятию групповых стандартов и ценностей: со-циальных и морально-этических. Тенденция к общитель-ности свидетельствует о контактности, стремлении обра-зовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремле-ние личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимо-отношений; в противоположность этой тенденции избега-ние «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодей-ствия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конф-ликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общитель-ность и «борьба» могут быть истинными, внутренне при-сущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщи-тельность, принятие «борьбы» - избегание «борьбы») при-ближается к 20, то мы говорим об истинном преоблада-нии той или иной устойчивой тенденции, присущей инди-виду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испы-туемому предъявляется карточка утверждений и предла-гается ответить «да», если оно соответствует его представ-лению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и толь-ко в исключительных случаях разрешается ответить: «со-мневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Отве-ты испытуемого разносятся по соответствующим ключам

и подсчитываютея тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является призна-нием полярного качества, количество ответов «да» скла-дывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицатель-ный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тен-денциям расцениваются нами как признак нерешительно-сти, уклончивости, астеничности, однако в других случа-ях это может свидетельствовать об известной избиратель-ности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями,

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явить-ся источником внутреннего конфликта личности, находя-щейся во власти имеющих одинаковую выраженность про-тивоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование дан-ной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. 1. Критичен к окружающим товарищам.

2. 2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. 3. Склонен следовать советам лидера.

4. 4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. 5. Нравится дружественность в группе.

6. 6. Склонен противоречить лидеру.

7. 7. Испытывает симпатии к одному - двум членам группы.

8. 8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. 9. Нравится похвала лидера.

10. 10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. 11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. 12. Склонен руководить товарищами.

13. 13. Радуется общению с одним - двумя друзьями.

14. 14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со

 

стороны членов группы. 15 Склонен поддерживать настроение своей группы.

1. 16. Не придает значения личным качествам членов группы. 17 Склонен отвлекать группу от ее целей.

2. 18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя

 

лидеру. 19* Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

1. 20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

2. 21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

3. 22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

4. 23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

5. 24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

6. 25. Недоволен слишком формальными отношениями.

7. 26. Когда обвиняют — теряется и молчит.

8. 27. Предпочитает соглашаться с основными направле-ниями в группе.

9. 28. Привязан к группе в целом больше, чем к опреде-ленным товарищам.

10. 29. Склонен затягивать и обострять спор.

11. 30. Стремится быть в центре внимания.

12. 31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

13. 32. Склонен к компромиссам.

14. 33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

15. 34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

16. 35. Может быть коварным и вкрадчивым.

17. 36. Склонен принять на себя руководство в группе.

18. 37. Откровенен в группе.

19. 38. Возникает нервное беспокойство во время группо-вого разногласия.

20. 39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответствен-ность при планировании работ.

21. 40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

22. 41. Склонен сердиться на товарищей.

23. 42. Пытается вести других против лидера.

24. 43. Легко находит знакомства за пределами группы.

25. 44. Старается избегать быть втянутым в спор.

26. 45. Легко соглашается с предложениями других чле-нов группы.

27. 46. Оказывает сопротивление образованию группиро-вок в группе.

28. 47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

29. 48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

30. 49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

31. 50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

32. 51. Становится на сторону лидера при групповых раз-ногласиях.

33. 52. Инициативен в установлении контактов в общении.

34. 53. Избегает критиковать товарищей.

35. 54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

36. 55. Не нравится, что отношения в группе слишком фа-мильярны.

37. 56. Любит затевать споры.

38. 57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

39. 58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и на-рушать их.

40. 59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».

41. 60. Склонен выражать недовольство лидером.

 

КЛЮЧ

I. Зависимость - 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54 Независимость - 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

п.

Общительность - 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

ш

.IV. Необщительность - 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 40, 55, 58

.V.  Принятие «борьбы* -1, II, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59

.IV. Избегание «борьбы* - 2, 8,14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА

АДАПТАЦИЯ Н. В. ГРИШИНОЙ

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отно-шения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение кон-фликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элимини-ровать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа ис-следований, указывающих на позитивные функции конф-ликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным скон-центрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных си-туациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким обра-зом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную мо-дель регулирования конфликтов, основополагающими из-мерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен-ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет сле-дующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добить-ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере-сов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации прихо-дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере-сы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведе-ния, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на ком-промиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем Опроснике по выявлению типичных форм по-ведения К. Томас описывает каждый из пяти перечислен-ных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочета-ниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его по-ведения.

ОПРОСНИК

1. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов дру-гого и моих собственных.

3. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интере-сами ради интересов другого человека.

5. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стара-юсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполез-ной напряженности.

6. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятнос-тей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

7. 7.    А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за ка-ких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. 10.  А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. 11.  А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и главным обра-зом сохранить наши отношения.

12. 12.  А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. 13.  А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. 14.  А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спра-шиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преиму-щества моих взглядов.

15. 15.  А. Я стараюсь успокоить другого и главным обра-зом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избе-жать напряженности.

16. 16.  А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. 17.  А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо-лезной напряженности.

18. 18.  А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. 21.  А. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель-ным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению про-блемы.

22. 22.  А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания.

23. 23.  А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетво-рить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. 24.  А. Если позиция другого кажется ему очень важ-ной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компро-миссу.

25. 25.  А. Я пытаюсь показать другому логику и преиму-щества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель-ным к желаниям другого.

26. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетво-рить желания каждого из нас.

27. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. 30.  А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном воп-росе, чтобы мы совместно с другим заинтересован-ным человеком могли добиться успеха.

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенден-ции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ

Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ («СОЦИОМЕТРИЯ») ДЖ. МОРЕНО

Социометрическая техника применяется для диагнос-тики межличностных и межгрупповых отношений в це-лях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию соци-ального поведения людей в условиях групповой деятель-ности, судить о социально-психологической совместимо-сти членов конкретных групп.

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле-дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова-ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа-тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши-ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо-метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ-ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав-нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить-ся в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог-раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на-считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро-ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на-правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек-том выборов в группе будет равно {N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля-ется основной количественной константой социометричес-ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди-видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно-го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж-личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя-зей становится так много, что без применения вычисли-тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры яв-ляется большая вероятность получения случайного выбо-ра. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мо-тивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только, два объясне-ния: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо ис-пытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь фор-мальной лояльностью- к окружающим и к эксперимента-тору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследо-вателей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов Группы. Например, в группе из 25 человек каждо-му предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи считают, что введение «социо-метрического ограничения» значительно превышает надеж-ность социометрических данных и облегчает статистичес-кую обработку материала. С психологической точки зре-ния социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действи-тельно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли-дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных от-ветов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометричес-кого ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социо-метрической процедуры состоит в том, что социометричес-кая константа (N-1) сохраняется только для системы по-лучаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для сис-темы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра-ничением). Введением величины d можно стандартизиро-вать вн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: