Графики: а — выпуклого типа; б — ровного типа', в — промежуточного и вогнутого типов; г - нисходящего типа. Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень на-чального темпа работы в первые 5 сек.
Тест используется обычно в комплексе с другими, из-меряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологи-ческого консультирования по совершенствованию индиви-дуального стиля деятельности. Тестирование производит-ся индивидуально, занимает не более 2 мин.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Л. И. ВАССЕРМАНА И Н. В. ГУМЕНЮКА
Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, соответствующего вашему пове-дению.
1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить
в парикмахерскую? 1) никогда; 2) иногда; 3) почти всегда.
1. 2. У Вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)? 1) меньше, чем работа большинства людей; 2) примерно такая же, как работа большинства людей; 3) больше, чем работа большинства людей.
2. 3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена: 1) делами, требующими решения; 2) обыденными делами; 3) делами, которые Вам скучны.
3. 4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожи-данностями, непредвиденными обстоятельствами и ослож-нениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с таки-ми событиями?
1) несколько раз в день;
2) несколько раз в неделю;
3) примерно раз в день;
4) раз в неделю;
5) раз в месяц или реже.
5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или
люди слишком многого требуют от Вас, то Вы: 1) теряете аппетит и/или меньше едите; 2) едите чаще и/или больше обычного; 3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.
6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас
есть неотложные заботы, то Вы: 1) немедленно принимаете соответствующие меры; 2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.
1. 7. Как быстро Вы обычно едите? 1) я обычно кончаю есть раньше других; 2) я ем немного быстрее других; 3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей; 4) я ем медленнее, чем большинство людей.
2. 8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что
Вы едите чересчур быстро? 1) да, часто; 2) да, раз или два; 3) нет, мне никто никогда этого не говорил.
9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно,
например, едите и работаете? 1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно; 2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени; 3) я делаю это редко или никогда не делаю.
10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слиш-ком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете же-лание поторопить его?
1) часто;
2) иногда;
3) почти никогда.
11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль
медленно говорящего, чтобы ускорить разговор? 1) часто; 2) иногда; 3) почти никогда.
12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы
невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно? 1) раз в неделю или чаще; 2) несколько раз в месяц; 3) почти никогда; 4) никогда.
13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что при-
едете в определенное время, то как часто Вы опаздываете? 1) иногда; 2) редко; 3) почти никогда; 4) я никогда не опаздываю.
14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя
времени еще вполне достаточно? 1) часто; 2) иногда; 3) редко или никогда.
15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут. Вы:
1) спокойно подождете;
2) будете прохаживаться в ожидании;
3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы
было чем заняться в ожидании.
16. Если Вам приходится стоять в очереди, например,
в столовой, в магазине и т. п., то Вы: 1) спокойно ждете своей очереди; 2) испытываете нетерпение, но не показываете этого; 3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие; 4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пы-таетесь найти способ избежать потери времени.
17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то Вы:
1) напрягаете все силы, для победы;
2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно.
2. 18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудни-ки) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревнова-нии в этой работе?
1) предпочитаю избегать этого; 2) принимаю потому, что это неизбежно; 3) получаю удовольствие, так как это меня подбад-ривает и стимулирует.
19. Когда Вы были моложе, большинство людей счита-
ло, что Вы: 1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоя-
щее время: 1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
1. 21. По мнению Ваших родных или друзей Вы: 1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и несклонны соревноваться?
2. 22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу об-
щую активность? 1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее; 2) около среднего; всегда есть какое-то занятие; 3) сверхактивность, бьющая через край энергия.
23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относи-
тесь к своей работе слишком серьезно? 1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно, нет.
24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы
менее энергичны, чем большинство людей? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет.
25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно, нет.
26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы
легко сердитесь (раздражаетесь)? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет.
27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы
живете мирной и спокойной жизнью? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет.
28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы
большинство дел делаете в спешке? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет.
29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень старае-тесь выиграть?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно, нет.
1. 30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе? 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный, (не было проблем); 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
2. 31. Каким Вы представляете свой характер сегодня: 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный; 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
3. 32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не началь-
ник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом? 1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше; 2) я чувствую легкую досаду; 3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.
33. Если повторяющиеся прерывания в работе действи-
тельно Вас разозлили, Вы: 1) ответите резко; 2) ответите в спокойной форме; 3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить; 4) попытаетесь найти более спокойное место для ра-боты, если это возможно.
34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны
закончить к определенному сроку? 1) ежедневно или чаще; 2) еженедельно; 3) ежемесячно или реже.
35. Работа, которую Вы должны закончить к опреде-
ленному сроку, как правило: 1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;
2) вызывает сильное напряжение, так как срыв сро-ка может повлиять на работу группы людей.
36. Вы сами себе определяете сроки выполнения рабо-
ты на службе и дома?
1) нет;
2) да, но только изредка;
3) да, весьма часто.
37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу
назначенного срока бывает: 1) лучше; 2) обычное; 3) хуже.
38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняе-
те два или несколько заданий, делая то одно, то другое? 1) нет, никогда; 2) да, но не так часто; 3) да, постоянно.
г 39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставать-
ся на нынешней работе в последующем году? 1) Да; 2) нет, мне хотелось бы добиться большего; 3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен.
40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли: 1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности; 2) продвижение в должности без существенного по-вышения зарплаты.
41. К концу отпуска Вы: 1) хотите продлить его еще на недельку — другую; 2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе; 3) Вам хочется чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе.
42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали
меньше дней отпуска, чем положено? 1) Да; 2) нет;
3) нет, никогда.
43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете пере-
стать думать о работе? 1) да, часто; 2) да, иногда; 3) нет, никогда.
44. В последние три года Вы получали какие-либо по-
ощрения на работе? 1) нет, никогда; 2) иногда; 3) да, часто.
45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете
дома материалы, связанные с работой? 1) редко или никогда; 2) раз в неделю или реже; 3) почти постоянно.
46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания
рабочего дня или приходите на работу в неурочное время? 1) на моей работе это невозможно; 2) весьма редко; 3) иногда (реже, чем раз в неделю).
47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или
повышенная температура? 1) да; 2) нет.
48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от ра-
боты, то Вы: 1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам; 2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.
49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают
от Вас, что Вы будете руководить? 1) редко; 2) не чаще, чем от других; 3) чаще, чем от других.
50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?
1) никогда:
2) иногда;
3) часто.
1. 51. Если кто-то поступает в отношении &ас нечестно, Вы: 1) прямо указываете ему на это; 2) находитесь в нерешительности и поступаете в за-висимости от обстоятельств; 3) ничего не говорите об этом.
2. 52. По сравнению с другими, выполняющими такую
же работу, Вы прилагаете: 1) гораздо больше усилий; 2) несколько больше усилий; 3) примерно столько же усилий; 4) немного меньше усилий; 5) гораздо меньше усилий.
53. По сравнению с другими, выполняющими такую
же работу, Вы чувствуете: 1) значительно большую ответственность; 2) несколько большую ответственность; 3) примерно такую же ответственность; 4) несколько меньшую ответственность; 5) значительно меньшую ответственность.
54. По сравнению с другими, выполняющими та-кую же работу, Вы чувствуете необходимость торо-питься?
1) гораздо больше;
2) несколько больше;
3) столько же;
4) несколько меньше;
5) гораздо меньше.
55. По сравнению с другими, выполняющими такую
же работу, Вы:) значительно более аккуратны;) несколько более аккуратны;) примерно в такой же степени аккуратны;) несколько менее аккуратны;) значительно менее аккуратны.
56. По сравнению с другими, выполняющими такую
же работу, Ваше отношение к ней: 1) гораздо более серьезное; 2) несколько более серьезное; 3) мало отличается от других; 4) несколько менее серьезное; 5) значительно менее серьезное.
57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли
10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели; 1) больше часов; 2) примерно столько же; 3) меньше, чем раньше;
58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли
10 лет тому назад, нынешняя работа требует: 1) меньшей ответственности; 2) столько же ответственности; 3) большей ответственности.
59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли
10 лет тому назад, нынешняя работа: 1) более престижна; 2) столь же престижна; 3) менее престижна.
60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?
1) изменений не было или были однажды;
2) две;
3) три;
4) четыре;
5) нять и более.
2. 61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?
1) да;
2) нет.
Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:
540
Если количество баллов не превышает 167, то с высо-кой вероятностью диагностируется выраженный тип по-веденческой активности личности — тип А;
168-335 баллов — диагностируется определенная тенден-ция к поведенческой активности типа А (условно - А 1); 336-459 — диагностируется промежуточный (переход-ный) тип личностной активности — тип АБ; 460-626 баллов — диагностируется определенная тенден-ция к поведенческой активности типа Б (условно - Б 1);
627 баллов и выше — диагностирует;~я с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б.
Интерпретация результатов.
1. Для испытуемых с выраженной поведенческой ак-тивностью — тип А — характерны:
преувеличенная потребность в деятельности — сверх-вовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечь-ся от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;
постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при не-удовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактив-ность в достижении цели нередко сразу в нескольких об-ластях жизнедеятельности, нежелание отказаться от дос-тижения цели, несмотря на «поражение»;
неумение и нежелание выполнять каждодневную обсто-ятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентра-ции внимания; нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, ест*, говорить, принимать решения;
энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкреп-ляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;
импульсивность, эмоциональная несдержанность в спо-рах, неумение до конца выслушать собеседника;
соревновательность, склонность к соперничеству и при-знанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;
стремление к доминированию в коллективе или компа-ниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельства-ми и жизненными трудностями.
2. Для лиц, у которых диагностируется тендевция к поведенческой активности типа А1, характерны:
повышенная деловая активность, напористость, увле-ченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетли-востью и умением выбрать главное направление деятель-ности, быстрым принятием решения;
энергичная, выразительная речь и мимика;
эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стрем-ление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;
чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасы-щенных ситуациях; стремление к соревновательности, однако без амбици-озности и агрессивности;
при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.
3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточ-ный (переходный) тип поведенческой активности — АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, раз-носторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и уме-ло организованным отдыхом; моторика и речевая экспрес-сия умеренно выражены.
Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоя-тельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрес-согенных факторов, хорошая приспособляемость к различ-ным видам деятельности.
4. Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б1, харак-терна рациональность.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ»