Изучение нового материала

Конспект урока №32 (1) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 8 класс 14.05.20

Тема: Понятие "окружающая среда". Воздействие солнечного света на организм человека. Взаимодействие организма и среды. Правила загорания.

Цель: формирование у обучающихся представлений об окружающей среде и её влиянии на здоровье человека.

 Задачи:

Образовательные:  

- расширить представления обучающихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм.

- формирование знаний о солнечной энергии, о закаливании организма, о здоровом образе жизни.

Коррекционно-развивающие:

- Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.

Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, толерантность, направленность на взаимодействие, сотрудничество.

Оборудование: доска, тетради, ручки, ноутбук, презентация, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Организация начала урока, нэн.

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.

- Кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели? Молодцы!

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.

Сообщение темы и цели урока

Тема сегодняшнего урока «Понятие "окружающая среда". Воздействие солнечного света на организм человека. Взаимодействие организма и среды. Правила загорания».

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.

II. Основная часть

Изучение нового материала

Организм человека может, функционировать только при условии тесной связи с окружающей средой. Из окружающей среды в организм поступают кислород, вода и питательные вещества. Они необходимы для протекания процессов обмена веществ, благодаря которым организм получает возможность расти, развиваться, поддерживать нормальную температуру тела, мышечную и умственную деятельность. При этом организм выделяет во внешнюю среду углекислый газ, избыток пищи, воды и тепла, а также вредные вещества, продукты распада, которые образуются в процессе обменных реакций.

На организм действуют различные факторы окружающей среды: солнечный свет, состав воздуха, его температура и скорость движения, степень влажности, атмосферное давление, уровень радиации, магнитные поля, растения и животные. Организм приспособлен к их естественному воздействию.

Кожа – самый большой и наиболее доступный орган человеческого тела, мы видим его, осязаем, чего не скажешь, например, о печени. Кожа нуждается в постоянном уходе. На кожу самое большое влияние оказывает солнце.

Солнечные лучи относят к факторам неживой природы, активно влияющим на организм человека. Долгое время сильный загар воспринимался как показатель здоровья кожи. Сейчас у медиков и косметологов отношение к интенсивному воздействию солнечных лучей на кожу неоднозначное. Так, давайте все же выясним, чем опасны и полезны солнечные лучи?

Солнечная активность определяет уровень солнечной радиации и температуру окружающей среды. Существуют ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человек невооруженным глазом увидеть не может.

Основное действие инфракрасных лучей на организм - тепловое. Они нагревают поверхность кожи, вызывая расширение капилляров, что ведет к общему покраснению кожного покрова. Тепловое воздействие повышает температуру тела, усиливает потоотделение и учащает пульс. Интенсивный солнечный свет может приводить к помутнению хрусталика. Чаще это заболевание встречается в жарком поясе Земли. Помутнение хрусталика возможно у стеклодувов и рабочих железопрокатных заводов, которые смотрят в огонь и на расплавленную стеклянную массу.

Видимые лучи обеспечивают зрение. Психологи считают, что видимый свет способен воздействовать на организм человека: зеленый цвет - нейтральный, красно-желтые оттенки бодрят, сине-фиолетовые - успокаивают. Поэтому для неуравновешенных людей желательно синее освещение, а для вялых - красное.

Ультрафиолетовые лучи обладают большой биологической активностью. В умеренных дозах их действие полезно. Повышается тонус центральной нервной системы. Под их действием образуется витамин D и усиливается обмен веществ. Ультрафиолетовые лучи губительны для микроорганизмов.

Часть людей на земном шаре живет в условиях недостатка естественных солнечных лучей, т. е. солнечного голодания. Это жители Крайнего Севера и Заполярья, где бывают длительные, полярные ночи.

Работники подземного и безоконного производств трудятся без естественного освещения. В крупных городах солнечный свет экранируется загрязнением атмосферы, пылью, дымом, газами. Проникновение ультрафиолетовых лучей в помещение уменьшают: двойные рамы в 5-6 раз, тюлевые шторы в 1,2 раза. Поэтому необходимо следить за чистотой окон, уровнем освещенности и проветриваемости помещений.

В первую очередь от солнечного голодания страдают дети, у которых существует риск возникновения заболевания рахита. Поэтому необходимо принимать витамин D и регулировать пребывание на солнце.

Ультрафиолетовые лучи могут и отрицательно воздействовать на организм: вызывать ожоги, появление пигментных пятен и повреждения глаз. Солнечные ожоги приводят к болевым ощущениям, покраснению, припухлости и повышению температуры. Избыточное ультрафиолетовое облучение стимулирует перерождение клеток кожи в злокачественные образования.

Среди людей рак кожи развивается при сниженном содержании пигмента меланина. На Гавайских островах рак кожи у представителей негроидной расы встречается в 42 раза реже, чем у европеоидной. В Казахстане коренные жители болеют раком в 10 раз реже, чем приезжие. Сильное ультрафиолетовое облучение ведет к высыханию кожи, преждевременному образованию морщин и старению.

Эксперимент профессора дерматологии Сэма Шустера; убедительно доказал, что солнечные лучи старят кожу. Были взяты четыре небольших образца кожи: по одному со спины и предплечья восьмидесятилетнего человека и аналогичные кусочки кожи юноши. Коллаген в коже спины старого человека соответствовал (с учетом естественного процесса старения) коллагену в обоих образцах кожи молодого человека. Однако коллаген в коже предплечья старика был разрушен в гораздо большей степени. Единственным объяснением этого различия может быть то, что предплечье находилось под воздействием солнечных лучей в течение 80 лет, в то время как спина была закрыта одеждой. Этот эксперимент стоит вспомнить, когда вы соберетесь раздеться на пляже и позагорать. Но осмотрительное отношение к принятию солнечных ванн способствует сохранению и укреплению здоровья.

Физкультминутка

- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.

Цель: снять статическое напряжение мышц спины.

Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: