Проект «Декорирование старой мебели для заданного интерьера»

Статья-проект: «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся среднего возраста в процессе декорирования мебели»

 

Митюшкина Елена Леонидовна,

Преподаватель рисунка и дизайна

                                                           МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Мензелинск

   Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала обучающихся.

   Основой творческого развития личности, является постановка художественно-образного мышления, ассоциативного мышления – основы которого закладываются в раннем детстве. Задача учителя,  состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческую личность каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Задача учителя – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем.

Предмет исследования:

Формирование творческой личности учащихся через изучение современного декора мебели.

Гипотеза: реализация проектной деятельности учащихся в интересах личности развивает мотивацию к познанию и творчеству учащихся и позитивно влияет на результат обучения и развитие творческой личности.

Цель проекта: Развитие творческой личности учащихся в процессе создания выразительного художественного образа декорированной мебели.

Для достижения цели проекта ставим следующие задачи:

2. Установить исходный уровень развитие мотивации личности учащихся к познанию и творчеству.

3. Выявить и обобщить наиболее продуктивные методы.

4. Проверить предлагаемый вариант реализации теоретических знаний и практических навыков, раскрытия творческих способностей личности в избранной области деятельности, достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создания условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

5. Проследить динамику развития мотиваций личности к познанию и творчеству.

6. Оформить презентацию последовательности и результата работы.

Краткие сведения о проекте. В реализации проекта участвует группа учеников отделения изобразительного искусства. Возраст детей на начало реализации проекта 15-16 лет. На окончание реализации проекта 15-16 лет. Общее время реализации проекта 3 месяца (с декабря 2017 года по февраль 2018 года включительно). База для реализации проекта – МБУ ДОД Детская школа искусств города Мензелинска.

Основные этапы реализации проекта:

 I этап: ознакомительно-диагностический (рассчитан на период декабрь 2017г.). Анализ и оценка исходных данных детей отслеживаемой группы. Организация первоначального диагностического этапа проекта.

II этап: практический (рассчитан на период январь - февраль 2018г). Осуществление формирующего этапа развития творческих способностей обучающихся. Определение эффективности проектной деятельности. Корректировка условий, обеспечивающих развитие творческих навыков и умений учеников.

III этап: обобщающий (рассчитан на февраль 2018г.). Систематизация, анализ и обобщение результатов обучения. Определение перспективных задач на дальнейшую педагогическую деятельность.

 В процессе реализации всех этапов проекта ведущими условиями являлись:

· Развитие творческих способностей детей, пришедших обучаться в школу на отделение изобразительного искусства.

· Эффективность процесса обучения обеспечивалась за счет создания развивающей среды, где непременным условием являлись: индивидуальный, личностно-ориентированный, системный, комплексный, творческий подходы.

·  Главные принципы успешного обучения - системность, целостность, индивидуализация, дифференциация, креативность, охрана здоровья учеников.

· Результаты обучения отслеживались через учебные занятия, выставки, участие в конкурсах, итоговые контрольные мероприятия.

· Учитель приходит к ученикам не только с готовыми знаниями, а с идеей.

· Учитель должен отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы заставлять придумывать и открывать вновь.

· Ученик имеет право на самостоятельное мнение.

· Учитель и ученик — партнеры, отсюда — доверительно-искренний характер их взаимоотношений.

    Таким   образом, особенностью педагогики является способ организации учебного процесса, при котором учителю отводится роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.

Проект «Декорирование старой мебели для заданного интерьера»

      Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как  метод проектов.

Говоря о ДПИ, мы, прежде всего, имеем в виду создание самобытных предметов. Постоянное стремление человека к новизне, к изменению всех форм проявления культуры, заставляло людей искать новые формы и конструкции.

На уроках ДПИ в проектных работах рассматривается множество видов декоративно-прикладного творчества и новые формы дизайна. Например, в разделе декорирование можно предложит работу с нестандартными материалами.

Анализ исследований, посвященный проблеме развития творческих способностей, позволяет сделать вывод о неразрывности понятий дизайна и декоративно-прикладного творчества в структуре учебно-познавательного процесса.

Уроки предмета дизайн и ДПИ – это уроки жизни. Эти предметы дают учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.     

       Выполняя проектные работы, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач. Определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, презентация, видеофильм и др.)

Так, например, при изучении темы «Декор мебели», применяются различные предметы (стулья, столы, комоды, шкафы, фортепьяно) для декорирования с использованием различных материалов и техник.

       Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна. Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Во всех проектах, связанных с художественным оформлением интерьеров, главным является совместное творчество. Принцип оформления – использовать детские эскизы для создания проекта. Даже небольшое приобщение к замыслу делает ребенка автором. Учитель, конечно, режиссер процесса, но он должен оставаться в тени. После обсуждения остается обобщенный эскиз, который дополняется идеями многочисленных авторов. Ощущение своей значимости и нужности, помогут ребенку творчески мыслить, смело включаться в работу, предлагать свои идеи.

    В этом проекте учащиеся декорируют старую мебель для заданных интерьеров различными техниками, используя подручный материал.

Вывод:

    Процесс создания проектов оформления мебели бесконечен. Каждый выпуск вносит что-то свое в оформление школы, свой стиль, свои умения. Появляются новые материалы и техники, применяемые в оформительских работах, так что осваивать новые техники нужно постоянно и учителю, и ученикам.

    Таким образом, создавая проекты, используя свои интересы, полученные знания, проведя исследования по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Консультантами и руководителями становятся учителя, родители, старшеклассники.

Отчет:

Работая с детьми над этим проектом, я увидела большой интерес к данной теме. Именно здесь я увидела творческий потенциал каждого ученика. Пройдя все творческие этапы создания декоративно - оформленной мебели ученик развивает и формирует свой способности.

Учащиеся при создании декорированной мебели на определенную тему приучаются мыслить категориями гармонии. Задействуя впечатления, представления учащиеся совершают мыслительные операции. Все это формирует творческие способности учащихся, а использование различных техник развивает фантазию и твердость руки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: