Москва, Центральный музей Вооружённых Сил СССР

Класс Урок №3

Тема: ОСТ (Общество станковистов)

Наряду с АХРР, в которую входили художники старшего и среднего поколения, обладавшие ко времени революции уже большим творческим опытом, активную роль в художественной жизни тех лет играла группа ОСТ (Общество станковистов), организованная в 1925 г. Она объединила художественную молодежь первого советского художественного вуза — ВХУТЕМАСа.

Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.

Учредителями общества художников-станковистов выступили: Анненков Ю. П., Дейнека А. А., Вильямс П. В., Денисовский Н. Ф., Костин С. Н., Лабас А. А., Пименов Ю. И., Штеренберг Д. П..

«Остовцы» боролись за станковую картину, в которой стремились передать дух современности, жизнь новой, индустриальной России, и прежде всего нового человека — строителя этого индустриального мира, прибегая к минимум выразительных средств, но очень динамично.

Основные темы:

-индустриализация России, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека;

-жизнь города и городского человека XX века;

-массовый спорт.

Основная задача —борьба за возрождение и дальнейшее развитие станковой картины на современную тему или с современным содержанием.

Для произведений характерны:

-обострённая лаконичность формы, её нередкая примитивизация;

-динамика композиции;

-графическая чёткость рисунка.

В связи с разногласиями в 1928 г. внутри общества определились две группы художников, отличавшихся своими творческими позициями:

первая группа - в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др. Тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.

вторая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере, предпочитая лиричность и живописность рациональной организации произведений.

В 1931 г. Общество станковистов раскололось на два объединения — ОСТ (группа Штеренберга) и «Изобригада».

В 1932 г. общество художников-станковистов было распущено в связи с созданием Московского отделения Союза советских художников.

 

Оборона Петрограда А.А.Дейнека

Год

Холст, масло

Москва, Центральный музей Вооружённых Сил СССР

«Портрет Ахматовой» (1922), К. Петров-Водкин

Грусть и даже скорбь, которыми овеян портрет, здесь не случайны. В 20-е годы на долю Анны Ахматовой выпали тяжкие испытания – за год до этого был расстрелян бывший муж, немало горя принесла революция и гражданская война. В те годы, даже когда Ахматова улыбалась, чувствовалось, что она делает это как будто через силу. Это роднит ее образ со святыми, которых изображают на иконах. Петров-Водкин отлично использовал это в портрете, что позволило ему придать образу поэта особую глубину.

В этом портрете художник имитировал греческий стиль. В отличие от тех, кто обычно подчеркивал эффектный и красивый облик поэтессы, Кузьма Сергеевич выделил в ее лице строгую сосредоточенность и серьезную работу мысли. Портрет передает скорее эмоции, испытываемые женщиной, чем внешний вид. И, конечно, это образ человека творческого и интеллектуального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: