От Елизаветы I до Екатерины II

Другая обширная область распространения буддизма появилась в Забайкалье, где проживали буряты. Первый стационарный храм появился там в 1725 году, а в 1741-м императрица Елизавета Петровна царским указом объявила буддизм одной из официальных российских религий. В конце XVII – начале XVIII веков, по словам доктора исторических наук Сурун-Ханды Сыртыповой, буддизм активно развивался на бурятских землях: «На этот период пришелся расцвет книгопечатания, происходило строительство, возобновление и создание новых храмов при монастырях, замена деревянных строений каменными. Создавались новые художественные школы и течения, о которых мы, к сожалению, пока еще знаем очень мало».

Со времен Екатерины II главы буддистов Забайкалья носят титул Пандидо Хамбо Лам. Первым из них в 1764 году императрица утвердила в этой должности Дашу Доржи Заяева (1710–1776) – монаха, ученого и учителя, получившего классическое образование в Тибете. Буряты считают, что появление Хамбо Ламы способствовало объединению разных забайкальских кочевых племен, в результате чего образовался бурятский народ. Один из Хамбо Лам прославил Бурятию во всем мире – это Даши Доржо Итигэлов (1852–1927), чье нетленное тело, сидящее в позе медитации, до сих пор находится в Иволгинском Дацане недалеко от Улан-Удэ, привлекая своим благословением множество паломников.

В конце XIX – начале XX века в Бурятии было около 40 храмов и монастырей; при некоторых дацанах были школы, в которых изучали философию, цаннид (логику ведения философских диспутов), медицину, ритуалы и искусства.

  Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

 

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

· правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

· правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

· правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

· правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

· правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

· правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

· правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

· правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

  Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

1. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.

2. Даже обычный человек (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения.  

3.  Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания.

 

По мнению буддистов, существуют Мир Богов, Мир Животных и Мир Людей - всем нам хорошо знаком, но миров людей так же существует огромное множество, отличных по качеству. Эволюция человечества описывается в формах, отчасти заимствованных из индуистской мифологии, отчасти напоминающих современные представления о возникновении собственности и государства. Изначальное человечество мыслится полу-божественным, люди живут по 84 тысячи лет и питаются неким "земляным пирогом", причем они могут обходиться без пищи, но аромат этого пирога так привлекателен, что люди в конце концов съедают его полностью. К этому времени срок их жизни сокращается, их тела грубеют, формируются органы пищеварения, и они уже не могут обходиться без еды. Люди начинают выращивать рис; однако его не хватает на всех, люди начинают проводить межи - и возникает представление о собственности. Разграничение собственности приводит к воровству, а воровство - к беспорядкам и столкновениям между людьми. Чтобы положить предел усобицам, люди решают избрать самого достойного в цари; царь же находит себе помощников. Так формируется воинское (кшатрийское) сословие. В это время в мире появляется первый будда (всего в течение нашей эпохи их должно прийти тысяча).

Традиционные буддийские представления о мире –  таковы: вселенная по своей природе троична, она состоит из трех уровней, или трех миров – мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не‑форм (арупадхату). Мир желаний, часто изображаемый в виде «колеса», подразделяется на шесть уровней, на которых существа могут бесконечно перерождаться в новой жизни: это преисподняя, мир животных, мир голодных духов, мир демонов, мир людей, мир богов. Космическое время циклично.  Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого – страдание живых существ), так и метафизического характера. Причина существования миров –совокупная   энергия  живых существ.

 Вопросы по теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: