Когда мы занимаемся основными законами становления и исчезновения, законами развития, то мы делаем это не только для того, чтобы пополнить свои знания, но и по политическим причинам. Кому из нас не приходилось однажды слышать (а может быть, и думать самому): «Надо наконец попытаться двинуть все дело вперед одним мощным рывком (как бы подстегнуть развитие!)». Или: «В истории ничего не возьмешь с налету.
44
Надо подождать, пока сложится, созреет подходящая ситуация. Многого ли стоит вся эта болтовня о революции? Неустанное попечение о жизненно насущных реформах в итоге дает гораздо больше». Здесь можно было бы поразмыслить над многими возражениями или вопросами примерно такого рода: «Может быть, в истории и есть развитие, но вот почему оно есть, этого мы не можем узнать». Или: «Допустим, в истории обнаруживаются законы становления и исчезновения. Однако все, что делаем мы, люди, связано с нашими знаниями. Таким образом, сформулированные философами законы исторического развития имеют духовную природу. То, что говорилось выше об основном вопросе философии, совсем не относится к истории». Действительно ли не относится?
Мы хотим обсудить все эти вопросы, ибо они показывают, насколько важно для правильных действий в политике изучение законов становления и исчезновения.
Только в сказках бывает так, что за время столетнего сна за терновой изгородью не изменяется ни спящая красавица, ни королевский замок. И только в сказках существует такой источник живой воды, в который погружаются старыми, а выходят молодыми. На самом же деле никто и ничто не может избежать естественного закона становления и исчезновения — ни растения, ни животные, ни человек.